Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

2.6. Эпоха эллинизма и Римской империи


Вспомним, что первый период ранней греческой философии - охватывает более 150 лет. Второй - классической философской мысли-около 100 лет. Последний, третий период истории античной философии, связанный с эпохой эллинизма и Римской империи. Он начинается с конца IV в. до н.э. и заканчивается в В-УИ ст. .э. Этот период охватывает около восьми веков. Философия этого периода существует в виде нескольких основных направлений, мало связанных друг с другом. Это: эпикурейцы /учредитель Эпикур/, скептики/ Піррон/, стоики /Зенон из Кітіону/. Для мыслителей эллинистической и римской эпохи судьба отдельной человеческой индивидуальности выделяется из общей судьбы человеческого мира и создает особое, самостоятельное бытие, которое требует внимательного философского исследования. Закончился этот период развития философии в 529 г. н.э., когда указом византийского императора Юстиниана были закрыты последние философские школы в Афинах, а философах была запрещена их деятельность.
Эпикур /341-270 гг. до н. э./ философ-материалист, афинянин, основал свою школу "Сад".
Эпикур разделяет свое учение на три части - "каноніку"- учение о познании, "физику" - учение о природе и "этику".
Учение о бытии. За Епікуром во Вселенной существуют только тела, которые состоят из неделимых частиц - атомов /вспомним учение Демокрита/. Эти атомы различаются по величине и форме. Они находятся в постоянном движении. Однако, в отличие от Демокрита, у которого атомы двигались прямолинейно, в Эпикура они могут двигаться криволинейно и спонтанно, что сближает его точку зрения по современным пониманием движения элементарных частиц.
Эпикур признавал наличие бесконечного числа миров в безграничном пространстве. Душа также состоит из атомов, особенно тонких и рассеянных по телу, и похожа на Ветер. Любые тела, некогда возникли, а временем распадаются, а вместе с ними и человеческая душа. "Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть придет, - нас уже нет". Соглашаясь с мнением всех людей. Эпикур признавал существование богов, которых не нужно бояться, но им следует поклоняться и не ждать от них помощи.
В этике Эпикур находился под влиянием основателя школы кіренаїків - Аристіпа: наслаждение - единственное благо для человека. Наслаждение Епінур понимал как отсутствие страданий. Чтобы избежать страданий, человек должен избегать тревог, опасности, участия в общественных и государственных делах. Много внимания епікурійці уделяют борьбе с предрассудками, а также с религией, которая вселяет в человека страх перед смертью.
Учение о познании. Источником человеческих знаний является чувственное восприятие мира и основанные на его обобщенные представления об окружающем мире. Все ложные знания возникают из следствие ошибок нашего мышления. Эпикуреизм достаточно широко воздействовал на сознание мыслители в следующих этапов эллинистической эпохи, в частности Рима. Наиболее известным из последователей Эпикура в Риме был Тит Лукреций Кар /99/9555 гг. до н. э. / . До нас дошла его поэма "О природе вещей", в которой он последовательно изложил свою материалистическую, атомистическую позицию.
В конце IV в. до н.э. возникает школа стоицизма. Основатель этой школы - Зенон из Кітіону. /ок. 336-264 гг. до н. э. / . Эта школа была логическим продолжением школы софистов, но имела свои особенности. Дальнейшее расстройство общественных отношений, угроза распада Римской империи поставили перед философами задача создания более жестких норм морально-этического воспитания граждан в обществе. Вместо теории "свободного обращения", достижения повседневной наслаждения и неограниченного блага, нужно было разработать основы рациональной этики, построенной на принципах соблюдения разумных потребностей. Конечно, такая теория имеет большую ценность в сегодняшних условиях. Вместо коллективных форм ответственности людей масс место индивидуализация человека, повышения Ее ответственности за свои действия. Проповедуется фатализм, вера в человеческую судьбу, трагическое становится героическим. Вместо альтруизма проповедуется эгоизм, эгоцентризм и аскетизм В мире царит неумолимая необходимость /фатализм/, учат стоики, и нет возможности противостоять ей, человек полностью зависит от всего, что творится во внешнем мире, природе. И мудрец, и невежда подчиняются необходимости, но "мудрого необходимость ведет, глупых - волочит". Мудрость позволяет сдерживать аффекты /чувственные порывы/, но для этого нужно выработать в себе четыре добродетели: благоразумие, неприхотливость, неумолимость, мужество и таким образом можно выработать идеальный, согласно учению стоиков, способ отношения к миру - апатию /отсутствие переживаний, бесстрастие, общее блаженство/. В плане имеющихся в то время социальных проблем следует рассматривать появление такого направления в философии, как скептикам. Основателем скептицизма был Піррон /ок. 360-270 гг. до н.э./. По преданию, он ничто не считал ни прекрасным, ни уродливым, ни справедливым и считал, что истинно ничто не существует, а человеческие поступки руководствуются только законом и обычаем. Піррон объявляет невозможным любое истинное знание о вещи окружающего мира.
Скептицизм, неверие в возможность познания мира, особенно распространяются в переломные периоды развития общества, когда старые общественные идеалы ветшают, а новые еще не сложились. Учение скептицизма особенно распространилось в период средневековой философии, когда царила схоластика и надо было принимать на веру даже абсурдное. В более поздние времена скептицизм перешел в новую форму - агностицизм, который выдвигал тезис о принципиальной невозможности познания, образование и ограниченность человеческого разума в познании.



Назад