Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

2.2. Ранние этнические религии. Религии древних народов Передней Азии и Ирана


 

На протяжении многих тысяч лет человечество развивалось очень медленно. Медленно развивалась не только материальная, но и духовная культура, в частности религиозные верования.
Существует мнение, что такое замедление развития человечества есть результат господства магии.
Магия давала с одной стороны иллюзию возможность влиять на материальный мир, покорять силы природы, но с другой стороны проводило к страха осилить положение вещей некой изменением в традиционном образе жизни, который вступил сакрального смысла, превращая повседневная жизнь в священнодействие.
Первые крупные миграции племен, которые несли с собой другой тип хозяйства, новые элементы мировоззрения, культуры взрывали традиционный застывший образ жизни. Именно вследствие этого утверджувались условия для возникновения крупных цивилизаций.
Одной из первых таких цивилизаций был древний Египетского.
Религия Египта состояла во время усвоения долины реки Нил и образования единого государства. Она вобрала в себя много племенных религий и религиозных верований, имела много элементов ранних форм религии и главное магии.
В IV-III в. до н.э. древнеегипетские государства - номи слились в единое государство во главе с обожествленным правителем - фараоном. Но разные номи хранили своих архаичных богов - тотемов, которые со временем превратились из родовых в территориальных: овцу, корову, шакала, павиана, крокодила, кошку, коршуна, водяную лилию, змею, пчелу. Иероглифы, которые означали четыре последних тотемы стали символы объединенного Египта. Позже на основе тотемов развились боги сверхъестественные с элементами священных животных. Богиня Бастет изображалась с головой кошки, - Тот с головой ибиса, Анібус - с головой собаки, Гор с головой сокола, Собек - крокодила и др.
Некоторые племенные боги со временем превратились в обще-египетских. Одним из древнейших таких богов был Гор - сокол который превратился в бога солнца. Позже главным богом Египта стал бог Птица, еще позже Ра (Атон), а со временем место Ра занял бог Амон (Ра). Другие боги утратили свое значение главных богов и получали новые функции. Так, бог Тот (ибис) стал покровителем ученых и писцов, Анібус (пес) - богом загробного царства, Сохмет (львица) - богиней войны и т.д.
Одних богов связывали с солнцем (Амон, Гор, Атум, Осирис, Собек и др.) других с луной (Тот, Исида), небом (Хатор, Нут), землей (Мин, Гэб).
Одним из древнейших и сложных в Єгипті был земледельческий культ. Божествами плодородия в Єгипті были разные боги, но главным был Осирис. Он изображался с растительными атрибутами. Египтяне каждый год праздновали смерть и воскресение Осириса. В этих образах Осирис олицетворял хлеб. Согласно мифу он был убит своим братом Сетом, тело его было розрубано на куски и разбросаны по всем частям страны. Сестра-жена Осириса богиня Исида собрала куски тела бога и родила от него сына - бога Гора, который убил Сета и воскресил своего отца. Этот миф олицетворял посеянное и проросшее зерно. Культ Осириса и особенно Изиды, был чрезвычайно распространен не только в Єгипті, но и в Средиземноморье.
Но главным государственным богом был, начиная с 5-й династии (2700 г. до н.э.), бог солнца Ра (Амон). С 5-й династии фараонов співвідносились с сыном солнечного бога Ра, им поклонялись как символы богатства и процветания государства, носителям высшей божественной силы.
Фараон выполнял наиболее важные ритуалы и проводя первую борозду, он будто оплодотворял нильскую долину от имени богов.
Большую роль в государственном и религиозной жизни играли жрецы которые совмещали функции жрецов и администрации. Они держали под своим контролем все области общественной жизни и были носителями тайного сакрального знания.
На некоторых этапах истории Египта они даже влияли на фараонов. Но больше всего религиозные представления Египтян раскрылись в погребальном культе. О чем свидетельствуют пирамиды, усыпальницы фараонов и жрецов, "город мертвых" и “книги мертвых”.
Сначала первых фараонов хоронили в небольших усеченных пирамидах, а с 3-й династии - в великих пирамидах. Тело умершего бальзамировали превращали на мумии. Наиболее величественными пирамиды были за 4-й династии.
