Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Глава 10. Историческая проза


Пародна проза - явление сложное и многогранное. Она ли не в наибольшей степени зафиксировала весь объем мировоззрения народа, разнородность его мифологических, религиозных представлений, морально-этических, эстетических норм всех исторических периодов. Вобрав черты менталитета и мировоззрения украинцев, она дает возможность достичь глубин далекого прошлого наших предков, понять их образ мышления и світочуття, что является необходимым компонентом изучения етноґенезу.

Сложной проблемой для фольклористов оказалось определения жанров народного эпоса. До сих пор не существует устоявшейся позиции относительно критериев при определении жанров устной народной прозы. В практике многих зарубежных стран приоритет предоставляется отношению рассказчика к собственной истории. Впервые такой подход предложил еще в 30-х годах немецкий ученый X. Седов. По его классификации повествовательная проза делится на три группы: 1) меморати - рассказы о событиях из собственной жизни, воспоминания, которые не стали традиционными, а потому не имеют установленной формы; 2) хронікати - бессюжетные хроникальные сообщения, короткие информации; 3) фабулати - сюжетно оформлены фабульні рассказ. Данная классификация сориентирована на характер повествования.

В российской фольклору закрепился принцип разделения прозаических жанров по характеру эстетического отношения сказания к действительности. Основан он В. Проппом, по мнению которого весь массив народной прозы делится на 1) произведения, в действительность содержания которых не верят, и 2) произведения, в реальность содержания которых верят. «В первом случае имеем художественное оформление выдумки (все образование сказочного типа), а во втором - художественную передачу действительности или того, что принимается за нее (все виды легенд, сказаний, преданий)». Но и этот принцип «отношения к действительности» ученые понимают по-разному С. Азбелєв, например, главную суть видит в том, реально ли фантастически изображены события в эпическом произведении. В. Соколова акцентирует внимание на том, реальный или вымышленный персонаж в нем главный.

Украинские фольклористы начали с классификации прозы по предметно-тематическому принципу (сориентированным преимущественно на распределение материала по его персонажами). Впервые применен М. Драгомановым, он долго использовался украинскими учеными В. Антоновичем, И. Франком, В. Гнатюком. Но уже тогда И. Франко в своих теоретических разработках (в частности, в предисловии к сборнику «Галицкие народные сказки») высказывался за соблюдение принципа распределения материала по литературными формами.

Значительным шагом в фольклору была классификация жанров неказкової прозы, предложенная К.В. Чистовым, который выдвинул системный критерий: 1) по признаку времени - старые, менее древние, современные; 2) по локальной признаку - прикріпленості ли неприкріпле-ности (связь с определенной территорией, города, реки, горы и т. п.); 3) за наличием или отсутствием сверхъестественных персонажей (элемент мифологии, фантастики); 4) по отношению рассказчика к событиям, которые лежат в основе произведения.

Используя критерии, выдвинутые К.В. Чистовым, С.В. Мишанич ввел в жанровая дифференциация понятия эпический ракурс - угол, под которым рассказчик подает события, и эпическая дистанция - пространственная и временная удаленность процесса рассказы от тех событий, которые лежат в основе фабулы. Сопоставляя эти критерии, ученый выделил три основные формы проявления эпического ракурса и эпической дистанции: 1) субъект находится на внешний относительно изображаемого позиции (не обнаруживает своего участия в изображаемом, находится вне его, не выражает своего отношения; рассказ о прошлых событиях со значительным временным интервалом, отстраненная повествование от третьего лица); 2) субъект находится на внутренний относительно изображаемого, но внешний относительно других персонажей рассказа позиции, то есть он является очевидцем, свидетелем, наблюдателем событий, в которых он сам не участвовал (повествование более эмоциональная, детализированная, но без раскрытия внутреннего мира персонажей, а лишь предположение об их мысли, чувства, эмоции; могут высказываться предположения, догадки, собственные наблюдения, но рассказ отстраненная, преимущественно от третьего лица); 3) субъект находится на внутренний относительно изображаемых событий и других персонажей повествования позиции, т.е. сам выступает одним из участников и повествует о себе (рассказ субъективная, эмоциональная с ярко выраженной оценке изображаемого, внутренне-психологической Мотивацией поступков; детализированные описания, цитируются диалоги, прямая речь; Преобладает настоящее время, повествование ведется от первого лица).

Пользуясь этими основными критериями жанровой классификации К. Чистовая и С. Мишанича, можно выделить основные жанры исторической прозы: легенда, перевод, народное рассказ, быль.



Назад