Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

1.3. Религия и культура функции религии


 

Религия пронизывает всю жизнь человечества. Из истории известно, что она часто была своеобразной реакцией на общественный строй (христианские объединения в рабовладельческие времена, религиозные войны средневековья), служила важным политическим фактором (создание с помощью Ислама могущественной империи - Арабского халифата), ускоряли или тормозили прогресс. По сути религия огортала в свои формы множество явлений, которые не имели к ней прямого отношения. Много традиций сложилось именно под влиянием религии. В частности, и обыкновение отдыхать после каждых шести дней труда связан с Библейским сказаниям о создании Богом мира в течение шести дней.
Аналитики считают, что религия не просто является частью культуры, а может, даже самой главной, важнейшей ее частью, которая формирует образ нашего мышления и всю систему нравственных чувств. Российский академик Д.Лихачов даже утверждал, что позарелігійної культуры не бывает. Он здесь имел в виду под культурой определенную систему ценностей.
Особенно тесная связь религии с искусством. Они и во времени возникают одновременно. Некоторые исследователи считают, что именно искусство возникло из религиозного сознания и религиозного отношения к миру: „Искусство является непосредственной организацией субъективных религиозных переживаний”. Примером может быть трипольская культура. В стенах Церкви зарождались, например, такие жанры музыкального искусства как: реквием, прелюдии, оратории, кантаты и др. Под влиянием религии формировались современные литературные языки.
Можно сказать, что религия и Церковь искали в творческих видах (музыке, архитектуре, живописи, скульптуре) средства для усиления своего влияния, давая им мощный гуманистический импульс и философский смысл. А художники с помощью религии делали свои произведения доступными для общественности. Религия и искусство будто находят друг друга. Но положительный взаимовлияние возможен лишь при условии соблюдения не так буквы, как духу религии. Примером может быть такой жанр как иконопись. Вместе с тем, религия определенным образом может тормозить развитие искусства. Известно, например, что народы, исповедующие ислам, не дали миру ни великих художников, ни великих скульпторов, потому что эта религия не использует соответствующих художественных жанров. Но, зато, исламское искусство дало миру вполне оригинальные образцы архитектурного и орнаментного стиля.
Более сложными являются „отношения” религии с наукой. В прошлом можно найти многочисленные примеры того, как религия, с одной стороны, тормозила развитие науки, а с другой, - как способствовала научном прогресса. Много научных открытий было сделано людьми, причастными к религии и церкви. К ним иногда приводили даже религиозные размышления. Наша современница Н.Околітенко обращает внимание, что Фома Аквинский, раздумывая как Всевышний создал мир, дал такую формулировку вакуума: „Ничто, без формы и качества, в котором существуют все формы образа”. До него только теперь дорастают физики. Н. Околитенко напоминает, что наука, как и религия, требует веры: „На веру мы воспринимаем не только постулаты классической механики или геометрию Лобачевсько-Римана, но и сам факт объективного существования мира, что доказательствам не поддается”. Известный ученый и богослов Пьер Тетяр де Шарден так и писал: „После почти двухсотлетней борьбы наука и религия не смогли преодолеть друг друга. Наоборот, стало понятно, что они не могут развиваться врозь. Вера и наука - две фазы единого процесса познания мира".
Грани между наукой и религией особенно стираются в наши дни, когда сознание человечества или информационный фактор становятся, как высказывался В. Вернадский, такой же материальной силой как энергия или земное притяжение. Ба, больше Иван Франко отмечал, что "разум и просвещение" не противоречат религии и истинной религиозности, но, наоборот, должны быть их главной основой". Без образования и науки религия постоянно сползает в пропасть религиозного фанатизма, то есть нетерпимости и агрессивности. А это является полным анахронизмом для современной эпохи.
При анализе отношения между наукой и религией надо помнить основной методологический принцип: это две разные сферы человеческого бытия. "Религию нельзя доказать, ни опровергнуть никакой логикой, потому что человек мыслит водной плоскости, а верит в другой" - отмечал ученый Борис Ярхо.
Таким образом, религия является не просто частью культуры, но и тесно связана с такими ее творчески-действенными формами как искусство или наука. Путешествие в религию - это путешествие в глубины человеческой культуры, в самые сокровенные закоулки духовного мира человека.
Особое место религии в цивилизованном развитии человечества, в системе культурных ценностей уже указывает на ее возможность и способность удовлетворять определенные потребности человека и социума. Другими словами, религия имеет определенные функции.
Функциональность религии - одна из ее основных сущностных характеристик. Она имеет определенные уровни своего проявления:
Функциональность религии реализуется через интегративную совокупность определенных функций. Чаще всего выделяют следующие основные функции:
1. Компенсаторная: в религии человек находит то, чего не имеет вне ее. В частности, компенсируется бессилие, зависимость людей от объективных условий. Для многих Бог является последней незрадливою надеждой.
2. Терапевтическая (утішальна): религия снимает негативные последствия стрессовых жизненных ситуаций, способствует сохранению внутреннего покоя. Хороший, добрый священник иногда лучше квалифицированного психиатра.
3. Мировоззренческая: религия формирует мировоззрение, в основе которого моральные, духовные ценности, понимание смысла жизни. Здесь знания о мире тесно связаны с моральными нормами. Верующий ученый особенно переживает последствиями революционных преобразований в науке.
4. Регулятивная: способность религии через систему норм и предписаний регулировать отношения между людьми.
5. Интегративная: религия может объединять и сплачивать людей лучше будь которые клубы по интересам. Но бывает и наоборот.
6. Коммуникативная: религия обеспечивает общение принадлежащих к ней людей на личностном и вне корыстном уровне. А в наши ощущается дефицит такого общения.
7. Культуроформуюча и культурозберігаюча, етноформуюча и етнозберігаюча. В условиях уменьшения количества народов и их культур, в частности языков, именно религия может помочь сохранению и развитию такого нужного для обычно человеческого прогресса разнообразие. А может и наоборот, ускорить процесс нивелирования.
Религия занимает в жизни человека и общества определенную нишу, которую заполнить иначе трудно или невозможно. Украинский ученый В. Липинский писал, что „религия и церковь в творения культуры и достройки государства привели как ничем не заменимая школа дисциплины социальной и нравственной”. Он также отмечал, что без такой сдерживающей силы, которой есть религия и церковь, в общественной жизни воцаряется в конце концов грубая сила материальная „ЕЕ господство ведет всегда к развалинам и анархии, к ничем не ограниченного права сильнейших обижать слабых в и к ничем не ограниченного права слабых бунтуватися всеми средствами против сильнейших”, - предупреждает В. Липинский.
Почти аксиомой, что человек с богатым духовным миром, широкими духовными запросами рано или поздно, в той или иной форме, приходит если не к религии то хотя бы к идее Бога, как персонифицированной идеи добра и справедливости, идеи прекрасного. В частности, так произошло с Александром Довженко, о чем свидетельствует запись в „Дневнике” за 2 январе 1946 г.

Таким образом, религия была и является неизменным спутником и составной цивилизации. Она является прежде всего духовным явлением, что вместе с тем влияет на все стороны жизни человека и общества и о ней нельзя судить упрощено и однозначно. Чтобы постичь смысл любой развитой религии надо очень много знать.



Назад