Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

2.3. Поздние этнические религии


 

В отличие от Ближнего Востока и Средиземноморья где со временем образовался монотеизм в виде иудаизма, христианства и ислама, на Дальнем Востоке и в Индии развивались религиозные системы более мистические, философски разработаны и обоснованы, направленные на индивидуальный поиск пути спасения.
Одна из наиболее сложных религиозных систем в мире сложилась в Индии. Она вобрала в себя верования и культы многих народов, дала начало огромном количестве религий, религиозных направлений и сект. Историю религии Индии разделяют на три периода: ведический, брахманский и индуистский.
Ведический период начинается со времени арийского завоевания Индии (конец. II тыс. до н.э.). Основой верований, которые сложились в Индии после Арийского завоевания была религиозная воображение скотоводческих племен Индоевропейцев и их синтез с примитивными верованиям автохтонного населения - носителей культуры Мохенджо-Даро (прододравідів) на которые в свою очередь имели влияние верования Месопотамии.
В конце II тыс. до н.э. сложные религиозные воображения индоариев сформировались в виде священных текстов Вед. Веды (отд. санскрит. - "ведать") состоят из 4-ох основных сборников - самхітів. Наиболее древними считают Рігведу, которая содержит 1028 гимнов собранных в 10-ти разделах - мандалах. Самаведа - сборник обрядов и молитв. Яджурведа - книга поклонения, она состоит из “белой” и “черной” яджурвед. В них изложены в различных вариантах заклинания и гимны. Наиболее поздней является Атхарваведа, как сборник магических заклинаний.
Пантеон Вед чрезвычайно сложный. В ведический период царил политеизм. Считают, что количество богов Вед насчитывает около 33 (хотя в Ведах встречается упоминание о 3399 богов). Проблема иерархии богов Вед не выяснено. Было выдвинуто предположение, о господстве в ведический период такого типа политеизма - многобожие, который Г. Мюддер назвал генотеїзмом - когда признается много богов но поклоняются поэтому до которого в определенный момент обращаются.
Одним из древнейших богов считают Д'яуса - бога Неба, отца богов (общий для индоевропейцев Д'яус-Зевс-Теос-Тео, у славян См). Главным богом Вед называют Индру - бога войны, грома, молнии, владыке неба и солнца. Его в текстах Вед вспоминают чаще всего - ему посвящено около 250 гимнов. Особое место в Ведах занимает Варуна - обладатель ночного неба (Варуна - от корней “вар” - "покрывающий", древнеславянский “вар” - “вор” - охрана). Варуна и Индра олицетворяют Парджан'я - персонификацию плодородного дождя.
Солнце, в ведийской мифологии, имело много ликов. Одно из них - Сурья, что значит солнце, другое олицетворение солнца Савитри - оживлювач. Пушан - солнечный огонь, который выполняет роль "культурного героя", покровителя скота и защитник людей и др.
К второстепенных богов вед относились: Вишну, Рудра (бог грозы и бури), Адит - бог, олицетворяющий безграничное пространство, позже мать-землю, Агни - олицетворение огня, но священного огня, жертвенного.
С культовой практикой связан еще один персонаж пантеона - божество Сома. Это олицетворение священного напитка, который используют во время жертвоприношений.
Главные боги делятся на две противодействующие группы: Асуры и Девы. У Иранцев - земледельцев впоследствии Асуры (Агури) стали благотворительными богами, Девы - силами зла, в индоариев - наоборот. В Индийском пантеоне к асуров относятся Д'яус, Варуна, Митра, Савитар, Адит; к дэвов большинство других. Функции враждебных духов выполняли также ракшаси. Ракшасов связывают с олицетворением враждебных индоариев местных дравідійських племен.
Известны ведам и полубоги: Апсары - нечто вроде греческих Нимф.
Рядом с богами и богоподобными духами, почитаются предки - пітари.
Главное место ведического культа занимают жертвоприношения. Они были главным способом общения с богами. Веди большое внимание уделяют жертвам бескровным (сома, молоко, хлеб). Жертва сопровождалась магическими заказами, которые должны были действовать на богов. Представление о потусторонний мир в ведах не разработана. Это касается и космогонической, и антропогонічної мифологии. Есть миф о великане Пурушу, которого убили боги, а из его частей тела образовали видимый материальный мир. Известный миф о Яму - первого смертного, который после смерти стал богом (царем) потустороннего мира.