Согласно египетским верованиям умирает только тело человека, но живут его имя (рен), душа (ба), которая улетает из тела в виде птицы на небо, и двойник человека, который занимает главное место в религиозных загробным представлениях. Ка связан с телом покойного и может погибнуть от потери тела, или может быть уничтожено загробними чудовищами. Поэтому нужно было сохранить как можно дольше тело и защитить его (ка) магическими формулами и др. Египтянам сведению представление о суд над душами умерших. Судьей был Осирис и его помощниками были боги номов, а также Тот, Анібус и адская тварь, которая съедает души осужденных. Все эти представления были описаны в “Книге мертвых”, которая состояла из около 180 разделов. В этой книге отчетливо прослеживается идея ответственности за земную жизнь.
Но были распространены также воображения о возможности спасти свою душу благодаря магии. Магические действия вообще преобладали над моральными в религии древних египтян. Магические действия характерны и для медицины, о чем свидетельствует так называемый "Папирус Эберса", и для повседневной жизни. Очень распространены были различные заклинания и амулеты.
Со временем религия египтян подвергалась влиянию других религий, распространялись культы других богов (ливийская Нейт, финикийские Ваал, Астарта и другие). То есть египетская религия приобретает все больше черт религиозного синкретизма.
Религии народов Месопотамии.
В отличие от Египта где очень рано сложились централизованные государства в Междуречье существовало много государств, которые сменяли друг друга. (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон).
Вследствие этого там не сложился культ, обожания царей (фактически они имели прерогативы першосвященника). Постепенно с родоплеменных богов, которые имели преимущественно антропоморфный характер (следы тотемизма здесь прослеживаются не ярко) формируется главный пантеон. К нему принадлежали: Ану (небо), Еа (человека-рыбы) и Енліль (дух, ветер, тень).
В Вавилоне главное место в пантеоне занял Мардук. Согласно мифам Мардук победил богиню темноты Тиамат рассек ее тело и образовал из ее частей небо и землю.
Шумерская мифология была не только богатым, но и повлияла на религиозные представления многих народов. Миф о всемирном потопе считается шумерского происхождения. Как отмечают исследователи-шумерологи, в Шумере были изобретены гончарный круг, колесо, плуг, заложены основы научных знаний. Оттуда пошли обычаи разделять неделю на дне, названия созвездий зодиака, сама астрология, астрономические знания и др.
Среди шумерской мифологии и мифы об умирающих и воскресших богов. Богиней любви и плодородия были Иштар (в акадійців она называлась - Ештар, в ассирийцев - Истар, у семитов - Астарта), мужской ипостасью плодовитости был Фаммуз - олицетворение растительности. Фаммуз был известен в Передней Азии и в Греции как Адонис (от семитского Адони - господин).
Представления о загробной жизни души и загробной вознаграждение в шумеров не было развито. Зато чрезвычайно распространена была мантыка. В Междуречье гадальщики назывались - бара. Гадали они за полетом птиц, толковали сны, по форме масляных пятен на воде, но чаще всего по печени животных (гепатоскопія). Эта техника мантики была распространена позднее у римлян. Начало оккультных знаний традиционно связан с Вавилоном: астрономия, нумерология, хиромантия различные виды мантики. Именно с вавилонскими жрецами связывали самые древние эзотерические знания.
Влияние культуры Месопотамии ощущался в Передней и Малой Азии. Хеттский государство много заимствовала от шумеро-акадців, но имела и своих богов, которые затем влияли на религии Средиземноморья. Великая мать - Кибела (Рея, Ма) и ее муж Аттис, культ который сопровождался храмовой оргаїстичною проституцией и самооскопленням жрецов. Смерть и воскресение Аттиса праздновалось ранней весной. Следовательно в нем прослеживаются черты земледельческого культа.
У финикийцев боги покровители городов не имели собственных названий (или были табуированы и не дошли до нас). Культ финикийских богов особенно Баала, Танит, Молоха требовал многочисленных человеческих жертвоприношений, особенно детей.
Религия древних иранцев одна из древнейших и известна под разными названиями: маздеїзм - от главного бога Ахурамазди, зороастризм - от имени легендарного основателя религии пророка Зороастри (Заратустры): религия Авесты (авестизм) - от названия священной книги, огнепоклонничество - от культа огня, позже - от бога Митры - митраизм. Существующая и сейчас но уже очень изменена религия называется парсизм.
Истоки зороастризма в религиозных представлениях индоевропейцев предков древних иранцев.
