Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

1.1. Актуальность, предмет, задачи курса. Место религиоведения в системе гуманитарных наук.


Место религиоведения в системе гуманитарных наук. Актуальность изучения религиоведения обусловлена прежде всего не искусственными факторами. 1. без элементарных, синтезированных знаний о религии не возможна полноценная гуманитарная подготовка в высшей школе, потому что религия пронизывает всю культурное наследие человечества; 2. обращения украинцев в своих религиозных основ после насаждаемого атеизма должно иметь орієнтувальне направления, чтобы не порождать противостояния на религиозной почве; 3. подъем духовности, что есть начальною потребностью времени возможно только в среде людей религиозно развитых.

Предметом религиоведения является выяснение сути, содержания и истории, становление как религии в целом и ее отдельных вероисповедных форм, роли религии и церкви в жизни человека и общества. Основные задачи изучения дисциплины: - Дать определенный объем знаний о религии вообще и в общих чертах охарактеризовать те отдельные религии, как особо воздействиями на цивилизационную эволюцию человечества; - Показать место и роль религии в системе культурных ценностей, в становлении государственности и общественных форм; - Проследить религиозную ситуацию в прошлом и современном по определению тенденций и перспектив ее развития;- Раскрыть проблему свободы совести и вероисповедания в теоретическом и практическом решении; - Определить связь религии с экономикой и предпринимательством; - Способствовать формированию религиозно развитых людей, выработке у молодежи высоких духовных запросов. Религиоведение зарождается еще в глубокой древности. Уже в античные времена делались попытки изучить и понять религию как таковую. До первых релігієзнавств можно условно отнести: греческого философа Ксенофана Колофоннського (570 - 478 г.г. до н.э.), римского историка Флавия (37 - после 100 г.г. Н.Э.), индийского императора Акбара (1542 - 1605), исламского философа Аверроэса (1126 - 1198) и др. Одним из родоначальников религиоведения как отдельной отрасли знаний был английский исследователь Эдвард Тейлор (1832 - 1917), который в своем труде „первобытная культура” описал природу религии и ее эволюцию. Плодотворно работали в этой области также Герберт Спенсер (1820 - 1903), Джон Леббок (1834 - 1913), Джеймс Фрезер (1845 - 1941), и др. Хоть религиоведение вместе с теологией (богословием) являются двумя формами постижения феномена религии, путать их не надо. Теология как наука о Боге тоже соответствует критериям научного знания, но она в основном занимается разработкой определенного религиозного учения, приспособлением его к новым условиям. Религиоведение не разрабатывает, а лишь изучает и анализирует религию; оно не имеет такого субъективного направления как теология. Ставить вопрос „что лучше: теология или религиоведение?” нецелесообразно. Религиоведение, и как наука и как учебная дисциплина изучает только религию, но те или иные стороны религии изучаются целой системой наук: философией, историей, культурологией, историей культуры. И результаты исследований этих наук используются в религиоведении. Ядром теоретического религиоведения выступает „философия религии”. К теоретического направления в религиоведении также относится „Социология религии” и „психология религии”. Кроме того, есть исторический направление в религиоведении, или „история религии”. В определенном смысле религиоведение является своеобразным комплексом взаимосвязанных научных, прежде всего гуманитарных дисциплин. Поэтому эта наука и дисциплина позволяет составить целостное представление о такое сложное явление как религия. А синтезированные знания лучше интегрируются и используются в других близких дисциплинах. Можно сказать, что религия помогает изучению других гуманитарных дисциплин.



Назад