В целом религия ведического периода достаточно проста. Пантеон хотя и многочисленный но мало разработан, поэтому легко трансформируется. Боги постепенно берут на себя чужие функции, переходят друг в друга. Почти нет женских божеств, что свидетельствует о преобладании в этот период патриархата.
В текстах Вед не упоминаются храмы, святилища, другие культовые сооружения.
В начале i тыс. до н.э. арии перешли к оседлому земледелию, образовали большое количество деспотических государств, сохраняя свое господствующее положение по отношению к местных племен. Среди ариев усиливаются дифференциация и распад родоплеменных отношений. Все это нашло выражение в развитии религиозных представлений и формирования брахманизма.
Истоки брахманизма в ведизмі, но брахманизм отличается более разработанной системой религиозно-философских взглядов. Расслоение древнеиндийского общества закрепилось в варнах. Кастовый разделение общества состоял из четырех главных варн (каста - слово португальского происхождения, что означает “класс”, “разряд”, слово “варна” на санскрите означает цвет, качество, варны нужно отличать от современных каст - джаті) : брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.
Господствующей варной были брахманы - жрецы. Они совершали обряды жертвоприношения, служили советниками у царей, были знатоками священных текстов.
Кшатрии - воины, вторая господствующая варна, из нее выходили князья и цари (санскритское слово кшатрия озн. "власть").
Вайш'я - земледельцы, скотоводы, торговцы - свободное население, потомки завоевателей ариев. Брахманы, кшатрии, вайш'я считались арийцами и имели название дважды рожденных (дваджаті). Они проходили обязательный обряд посвящення (упанайяна): брахманы на седьмом году жизни, кшатрии на десятом, вайшьи на одиннадцатом. Четвертая варна - шудры (слуги) - рабы и потомки порабощенных автохтонів. Разделение на варни был закреплен в Законах Ману (5-то вв. до н.э.)
Вместе с варной в этот период на первое место в религиозных представлениях выдвигаются новые боги и появляются новые черты религии. На первое место вышел Брахма - бог вселенной, олицетворение силы, которая содержит в себе все сущее, рядом с ним Вишну и Шива атрибутика которых всебільше усложняется. Главные боги приобрели характер покровителей варн (Брахма - брахманы, Индра - кшатриев, Рудра - вайш'їв). Согласно мифу варны ушли от различных частей тела Брахмы: из уст его - брахманы (браміни), с рук - кшатрии, с бедер - вайшьи, с ног - шудры.
Рядом с Брахмой главное значение получают Вишну и Шива. С Вішною пов'зується богиня Лакшми, с Шивой - богиня Парвати, которую также называют Дурга, Кали.
Вместе с тем появляются боги, олицетворяющие философские абстракции: Кали - время, Кама - любовь, сексуальная практика, Скамбха - жизнь и др. Брахма все больше приобретает черты Абсолюта - брахмана. Склонность к магических действий и мистического философствования привели к разработок вероучения брахманизма, которые наиболее полно изложены в философско-религиозных трактатах, которые имеют название Упанишад. Истоки Упанишад в текстах-дополнениях к брахманов (название философских текстов) - Аран'яках - книгах, которые создавались муни-гуру. Упанишад - означает “сидеть возле”, то есть у ног учителя - гуру (муни означает - мудрец, отшельник). Существует много сборников Упанишад (от 150 до 235) однако, главными считаются 10. Среди различных систем Упанишад шесть считаются ортодоксальными; Веданта, Миманса, Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшишика. Неортодоксальными Чарвака и Локаята. В Упанишадах изложены основные понятия брахманизма. Вера идея перевоплощения и кармы. Брахманизм утверждал, что смерть не ведет к исчезновению души, а до ее воплощения в другое существо. Теоретическое объяснение перевоплощения опирается на идею кармы (действия, обязанность). Карма - это совокупность действий человека, которые определяют его посмертную судьбу - форму следующего перевоплощения. Считается, что идеи реинкарнации - переселение душ, было взято из религиозных представлений автохтонів (дравідів и мунда), поскольку, в ведический период учение о загробной участи человека почти не разработаны.