Ветка индоевропейцев - ариев, прародиной которых были Причерноморские и Прикаспийские степи расселялись на юго-восток разбились на два народа індоарії и иранцев. Древние религии индоевропейских народов имеют общее происхождение, но с расселением они приобретают новых черт и особенностей.
Религия древних иранцев изложена в священной книге Авесте. Современные исследователи считают, что Авеста была составлена в Северо-Восточном Иране пророком Зороастром в УИ в. до н.э. (по другим данным, в ср. II в. до н.э.).
Суть учения Зороастра сводится к разделению всего сущего на два начала. Мира, добра и света и мира зла, тьмы. Добро и свет в этой дуалистические системе олицетворяет Агура - Мазда (гр Ормузу), зла и тьмы - Ангра-Майн'ю (Ариман). Рядом с Ахура-Маздой стоят светлые духи (аман-снепта бессмертные святые и пару) им противостоят духи тьмы - девы. Среди них особенно выделяли Андра (Индра) и Ешмо (Асмодей - в средневековой Европе одна из имен дьявола). Оба больших духа (бога) признаются равноправными творцами всего существующего. Авестийская дуализм этический: Ахурамазда - дух истины, мудрости, добра, Анхра - Майнью - дух лжи, зла, морального нечистоты. Зороастр призывает встать на сторону сил добра в вечной битве сил добра и зла, за что они приобретут вечную счастливую жизнь. Идея греха, рая и ада, зависимости судьбы от веры, активных действий встречается не впервые. Позже эти идеи будут развиты в других религиях.
Но авестийская дуализм характерный только для зороастризма. Считается что корни дуализма в разделении ариев между которыми возникла вражда и борьба. Так девы - племенные боги ариев превратились в зороастризме в духов зла.
Зороастризма присущи этичность религиозных верований. Бог Ахура Мазда не воплощает природные явления, он олицетворяет моральные качества добра, истины, мудрости. (Мазда - мудрость)
Зороастризм призывает человека быть праведным: обрабатывать землю, выращивать растения, творить добро, говорить правду. Тяжкие грехи связанные с нарушением ритуальной чистоты. Три самых тяжелых неспокутуємих греха: сожжение трупа, употребление падали в пищу, половые збочини.
Для Маздаїзму присуще учение о конце света и страшный суд (эсхатология). Согласно Авестою появится спаситель - Саошиант (или сын Заратустры, или его новое воплощение) он родится от девы и спасет человеческий род. Дух зла будет уничтожено и наступит вечное царство Ахуромазди.
Вместе с авестійськими богами и духами иранцы хранили культ древнего бога Митры который олицетворял солнце, верность. Культ Митры распространился не только в Передней Азии, но и в Риме (особенно среди легионеров).
Его изображали великим воином, победителем большого быка. День его рождения справляли в день зимнего солнцестояния - 25 декабря. Митра считался защитником и спасителем.
Воображение зороастрийцев о загробной жизни значительно отличались от других религий - они не были привязаны с погребальным обрядом. Тело покойного считалось не чистым. Он не должен был прикасаться чистых стихий - земли, огня, воды.
Тела умерших складывали в особых башнях чтобы их уничтожили стервятники. Душа покойного в зависимости от земной жизни праведного и неправедного попадает либо в рай, либо в ад.
Маздеїстський культ состоял в принесении жертв, обрядовых очистках, почитании священного огня. Культовые обряды осуществлялись жрецами - атраванами.
Пройдя сложную эволюцию на протяжении тысячелетий зороастризм повлиял на формирование иудаизма, мітраїзму, манихейства, христианских ересей павликианах и катаров. В наше время зороастризм элементы зороастризма прослеживаются среди других религиозных верований. Следы влияния маздаїзма сохраняются до нашего времени в некоторых народов Кавказа, особенно в погребальном обряде (осетині, ингуши). Храм огнепоклонников существовал в Баку в начале ХХ ст. Как национальная религия маздеїзм сохранился в населенной группе гебрів в Иране, а главным образом в парсів (парсизм) в районе Бомбея и в Западной Индии. Парсів немного - около 130 тысяч. Они живут тесными грамадами, которые руководствуются жрецами - дастурами мобедами и гербадами. Они строго соблюдают требования обрядовой чистоты. Молятся в храмах огня, хоронят умерших в дакмах (башнях тишины).
