Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

2.1. Структура этнических религий


 

Довольно часто в учебных пособиях по религиоведению можно встретить типологии религии, что в значительной мере, перешла из старых советских учебников. Известно, что в советском обществоведении понятие "этнос" и "нация" часто используются как синонимы, причем предпочтение отдавалось использованию последнего. И хотя возникновения наций связывало с формированием капитализма, сроками производными от "нации", обозначали явления и процессы, которые были присущи докапіталістичним эпохам. В соответствии с этим подходом выделялись родоплемінні, национальные и мировые типы религий. Поэтому в национальных религий относили и современный иудаизм, и верования древнего Египта. Разделение национальных религий на ранние национальные и поздние национальные, терминологической противоречия не снимал, ведь понятие "национальное" переносилось на явления донац. по определению. Да и критерий деления на ранние и поздние национальные религии был чисто формальным - ранние это те, названия которых образуются с помощью префиксов "старо -" и "древне -". Сегодня такой подход уже определенным анахронизмом и только обостряет терминологические разногласия, поскольку понятие "нация" имеют хоть и разные, но четкие определения. Известно несколько теорий, объясняющих сущность нации, среди них: политическая теория нации, психологическая, культурологическая, историко-экономическая (марксистско-ленинская) и этническая теория нации. Наиболее распространенными являются политическая и этническая теории нации. Часто их противопоставляют, еще чаще не различают, и тогда возникают недоразумения. Эти недоразумения, вызванные тем, что понятие "нация" используется для обозначения различных по своей сути общностей: "политической нации" или “гражданской нации” и "этнической нации" (етнонації). Под "политической нацией" чаще всего понимают сообщество, которое объединяет граждан одного государства, которые осознают свою политическую единство независимо от этнического происхождения. Под "етнонацією" понимают определенный этнос, что создал собственное государство и осознает свою политическую единство. В этом случае отмечается на осознании своей политической единства - наличия национального самосознания, которая реализуется через развитие своего собственного государства, где этот этнос является доминирующим. Таким образом, становится нацией тот этнос, который осознает необходимость создания своего собственного государства. Но обе концепции нации исходят из того, что народ который творит нацию является свободным и полноправным в своей политической воли, является носителем суверенитета. Итак Эрнст Ренан был прав, когда писал: "В этом понимании нации - отчасти новое явление в истории. Древний мир не знал их; Египетского, Китай, Которых совсем не были нацией. Это были группы людей которыми правили Сын Солнца или Сын Неба. Не было египетских граждан, не было китайских граждан". Действительно, использование понятия "нация" для обозначения населения государств античности и средневековья не совсем оправдано и связано с англо - и франкоязычной традиции, где слово "нация" означает "государство", "подданство", "гражданство". В первых двух значениях, слово "нация" обозначало государства и государственные образования, которые возникали на полиэтнической или метаетнічній основе и могли быть и деспотіями, и монархиями от сословной к абсолютной, и олигархическими республиками. Итак инициатором создания нации признается государство, а не наоборот. В смысле "гражданство", понятие "нация" вошло в европейский обиход в связи с буржуазными революциями конца XVIII - первой половины XIX века и означало населения, что политически самовизначилося и, следовательно, создал нацию как политическое сообщество. Именно во время социальных революций вчерашние подвергнуты отчуждены от дел страны, превращаются в полноправных граждан, которые распоряжаются ее судьбами, тогда и происходит метаморфоза этноса в нацию. Поскольку эта трансформация происходила в пределах определенного государства, то отождествление "нации" и "государства" для западных исследователей присуще и сегодня. Но, бывшие бездержавні восточноевропейские народы, имели несколько иные обстоятельства націогенезу - для того, чтобы стать нацией, им нужно было стать государством. Учитывая это, нет достаточных оснований относить к национальных религий не только религиозные системы древнего мира, но и некоторые современные. Ведь надо доказывать, что эти религии были выразительными факторами развития нации, или консолидации нации и ими остаются. Причем это касается и политической нации, и этнической. Так, к национальных религий относятся, среди прочих: иудаизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, синтоизм. Действительно, иудаизм был той основой, на которой построено государство Израиль и еврейскую нацию, которая состояла из разноязычных переселенцев, выходцев из разных