Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

3.1. Общая характеристика философии средневековья, основные этапы ее развития


Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философия средневековья принадлежит к эпохе феодализма /V-ХV ст./.
Особенности философии средневековья. В отличие от греческой философии, которая была связана с языческим багатобожжям /политеизмом/ философская мысль средних веков основывается на вере в единого бога /монотеизм/ В основе христианского монотеизма лежат два важных принципа: идея божественного творения и идея божественного откровения. Обе эти идеи тесно связаны между собой и предусматривают единого бога, выраженного в человеческом лице. Идея создания лежит в основе средневековой антологии, а идея откровения сосновой теории познания /через бога/. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви. Средневековое мышление по сути является теоцентричне: реальностью, которая определяет все сущее, является не природа, а бог.
Мировоззрение в средневековой философии называется креационизма от латинского слова "creatio" что значит творить.
Учение о бытии. Согласно христианским догматом, бог создал мир из ничего, создал актом своей воли, вследствие своего всемогущества. В средневековой философии действительным бытием может быть только бог. Он вечный, неизменный, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. В отличие от бога, созданный мир не обладает такой самостоятельностью, потому что существует не благодаря себе, а благодаря богу. Отсюда изменчивость мира, его текучесть и несамостоятельность.
Проблема познания. Христианский бог недоступен для познания, но он раскрывает себя человеку и его открытие предъявлено в священных текстах Библии, толкование которых и является основным путем познания. Изучение дня я писания привело к созданию специального метода интерпретации исторических текстов, который получил название герменевтика. Таким образом, знание о создан мир можно получить только сверхъестественным путем и ключом к такого познания является вера.
В средневековой философии необходимо различать бытия и су тніть познания той или иной вещи начинается с ответа на такие вопросы:
1/ есть Ли дело?
2/ Что она собой представляет? Какая она?
3/ Для чего она существует?
Ответ на первый вопрос дает возможность выяснить существование вещи. Ответив на остальные вопросы можно выяснить сущность вещи. Эту проблему в средневековой философии рассматривает Боэций. Согласно его воззрениям бытие и сущность сходятся только в боге. Что же касается створеннях вещей, то они сложные и бытие и сущность в них не отождествляется. Чтобы та или иная сущность получила свое существование, она должна быть создана богом.
Проблема человека. На вопрос, что такое человек, средневековые философы давали разные ответы: одна из них - это библейское определение сущности человека как образа и подобия божия, существовали и другие определение: человек - это умное животное. Исходя из этого, философы средневековья задавали такой вопрос: какой начало преобладает в человеке - умный или животный?
Главной особенностью в решении этого вопроса является двойная оценка человека. С одной стороны, человек создан по "образу и подобию" божьему и является царем природы. А царю необходимы две вещи; во-первых, свобода и независимость от внешнего воздействия; во-вторых, чтобы было над кем царствовать. И бог наделяет человека умом, независимой волей и способностью рассуждать и различать добро и зло. Это и есть сущность человека, образ божий в ней. А для того чтобы человек был царем в мире, состоящий из телесных вещей и существ, бог дает ему тело и душу, как признак связи с природой, над которой он царствует.
Как видим, в средневековой философии человек не является органической частичкой космоса - она вроде бы вырвана из космического естественной жизни и поставлена над ним. Она выше космоса и должна быть царем природы, но через свое грехопадение, которое присуще ей, человек не владеет собой и полностью зависит от милосердия бога. Двойственность положения человека - важнейшая черта .середньовічної антропологии. Но следует отметить, что человек средневекового общества есть прежде всего духовная. Она осознает себя не просто "греком", "гражданином", "рабом", а прежде всего одухотворенной /такой, что имеет душу/ существом.
Феодальная эпоха - это не только "темные века" в поступательном движении человеческой цивилизации. Феодальные производственные отношения обеспечивают человеку значительно более широкие возможности для активного воздействия на окружающую бытия, рост роли духовного момента по сравнению с античными, 3вязки, включающие индивида в священные общности, а такой есть прежде всего церковь, имеют исключительно духовный .характер.



Назад