Идеалом Упанишад было познания Брахмана - слияние с Абсолютом, выход из цепи перевоплощений и достижения благодати (Ананды). В Упанишадах разработан сложную систему понятий для определения различных аспектов эманации Абсолюта - Брахман, Атман, Пуруша, Тот, Аум. Разные школы исходя из таких понятий как Пракрити (материя, энергия), и пуруша (дух, сознание) предлагают различные пути для выхода из сансары (перевоплощений) и слияние с Брахманом.
Возникновение на основе Упанишад различных философских систем и путей разрыва сансары подтолкнуло к осмыслению бытия и небрахманів. Они создали религиозные системы, которые в определенной степени противостояли брахманизма. Одной из первых таких систем был джайнизм. Основателем джайнизма считается кшатрия Махавира Джина (VI в. до н.э.), которого называют последним из 24 Тхиртханкарів (тех, что нашли путь, то есть разорвали сансаре). Последователи Джины стремятся избавить душу от материи и достичь Мокши. Они считают карму материальной, которая накапливается в течение веков. Для того чтобы избавиться от кармы надо прекратить ее накопления, следовательно нужно придерживаться определенного образа жизни добиться прекращения накопления кармы, ее “засушення” и таким образом выйти из сансары. Для этого нужно: быть уверенным в верности выбранного пути, познать сущность доктрины с помощью Гуру, и соблюдать праведной жизни. Праведную жизнь предусматривает пять главных обетов: не делать вреда живому (ахимса), не воровать, не прилюбодіяти, не стяжати, быть откровенным, благочестивым, придерживаться строгого образа жизни (самоконтроль, аскетизм, суровая моногамность, соблюдение вегитеріянства и прочее). Наиболее строго придерживаются ахимсы. Поэтому среди джайністів нет крестьян (можно повредить плугом то что живет в земле), в основном они ремесленники и купцы. Особый слой джайністів монахи-аскеты образ жизни которых - чрезвычайно суров (включительно с формой. Аскезы - тапас'я и монахами дігамбарі - "одеты ветром"). Джайністи играли заметную роль в общественной жизни Индии, несмотря на их небольшое количество (примерно полпроцента населения).
В начале первого тысячелетия нашей эры религиозная жизнь Индии было чрезвычайно пестрым. Противостояние брахманизма, буддизма, джайнизма поиски философско-религиозного обеспечения, спасение, существование различных направлений и сект, а позже влияние ислама - все это было включено в религию Индии. Постепенно на основе ведизма и брахманизма и других местных верований формируется индуизм.
В индуизме хранится много богов ведического и брахманического периодов, но на первое место вышли три: Брахма, Шива и Вишну (Тримурті). Брахма был важной ипостасью - причиной всего сущего, но культа Брахмы в Индуизме нет.
Индуисты делятся на Шиваїтів и Вішнуїтів. Шива - бог изменений, разрушения, смерти. Но в культе Шивы на первый план вышли творческие силы энергии Шива - Шакти. Шакти сначала отождествлялось с мужской сексуальной силой - лингамом, а позже была перенесена и на женскую в лице жены Шивы: Шакти, Дурги и Кали. Атрибутами Шивы были трезубец, третий глаз, четыре руки, танец и бычок Нанди.
С культом Шивы и Шакти связана одна из главных ценностей индуизма - удовольствие чувственно-сексуальных стремлений (кама) в других целей ценностей относится дхарма, выполнения религиозных, семейных и общественных предписаний, артха - приобретение и использование материальных ценностей, мокша - освобождение от сансары. Одним из главных понятий индуизма есть карма.
Вишну связывается с функцией сохранения охраны, спасение. Вишну периодически появляются в материальном мире в виде аватар (воплощение), которых насчитывается очень много но главных 10. До главных аватар принадлежат Рама, Кришна, Будда, Калка (которой еще должен появиться).
Помимо основных направлений существует также различные секты. Традиционно в Индии сложилось достаточно терпима религиозная система, в которой находится место всем разновидностям. Однако кастовая система, которую поддерживают индуисты вызвала много сопротивления и попыток реформировать индуизм. Эти попытки предпринимались под влиянием ислама и даже христианства.
