Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

3.1.1. Возникновение буддизма. Вероучение и культ


 

Брахманизм с его закреплением и сакралізацією варн, а следовательно жесткого и довольно жестокого расслоение общества, не мог не вызвать недовольство в униженных слоев населения, которые не имели доступа не только к нормальным условиям жизни, но и к познания глубин религиозной философии которая была монополией брахманов и высших варн. Понятно, что в таких условиях возникали попытки создания оппозиционных религиозных систем, например джайнизма. Однако джайнизм хоть и не связывал путь спасения с принадлежностью к варны, но предлагал довольно сложный образ жизни, который ограничивал не только аскетов. Другой системой был Буддизм, который основываясь на традиционных индийских религиозных представлениях предлагал путь спасения для всех. Буддизм стал первой мировой религией. Он очень сильно повлиял на культуру народов Азии, философию, в том числе и европейскую, искусство прошлого и современности.
Буддизм распространился не только в Индии, даже не столько в Индии, а широко распространился по всей Азии.
Возникновение буддизма. Вероучение и культ. Возникновение Буддизма связывается с легендарным проповедником Шакьямуни (санскр. Мудрец из племени Шак'я). Его имя было Сіддахартха из рода Гаутамы (Готама). Именно он известен всему миру под именем Будда, что означает "Просветленный". Он родился, согласно традиции, около 563 г. до н.э. В городе Лумбини возле Гімалайїв на территории современного Непала. Отец Сиддхартхи - Шудуходана был раджею шак'їв, мать звали Майя (Махамайя). Легенда о рождении основателя первой мировой религии соответствует всем канонам сакральной, в основу ее положены непорочное зачатие. Малыша назвали Сіддхартхою, что значит "то, что выполнил свое предназначение". После рождения Сиддхартхи Майя скоро умерла. Раджа очень любил Сідухартху и всячески оберегал его, пытаясь защитить от скорби и жестокости мира. Сиддхартха провел счастливую юность без забот и печали. Но беспечный принц неожиданно узнал, что в мире существует страдание перед которым равны все. Сиддхартха покидает дворец и становится аскетом-муни. В поисках истины проходят шесть лет. Однажды сидя под деревом Бодхи (познания) в состоянии глубокой медитации, Шак'ямун вдруг "прозрел". Ему открылась истина - тайна колобігу жизни, это состояние сознания он назвал "татхата", а себя "татхагатою" (тем, кто достиг абсолютной реальности, по ту сторону привычных понятий) Просветленный истиной - Будда Гаутама собрал пятерых учеников возле города Бенареса и осуществил первую проповедь. В ней он коротко сформулировал основные положения новой религии или как говорят буддисты, "привел в движение колесо дхарма". Умер Будда, согласно легенде, вісімдесятирічним старцем в Кушингарі (штат Уттар Прадеш). Существует много легенд о Будде (джатак) которые включены в канонические тексты, согласно которым Будда имел 550 перевоплощений на пути к полному совершенству, многие из которых были грязными с точки зрения ортодоксального брахманизма. Эти легенды подчеркивали равенство всего живого в страдании и несовершенства, но вместе с тем и в возможности спасения (точнее - высвобождение).
Священные Буддийские тексты, которые создавались на протяжении многих веков содержащиеся в различных произведениях. Не все они принимаются различными школами и направлениями, как канонические. Однако все буддисты признают один из древнейших текстов который написан на языке пали на Цейлоне и известен как Тіпітака (Трипитака) - "три корзины, или тройная корзина". Тіпітака состоит из трех главных частей: Вінаяпітаки, Суттапітаки, Абхідхаммапітаки, которые в свою очередь состоят, в несколько книг и сборников. Древнейшей считается Вінаяпітака - "корзина устава", где изложены правила жизни буддистской общины. Суттапітака - "корзина поучений", в ней изложены идеологию буддизма в форме притч и бесед. Абхідхармапітака - "корзина объяснения учение" вмещает религиозно-философские тексты, которые объясняют основы учения Будды. Но главной и наиболее краткой форме преподавания учения Будды является его Бінареська проповедь. В ней впервые изложены "четыре благородные истины" буддизма (ар'ясат'я):
По-первое: " Жизнь есть страдание (болезненность, несовершенство). Все живое страдает. Причина страдания - Тришна - воля, стремление к жизни! - в этом вторая истина. Третья истина - для того чтобы прекратить страдания, выйти из сансары - стада перевоплощений, нужно избавиться от стремлений. Четвертая истина утверждает, что есть путь к лишению стремлений, разрыва сансары и достижения нирваны - это дхарма то есть учение Будды. Абсолютизация страдания является главным моментом учение Будды и главным аргументом в пользу необходимости спасения - освобождение от сансары. В отличие от брахманизма, который считал, что счастье, радость, богатство и благосостояние в этой земной жизни является вознаграждением за праведную жизнь и соблюдение дхармы - выполнение всех предписаний своей варны, буддизм исходил из того, что любой жизни - зло, страдания.
С позиции буддизма бедняки в более выгодном положении, чем богачи, для которых жизнь не очевидное страдания, а следовательно неочевидна необходимость избавиться от него - выйти из сансары.