Иудаизм. Религия евреев - иудаизм - одна из немногих национальных религий Древнего мира, которая сохранялась лишь с небольшими изменениями до нашего времени.
Иудаизм одна из трех монотеистических религий. Монотеизм религии древних евреев повлиял и на другие монотеистические религии - христианство и ислам. Иудаизм как религия и ее формирование неразрывно связаны с истории еврейского народа. Основным источником изучения древнееврейского религии является Библия (д. гр. “книга”). Поскольку Библия не одно произведение, а значительное количество различных религиозных текстов, которые включают и христианские к иудейских относят наиболее древние т. с. Ветхий завет.
На основании всех имеющихся источников выделяют несколько этапов развития иудаизма.
Древнейший период охватывает время от начала движения части арамеїв с Северной Месопотамии на запад в землю Ханаанскую (Палестину). Возглавил это движение Авраам, который во главе своего клана (рода) кочевников пустился в опасное путешествие сквозь пустыни в поисках земли обетованной" (обещанного). В древних текстах евреев назван хабірі (ібрі - кочовники), но благодаря Союза (берит) или завета с Богом было обещано преобразования кочевников на оседлый народ и получения во владение землю Ханаанскую. Своего бога евреи звали Элохим (Бог). В настоящее время монотеизм древних евреев только складывался. В их верованиях еще ощутимые черты политеизма. К таким чертам можно отнести мифологический образ Азазела, которому приносили в жертву козла. Этого козла выгоняли живым в пустыню и “накладывали на него все грехи народа. Рис племенных культов относят также многочисленные запреты - табу и ритуал обрезания.
В религии евреев существует немало запретов: одни связаны с половыми отношениями (считается пережитком общинно-родового строя), другие с едой. Евреями запрещалось употреблять в пищу мясо верблюда, тушканчик, зайца, свиньи, гадов, многих птиц и т.п. Запрещено было также употреблять в пищу кровь которая вважался душой тела. Мясо зарезанных животных для еды должно быть обескровлен.
Ритуал обрезания, который приписывается Аврааму как символ завета с Богом колени Авраамова ученые считают пережитком племенного ритуала инициации. (некоторые ученые считают, что этот обряд был присущ в древнейшие времена не только семитам-евреям но и египтянам и у многих народов Африки).
Вторая волна переселенцев из Месопотамии связана с патриархом Иаковом (Израилем) около 1750 г. до Рождества Христова. Иаков возглавляет колени (кланы) евреев которые называли себя Бен-Исраэль, то есть сыновья Израиля. Израиль древнее имя, которое встречается у евреев в 2-3 тысячелетиях до н.э. и означает “господствующий”, “Бог господствует”. (Патриархами в Библии называют Авраама, его сына Исаака и Иакова).
Около 1700 г. земле Ханаана и Египта завоевали азиатские кочевники гиксосы. Вследствие чего племя Израилево переселилось в “Землю Мицраим” (Египетского) поселились в дельте Нила. Почти четыре столетия жили сыны Израиля в Єгипті.
Библейская традиция связывает возникновение монотеизма с событиями примерно 1230 г. до Р.Х. Тогда возглавил еврейскую общину пророк Моисей (Моше), которого считают основателем вітхозавітної религии. Именно Моисею явился Бог Авраама Яхве. Считается, что Вітхозавітний Бог Яхве (устаревшее название Иегова) был племенным богом кочовників на Синайском полуострове. Иудаизм запрещает произносить имя Яхве, вместо него читают и говорят - “адонай” - “господь”, или употребляли разные эпитеты - наиболее применяемый Саваоф, что значит “бог воинов”.
На горе Синай (Хоров) Моисей получил Завет с Яхве. Заповеди были начертаны на каменных плитах - скрижалях (Декалог) (Ср. Исх. 20; 1-17).
Второй этап связан с завоеванием евреями Палестины (земли Ханаанской) и создание Іудо-Израильского царства. В настоящее время после победы над філістимлянами культ Яхве становится окончательно господствующим у евреев.
Около 950 г. до Г. Х. царь Соломон построил в Єрусалимі Храм Яхве. Храм стал центром культа и богослужения. Культ осуществлялся жрецами-левитами (потомки колена Левії). Большое влияние на религиозную жизнь евреев имели назореї (от древне евр. “назар” - отказываться, воздерживаться) - проповедники аскезы, которые не употребляли вина и не подстригали волосы. В первом тысячелетии до н.э. появляются пророки (набіїм), которые привнесли в религию евреев новые мотивы морального греха, а не только ритуального. Они утверждали, что причины бед народа Израиля - в моральных грехах перед Богом.