Одной из таких попыток является сикхизм, который возник в 15-16 вв. Его основателем считается гуру - Нанак. Выступая против кастового деления на основе идей о равенстве всех людей перед богом, сам сикхизм превратился в своеобразную военно-религиозную касту.
Попытки реформирования индуизма делались и позже.
На основе индуизма в Индии развивалась и развивается вполне самобутна полиэтническая и глубокая культура. Сложная мифологическая система индуизма, его течений, сект, школ вызвала развитие философии. Которая влияет на развитие и современной философии.
Ведическая поэзия способствовала развитию глубоко поэтических и философских произведений, как в самой Индии, так и в мировой литературе.
Сложный культ индуизма вызвал развитие величественной и в то же время изящной храмовой архитектуры и изобразительного искусства.
 
 
Религии Китая и Японии
Если религия Индии была пропитана мистицизмом и склонна к абстракции и философского обоснования, то религиозные воображения Китая были более приземленные, рационалистические и имели этический характер.
Древние китайцы в середине II тыс. до н.э. (эпоха Шань-Инь) поклонялись Небу (Тянь), которое иногда отождествляли с Шаньді. Шаньді считался общим предком китайцев. Для древних китайцев было свойственно стремление к стройной иерархичности бытия. Верховным началом было небо, культ которого приобрел не столько сакрального, сколько морально-этического содержания. Свою страну они называли Поднебесной (Тянь-Ся) а себя сыновьями неба (Тянь-Дзи), государство - “Срединной государством” (Джун-Чо).
Для древнего Китая не характерно выделение особого сословия жрецов. Функции жрецов выполняли государственные чиновники. С древних времен в Китае развивались различные формы мантики, древнейшей из которых было гадание на бараньей лопатке, с помощью знаков символов (протоієрогліфів). Постепенно, на основе этих знаков была развита философски осмысленное символика.
Все явления природы имели соответствующие символы. Земля - квадрат, солнце - круг, причем они олицетворяли два начала женский и мужской.
Дуалистическая картина мира как взаимодействие женского начала - Инь и мужского - Янь проходит везде всю философию Китая. Мужское начало Ян ассоциировался с солнцем, со всем светлым, ярким, сильным, женская, инь - с луной, с темным, слабым, холодным, влажным. Взаимодействие этих начал в разных вариантах объясняли разнообразие бытия. На этих комбинациях построена “Книга перемен” - Ицзин. Кроме того китайцы представляли мир как взаимодействие пяти первоэлементов (вода - огонь - дерево - металл - земля). Законы бытия как воплощение порядка и благости уособлювалися понятием Дао (путь).
Таким образом, древнекитайская цивилизация выходила из императива и “Небо, как символ высшего порядка, - земля, общество основано на благотворительности". Порядок в стройной иерархии, непреклонность существующего строя - главный принцип кофуціанства философии и религии Китая, которая была стержнем китайской цивилизации на протяжении тысячелетий. Основатель конфуцианства был Кун-цзы (Кун чжун-эти) Конфуций (551-479 до н.э.).
В условиях глубокого кризиса в обществе Конфуций предложил опереться на давние традиции как идеал и условие стабильности общества.
Конфуций разработал идеал совершенного человека цзюнь-цзы, как образец.
Цзюнь - цзы должен был иметь два главных качества: гуманность (жень) и чувство ответственности (и). Среди других рис необходимых для общества были верность, открытость (чжэн), и благопристойность (ли).
Ли - это тот порядок, который обеспечивает стабильность общества и проявляется через ритуалы, церемонии, традиции дающие возможность осуществить жень. Одним из главных элементов ли есть - сяо - уважение, культ предков и вообще, олицетворение иерархии. В книге “Чжун-юн” весь традиционный образ жизни сведена к “5 отношений”: между государством и чиновниками, между родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями.
В конфуцианстве почти нет культа в обычном понимании. К нему можно отнести культ предков и жертвоприношения, которые сопровождаются пением гимнов (изложены в “Ши-цзин - книге песен”) и обряды и церемониал (“Ли-цзин” - “книга церемоний”).
Большое значение имеет мантыка (“И-цзин”).
Конфуций не интересовался мистикой, космогонией, потусторонним. Он говорил: “Мы не знаем что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть?” Таким образом, Конфуций считал высшей ценностью земную жизнь и видел спасение в морально-этических принципах общественного бытия.