этнокультурных средах. Синтоизм был официальной идеологией, которая обеспечивала формирование современной японской нации в эпоху Мэйдзи и остается символом японской нации и сегодня. Сикхизм также стал почвой для формирования национального сознания сикхов, которая проявляется в том числе и в борьбе за собственное государство - Халістан. Однако даосизм, практически никогда не претендовал на социально-политическую функцию в Китайской истории. Эту роль играло конфуцианство. Как отмечает Мел Томпсон: "Даосизм принципиально отличается от конфуцианства тем, что базируется на личностном постижении и не имеет социальной составляющей... В пределах личной жизни китаец исповедует даосизм, но когда речь идет о общественные нормы поведения, он становится конфуціанцем". И распространен даосизм не только в Китае и не только среди китайцев. Джайнизм наоборот остается религией меньшинства в Индии, которая не стремится политического самоопределения.
Следовательно использование термина "национальные религии" в отдельных случаях требует обоснования или уточнения, а в отдельных случаях не достаточно корректное. Однако религии, что их относят к национальных, имеют этническую основу. И джайнизм, сикхизм, и синтоизм, и даосизм и другие религии связаны с определенными этническими культурами и сохраняют с ними устойчивая связь. Особенно это касается этногенеза и раннего племенного (трібального) этапа этнической истории, когда религия выполняет етноінтегративну функцию. С развитием этноса, с ходом событий этнической истории, его религиозность может усложняться за счет иноэтнических заимствований и совершенно измениться. Это не приведет к исчезновению этноса - только к изменению его етнорелігійної самобытности. Собственно этническая религия и религия этноса не одно и то же.
Этническая религия развивается вместе со своим носителем - этносом. Когда этнос только рождается, переживает племенной период, ему присуща родо-племенная религия, когда этнос находится на стадии разложения родо-племенного строя - ему присуща ранняя этническая религия, которую уместно называть язычеством. Ведь термин "язычество", который традиционно связывают с политеизмом, а иногда и с идолопоклонством, в первую очередь обозначает этническую религию. Словом "язычество" книжники Киевской Руси обозначали религиозный комплекс, который был распространен среди народа и противостоял христианству. Славянское "язык" имело несколько значений: "член тела", "речь", "речи", "род", "племя", "народ". Во времена противостояния христианства как новой надэтнической веры и традиционных народных (этнических) верований, тех, кто держался их и называли "язычниками". В этом значении слово "язычники" совпадает со словом "плохиши" (лат. "paganus") - "деревенщина" - крестьяне, которые не приняли христианства". Позже, с утверждением христианства на Руси, "язычниками" или "поганцями" стали называть нехристианские народы.
Некоторые религии в силу исторических обстоятельств играли роль официальных государственных культов в полиэтнических государствах и нав'язувались покоренным этносам силой. В таких случаях их следует рассматривать как государственные, так как условием их распространение является государственное принуждение, а не надетнічні и кросскультурные свойства. Примерами таких государственных религий могут быть официальные культы в давньоазійських деспотиях, или культ императора в Римской империи. Октавиан Август подчеркнуто отождествлял свой культ с государством и приказал, чтобы храмы в его честь были посвящены и Рима. В конце концов, мировые религии тоже развивались на основе определенных этнических религиозных комплексов, постепенно приобретая универсальных черт, что превратило их в надетнічні - мировые. Определенные этнические религии в процессе этногенеза и межэтнического взаимодействия могли получить распространение только среди определенной части этноса, или в определенном регионе, который охватывает разные этнические территории. Такие религии относятся к локальным или етнолокальних, во втором случае до региональных. В отдельных случаях этническое и религиозное образует такой неразрывную этнокультурный комплекс, который становится основой, духовным стержнем формирования этнополитического организма - собственно нации. Такие религии и являются национальными.

Итак, этническая религия является сложным и динамичным комплексом, что имеет синхронные и діахронні связи и структуры, следовательно, может служить основой для определения типа религии. Исходя из этого, термин "этнические религии" используется для обозначения типа религии. В зависимости от степени развития, этнические религии делятся на ранние этнические (язычество) и поздние этнические религии. Некоторые из поздних при определенных условиях приобретают статус национальных. По показателю территории и распространение, и ранние и поздние этнические религии могут быть локальными, региональными или (по показателю условия распространения - носителя) государственными.



Назад