Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

1.2. Понятие, исторические формы, типы, структура религии


 

Термин „религия” латинского происхождения и означает „благочестие”, „набожность”, „святыня”. Некоторые исследователи выводят его этимологию от слова „связь”, давая разуметь тем самым связь человека с Богом, земное с небесным. Американский ученый Іерхарт отмечал, что религия уподобляется времени - все чувствуют, что это такое, но не так легко уловить его суть и дать точное определение.
Среди множества определений предлагаем то, которое сделано на основе объяснений Ивана Франко. Оно комплексное, определяет религию на ее высшем цивилизационном уровне развития и может одновременно служить своеобразным мерилом современной религии и религиозности. Франко выделял три составляющие понятия религии:
1. Вера в некие надземные, высшие существа, одаренные высшей силой, чем люди, вера в то, что в людях есть часть той наивысшего существа - душа;
2. Чутье, любовь к той высшего существа и до других людей; любовь к добру и справедливости;
3. добрая воля человека и ее решение жить и самому так, чтобы приближать и других своей жизнью и своими поступками к той существа.
Основным компонентом выступает „вера”, потому что без нее не возможны два других и она является фундаментальной чертой человека вообще. „Если человек живет, то она в то и верит” - говорил Лев Толстой.
Вячеслав Липинский давал и такое определение: „Религия - это определенно догмой очерчена, неуверенным ритуалом обнаружена и отдельной духовной организацией представлена общественная вера в Высшие Силы, послушание которым и выполнение их законов есть потребностью и обязанностью людей, что к данной религии принадлежат”.
Религия безусловно связана с мировоззрением человека. Но некоторые философы, особенно марксистского направления упрощенно трактуют эту связь. Они не просто подают религию как форму или тип мировоззрения, но и решительно противопоставляют ее т.н. „научному мировоззрению”. Но вопросы возникают лишь тогда, когда вспомним, что людьми глубокой религиозности было много великих ученых: Блез Паскаль, Эр он Шредингер, Иван Павлов, Альберт Эйнштейн, Эммануил Кант, Чарльз Дарвин и множество других. Причины возникновения и функционирования религии следует искать не только в материальной (страх перед силами природы, зависит от нее, тяжелые условия жизни), сколько в духовной сфере жизни человека. Ведь из всего живого мира человек отличается именно своими духовными запросами. В частности, советуем обратить внимание на такие факторы существования религии: стремление к гармонии человека с окружающим миром; желание решить проблему жизни и смерти, и выработать справедливые основы сосуществования; философские поиски людей „смысл жизни”; осознание общественной, политической и особенно, моральной значимости религии (формула: „Если Бога нет, то все дозволено”).
По данным науки известно, что религия возникла около 25-40 тыс. лет назад, в эпоху палеолита. То есть, на относительно уже высокой ступени развития человеческого общества. По мере развития человека развивалась религия, менялись ее формы. Схематически этот путь можно обозначить как переход от политеизма (многобожие, язычества) к абстрактному монотеизма (единобожия).
Развитие религии в ее исторических формах можно изобразить достаточно условно так:
Среди ранних или первобытных форм религии и связанной с ними обрядности выделяют следующее:
- Тотемизм (от індіанськ. „то-отем” - его род) - вера в общее происхождение и кровное родство между родом и видом животных, растений, явлением природы.
- Фетишизм (от португ. Fetico - очарована вещь) - поклонение не живым предметам природы.
- Магия (с греч. - колдовство) - вера в существование сверхъестественных средства воздействия на окружающий мир.
- Анимизм (от лат. Anima - душа) - вера в существование в теле человека его двойника - души, которая представлялась в материальном выражении.
Исторические формы религии имеют относительный характер и в чистом виде не существуют. Они не разделены между собой глухой стеной, высшие формы включают видоизмененные элементы предыдущих. Вместе с тем, они позволяют составить представление об эволюции религии с одновременным сохранением ее сущностных признаков.
В религиоведении религию также классифицируют (делят на группы) по типам. Есть разные типологізаційні схемы. В частности. С учетом времени и условий формирования, этническому признаку, географией распространения, отношением государства к религии и т.д., чаще всего выделяют следующие типы: родоплемінні, национальные (иудаизм, синтоізм). мировые (христианство, ислам, буддизм), традиционные и привнесенные, Западные и Восточные, государственные и не государственные, нерелигиозные и др. Одна и та же конкретная религия может относиться сразу к нескольким типам. Так, буддизм, кроме того, что относится к мировых религий в Японии относительно синтоизма является привнесенной религией и имеет государственный статус.
Религия напоминает дерево которое развилось из одного корня. Все развитые религии имеют общие признаки: начинались с вероучений и проповеднической деятельности, возникновений религиозных общин и набирали окончательного оформления с возникновением Церкви.
Слово „церковь” (с греч. - дом божий) у нас имеет значение, храма, места богослужения и религиозного сообщества. Как религиозная община, Церковь - это структурированная организация сторонников определенного вероучения с целью его культивирования и распространения. Основные признаки Церкви: 1) наличие хорошо разработанной и культовой системы; 2) иерархический характер построения и централизация управления; 3) разделение принадлежащих на духовенство и простых верующих.
Церковь играет очень важную роль в сохранении и воспроизведении религиозных традиций, в удовлетворении духовных потребностей верующих. Но вполне отождествлять Церковь и религию нельзя, потому что трактовка ее представителями вероучения изложенного в священных книгах, иногда довольно далеко отходит от первоначального содержания. Церкви постоянно вовлечены в политическую орбиту. Часто можно услышать: „Я верующий человек, поэтому очень редко хожу в церковь”.
Итак, современные Церкви должны соответствовать своему назначению: удовлетворять духовные потребности верующего человека.


Назад