Другой путь предложил старший современник Конфуция философ Лао-Цзы (“Старое дитя”, или “Старый мудрец”). Этот полулегендарный мудрец создал религиозную систему, которая имеет название Даосизм. Она изложена в Дао-дэ цзин (“Книга о пути к добропорядочности”). В центре доктрины учение о великое Дао - всеобщее, Абсолют. Закон, которому подвергается все в мире даже Небо. Дао везде и во всем, вечное и бесконечное. Оно не создано, но все исходит из него. Познать Дао, слиться с ним - цель человека. В своих общих чертах Дао похоже на Брахман, но в диосизм практика Дао рационалистическая. Достичь Дао можно только избавившись от страстей, сповідуя принципы у-вэй (бездействия). Позже под влиянием буддизма даосизм разработал сложную систему саморегуляции на основе представлений о энергию инь и янь. Но главным условием достижения Дао было морально-нравственное самосовершенствование (Для достижения Дао нужно осуществить не менее 1200 благотворительных акций). Китайские даосы разработали многочисленные сложные системы эзотерических знаний и различные системы мантики (геомантака-фэншуй), алхимии, астрологии, медицине.
Даосизм, конфуцианство и буддизм сосуществовали в Китае на протяжении тысячелетий и создали яркий окрас и основы китайской культуры. Даосизм и конфуцианство хотя и имели некоторое влияние на соседние народы, но оставались национальными религиями Китая.
Одной из дальневосточных национальных религий является также японский синтоизм.
Синтоизм это давньояпонська религиозная системы, которая хранит очень много архаичных и родоплеменных рис. Позже под влиянием и в процессе борьбы с буддизмом она приобрела более-менее устойчивых рис и современное название. В противовес буддизма японцы называли свою религию ками-но-мити, что дословно означает “путь ками” то есть “путь местных богов” - в китайской кальке - сын-то, под таким названием она и стала известной в Европе.
Самые древние боги японцев были родоплеменными покровителями - ками (то что наверху), Японцы поклонялись также и духам природы, земли, гор, рек и т.д.
Главной богиней, которая олицетворяла солнце была богиня Аматерасу (богиня, что сияет на небе), она считается предком императоров Японии, прежде всего первого из них - Дзимму - тено. Богиня Аматерасу является олицетворением солнца, покровительниця земледелия.
Японский император (микадо) считался главой синтоистского культа. Дворец императора - святилище. Культ синтоизма имеет определенную обрядность и храмы (хонуси) в которых служат жрецы. Культ очень прост и сводится к молитв и жертвоприношений.
До пантеона принадлежат Аматресу (богиня солнца), Суси-но-во (бог урагана), Инари (рисовая человека), сюда же относят некоторых императоров, поклоняются святым местам особенно развит культ Фудзиямы.
Мифологическая система синтоизма изложена в древних текстах - Кодзіки, Ніхонгі, Когосюї. Преобладают, прежде всего, миф космогонические и антропогонічні.
Значительное влияние на развитие синтоизма имели религии Китая: конфуцианство и буддизм (дзен). Культовая практика развивалась также под влиянием этих религий.
В синтоїзмі сложилось очень много сект, особенно в XIX начала ХХ ст.
В послевоенный период широко распространились секты неосинтоїзму.
 
Выводы.
Ранние этнические религии - это религиозные системы, что условно определяются как такие, которые уже не существуют. Однако Некоторые и. н. поздние этнические религии возникли не позднее чем те, что мы относим к ранних этнических.
Основные отличия.
1. ранние этнические как правило политеистические, поздние имеют элементы генотеизма или тенденцию к монотеизму.
2. ранние охватывают не все общество, является слои лишены обслуживанием религии (рабы, пленные, чужаки). Поздние религии охватывают все общество.
3. Ранние обслуживаются скорее посвященными чем профессиональными священнослужителями, как в поздних.
4. Обрядность ранних более важна, в поздних обряд упрощенно.
Этические (местные или национальные) религии неисчерпаемое богатство человеческой культуры. И древние етнорелігії, что уже исчезли и те, что существуют сегодня обогатили не только общечеловеческую культуру, но и повлияла на развитие современных религиозных систем и мировых и т. з. нетрадиционных религиозно-мистических культов.


Назад