В 557 и 586 г в Г. Х. Ассірія завоевала Єрусалим, Храм был разрушен, а часть евреев переселены в Вавилон (Вавилонский палон).
После восстановления в 538 г. до Г. Х. Дом (т.н. Второй Храм) начинается Третий период развития иудаизма. В “післяполонний” период окончательно формируются основные черты ідуаїзму: строгий монотеизм и идея богобраності, строгая централизация культа, канонизация священных текстов (прежде всего Тора - пятикнижие Мойсеєво).
Вавилонский плен не прошло без следа, в иудаизме под влиянием маздаїзму появляются понятия и образы, которые олицетворяют силы зла - сатана, антагониста бога (книга Иова). Среди иудеев в это время увеличивается внимание к “закону”. Появляются различные течения в иудаизме которые каждая на свой лад пытаются сохранить чистоту веры и саддукеи, которые настаивали на строгом соблюдении древнего уголовного права, для чего создали совет старейшин - Синедрион; фарисеи, которые сосредоточили свое внимание на изучении и толковании не только Библии, но и устные придания; ессеи, которые превратились в замкнутую секту и пытались сохранить праведный образ жизни для чего стремились Нового Завета (Кумранские общины).
Следующая эпоха иудаизма - диаспора. Рассеяние евреев началось еще за вавилонского плена. Но после разрушения в 70 г. Второго Храма, а после подавления иудейского восстания и разрушения Єрусалиму в 133р. евреи были лишены своего религиозного центра и вынуждены были покинуть Палестину. В диаспоре появляется синагогальна организация еврейских общин. Синагога (гр. сходка, собрания) стали центрами не только культа но и общественной жизни.
На некоторое время иудаизм стал более открыт для воздействий эллинизма и даже обращения в иудаизм неевреев стал возможен. В период диаспоры, когда усилилась изоляция евреев был создан кодекс религиозно-юридических правил Талмуд (от др. евр. - ламейд - изучение). Как устная традиция Талмуд возник в 2-1 вв. до Г. Х., как письменный памятник в 3-5 ст. В Талмуде были отражены новые черты иудаизма: эсхатологические идеи (воображение про конец света, страшный суд, воскресение мертвых и загробную воздаяния), закреплена разработана иудейская обрядность (248 предписаний и 365 запретов). В нем также изложены нормы религиозного законодательства, уголовного, гражданского права. Талмуд имел два варианта текста: Балли (Вавилонский), и Єрусалим (Палестина). Он состоит из двух главных частей: Мишна - толкование закона и Гемара - толкование толкований. Она в свою очередь состоит из Гальхи (сбірка законов и ритуалов) и Агада (легенды, притчи, юридические казусы и др.) Мишна написана на древнееврейском языке, Гемара - арамейском. В VI - Х до Талмуда было добавлено разнообразные комментарии - Мідраши.
Против талмудистов выступила часть евреев - караима (ананіти - от основателя Анана бен Давида), которые отвергали Талмуд. (Караимами были - Хазары в VIII-X вв. ) .
Под влиянием восточной мистики среди части иудеев распространяются попытки реформировать иудаизм в разных направлениях от рационализации и упрощения (Маймонид в Єгипті в сер. XII в нач. XIII ст.) к крайне мистических.
Наиболее мистическим направлению иудаизма является каббалізм. Он возник под влиянием мусульманского мистицизма, особенно распространенным был в Испании, где вобрал в себя также некоторые идеи неоплатоников, и как утверждают некоторые исследователи содержит в себе древние эзотерические знания которые тайно передавались на протяжении тысячелетий.
Каббала (д. евр. - традиция, передачи) состояла из нескольких произведений. Первая была создана в VIII в. “Сефар Ієцира” (“Книга творения”), а главным является “Загар” (“Сияние”).
Каббалисты утверждали что основа всего сущего есть Бог бесконечен, безличный, который не имеет никаких атрибутов. Чтобы приблизиться к познанию Бога можно только через толкование 32 символов (10 цифр и 22 букв еврейского алфавита), олицетворяющие дуновение силы Божией. Каббалисты изучали различные комбинации символов, составляли магические формулы, разрабатывали мантичні системы и магию. Они верили в переселение душ, что продолжается до тех пор, пока душа грешника не очистится.