Так как и брахманизм, буддизм выходит из представь, что существует закон сансары. Сансара (санскр. - странствования) представление о текучесть и непостоянство всего живого, колобіг рождений и смертей. В соответствии с этими представлениями, после смерти душа человека перевоплощается в другого человека, что рождается, или в существо. Таким образом, происходит реинкарнация. Душа может находиться в теле человека, животного, растения и т.д. Законом перевоплощения человек обречен снова и снова обращаться "колесо сансары".
Вместе с понятием сансары, буддизм использует брахманическое понятие кармы. Силой которой определяется новое перевоплощение есть карма (санскр. - действие, кара). Действие ее неумолима. Если в брахманизме карма зависит главным образом от выполнения предписаний варны, в первую очередь культовых, то в буддизме она тесно связана с моралью с повседневным поведением человека (а также животных и других живых существ - обитателей сансары). Карма буддистов является сутью всех действий и помыслов живого существа в его предыдущих перевоплощениях. Таким образом - это судьба, которую создает сама существо, однако она имеет свободу воли, хотя и ограниченную качеством карм предыдущих перевоплощений. Именно в этой, хотя и ограниченной свободе воли - возможность спасения.
Зря, тоже понятие, которое занято в брахманизме, но толкуется в буддизме несколько иначе. Дхарма (дхамма) срок, который имеет много значений: закон, долг, правило, благотворительность, качество, вещь, состояние, истина, религия и др.
Конечная цель буддистов достижения нирваны. Нирвана - (санскр. угасания) - понятие, которым называют полное исчезновение, освобождения от сансары. Что такое нирвана в буддизме до конца неопределенно. Различные буддистские теологи и различные направления и школы вкладывают в это понятие разный смысл. Большинство считает нирвану - лишением от всякого бытия совсем и навсегда. Представить нирвану в обычных, земных категориях невозможно.
Для достижения нирваны Будда предлагает пройти "благородный путь", что имеет восемь элементов (восьмеричный). Этот путь состоит из "праведных взглядов, праведных намерений, праведной языка, праведных поступков, праведного образа жизни, праведных усилий, праведной мысли (внимания), праведного сосредоточения". Эти основные положения буддизма развернуты в канонических текстах и трудах буддистских богословов.
В повседневной жизни, чтобы достичь лучшего перерождения буддист должен соблюдать "пяти заповедей" - "панча - шила". К ним относятся: отказ от убийства живого существа (ахимса), отказ от кражи, от лжи, соблюдение брачной верности, отказ от употребления алкоголя или другого дурмана. Дальнейшую разработку моральные заповеди буддизма получили в ламаїзмі (десять черных грехов и десять белых добродетелей).
Культ буддистов достаточно разнообразен, и потому что внешним проявлениям в буддизме предоставляется важно внимание и тому, что он распространен в разных регионах Азии, где на него влияли местные культы. Также он имеет особенности в разных направлениях буддизма.
Буддистское вероучения воплощены в обрядах, храмах, праздниках, иконах, процессиях. Главным обрядом буддистов есть общая дх'яна, иногда совместное раскаяния.
Принятие буддизма не сопровождается никакими особыми обрядами. Достаточно в присутствии верующих буддистов (общины санкхи), прочитать священную формулу: "Я прилучаюсь к Будде, я прилучаюсь к учению (дхармы), я прилучаюсь к общины (сангхи)" (триранта - три драгоценности буддизма).
Буддизм политеистическая религия, хотя существует мнение, что ранний буддизм это нерелигиозная философия, поскольку не ориентирована на чествование богов. В разных регионах в пантеон буддизма включались различные местные боги. Но в рамках буддизма постепенно сложился и развивался культ самого Будды. Сначала (в I в. до н.э.) Будда не изображался в виде человека. Изображались только символы учение, которым приносили дары и которые становились местами паломничества. Это "алмазный трон", на котором он получил прозрение, дерево Бодхи, место рождения Шакьямуни, место перехода в нирвану. Будисти поклоняются священным реликвиям, пов'язанним с Буддой, мощам Будды и Бодхісатв и архатов, что считаются святыми и похороненным в ступах (символ пустоты, скоротечности бытия), багаторадіусному колесу-чакре, что символизировал дхарму. Чакра - символ солнца, спасение была также символом власти, могущества, знания. В буддистских культовых сооружений относится три главных архитектурных типы: ступы, чайт'ї, віхари.
К культу буддизма принадлежат также почитание растений и животных. Чаще всего встречается в культовой практике lotus, которого считают символом чистоты, чудесного рождения, духовного просветления и сочувствие. С lotus рождаются боги и часто изображаются на цветке лотоса. Среди деревьев больше всего поклоняются дереву Бадхі (дерево просветления) под которым согласно мифологии Шакьямуни достиг просветления. Бодхи (реальное дерево вида фикусов) является атрибутом всех Будд, считается что достичь просветления можно только под этим деревом. Считаются священными и чисто мифологические дерева.

Одним из наиболее распространенным праздником в буддизме есть так называемый "трижды святой день" - день майского полнолуния. Согласно традиции в этот день Будда стал просветленным родился и умер.



Назад