В XVIII ст. в Украине возникла еще одна мистическая течение-хасидизм. Хасид (к евр. - благочестивый. Основателем хасидизма был Израиль Бешт (1700-1760). Хасиды считали, что Бог присутствует во всем, что окружает человека. Цадики (святые) могут общаться с Богом в состоянии религиозного экстаза и глубокой молитвы.
Рационалистические направления, особенно распространились в Германии. Их сторонники пытались смягчить и через это усилить религиозные предписания. Впоследствии на его основе возник сионизм.
Сионизм (от наз. гр. Сион) движение за восстановление еврейского государства на основе переселения всех иудеев в Палестину. Организационно сионизм сформировался в 1897г. в Базеле (Швейцария) И на сіонійському конгрессе, который подготовил Т.Герцель, тем, что выдал в 1896р. свою брошюру “Еврейское государство”.
После создания в 1948г. государства Израиль иудаизм стал там официальной религией. Религиозно-национальные символы Могед-Давид (звезда Давида) и менора (семисвечник) стали и государственными символами. Действуют многочисленные синагоги, религиозные учебные заведения, но государство является светским.
Вероучение иудаизма имеет следующие основные черты:
1. Учение о единого живого Бога, который правит миром через Закон и Любовь. Он - вездесущ и над временем и пространством.
2. Человек создан по Божьему подобию. Имеет душу и тело. Бессмертие души это возвращение ее в тело. Первородного греха иудаизм не знает. Поэтому не нужен Спаситель. Признают свободу воли. Спасение в вере, соблюдение закона и раскаяния. Механизм вознаграждения не разработан детально.
3. Царство Божье будет построен на земле под руководством Бога но руками людей. Объявит Божье царство Мессия - народный вождь. Последняя фаза понадісторична - воскресение мертвых и Судный день.
Иудейская обрядность чрезвычайно сложная. Каждый истинный должен молиться по меньшей мере трижды в день. Во время синагогального служение по понедельникам, четвергам, субботам, в праздники и дни нового месяца читается Тора.
Язык молитв - иврит, часть богослужения, произносится арамейском. Мужчины на утреннюю молитву одевают промактив - квадратное покрывало с кистями, а также таріллін - две пергаментные коробочки с библейским текстом. Повседневная одежда должен быть длинным и иметь карманы ниже пояса, голова должна быть всегда покрыта, даже во сне. Иудей должен носить бороду и на висках длинные пейсы.
Особенно строгие запреты и предписания касаются пищи. Есть разрешается только животных которые жуют жвачку и имеют раздвоенные копыта, определенные разновидности птиц и рыб, имеющих чешую и плавники. Животных должен забивать в пищу определенным способом специалист. Такое мясо считается кошерным. Другое - треф - нечистое.
Одним из главных праздников в иудаизме праздник субботы. Его сопровождает тщательный ритуал. В субботу запрещается работать (существуют 39 главных видов работ, которые невозможно выполнить в субботу).
С календарных праздников главными являются: Песах (Пасха) - 14 нисана по староєврейським календарю (месячный), в память при Выходе евреев из Египта. Ритуальная еда маца - пресные блинчики без дрожжей и соли.
Шавуот - пятидесятый день после пасхи, праздник сбора урожая, и Десяти заповедей.
Рош-хатана - новый год, в седьмой день месяца тітрі. С ним связано праздник Йом-Кипур (Судный день) на десятый день после нового года. Эти десять дней строжайший пост у иудеев, дни искупления. Другие посты связанные с памятью о трагических событиях еврейской истории. (конец сентября, начало октября). Праздник Суккот - относятся к последним праздников урожая (праздник Кущей). Строится палатка - сукка где набожные люди неделю принимают пищу. Цель значительными праздниками являются Пурум и Ханука. Пурум - в честь избавления древних евреев от кознів Амана во время вавилонского плена (Библия “Эсфирь”). Ханука - праздник в память об очищении Храма.
Кроме евреев в наше время исповедуют иудаизм караимы (потомки мудрецами), крымчаки, некоторые горські народы Кавказа, хорезмійці (бухарские евреи), фелаші (черные евреи из Эфиопии).


Назад