Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

3.1.2. Направления буддизма


 

Ранний буддизм не был слишком распространен в Индии. Строгость моральных и практических предписаний буддизма требовали от последователей Будды аскетического образа жизни. Поэтому он существовал преимущественно в форме аскетического монашества, братств жебруючих монахов (бхікшу) и монахинь (бхікшуні). Монахи должны быть нищими, уставы были довольно строгие и количество таких запретов постоянно росла (есть один раз, обязательное раскаяние, безбрачие, отказ от собственности и др. Но такой образ жизни был под силу не всем. Кроме того, монахи не смогли существовать без поддержки последователей. Такие мирские приверженцы буддизма - упасаки (санскр. - привержен) должны были придерживаться только панча-шила и жертвовать в пользу сангхи.
Возражения разделения общества на варны было той силой буддизма которая способствовала его распространения в Индии. Но этот процесс был очень долгий и сложный и сопровождалось борьбой между буддизмом и брахманізмом. Противостояние буддизма и брахманизма приводило к эволюции как брахманизма так и буддизма. Уже в начале новой эры буддизм распадается на два основных направления.
Во II в. состоялся IV собор буддистов, на котором был окончательно закреплен разделение буддизма как хінаяну и махаяну.
Тхеравада, или как ее чаще называют, Хинаяна (санскр. - "малая колесница", или "узкий путь спасения") это более суровая аскетическая, чернича форма буддизма. Хинаяна крайне аскетическая, она требует отказа от всех земных радостей и удовольствий. Путь к нирване согласно хінаяною лежит через духовное самосовершенствование которое можно обеспечить только в монастыре. В соответствии с представлениями распространенными в буддизме хинаяны для достижения нирваны нужно пройти несколько этапов развития, которые в свою очередь состоят из определенных ступеней, и только став архатом - "достойным" человек может достичь нирваны. Следовательно в хінаяні Будда это человек, который имеет все возможные благотворительности. Будда здесь выше богов, которые подчиняются законам кармы и находятся в сансарі.
Для хинаяны характерен сложный пышный культ, который включает в себя некоторые местные обряды, поклонение святым местам и др. Хинаяна распространена преимущественно в тех странах, куда переселились компактно индийцы-буддисты, где природные условия близкие к тем, что были на родине: в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Кампучии также в Лаосе. Религиозная жизнь там было сосредоточено вокруг монастырей - центров не только религиозного культа, но и культуры. В монастырях хранились тексты и знания, там получали довольно значительную образование.
Почти каждый человек на некоторое время (от нескольких месяцев до нескольких лет) становился послушником. Те же, кто решил стать монахом, проходил довольно сложную и строгую процедуру посвячення. испытанием отдавались и дух и воля и тело послушника. После испытаний монаха принимали в общину и накладывали на него многочисленные ограничения (около 250). Правила жизни монахов регламентувались первой частью (пітакою) Трипітаки - Вінаяпітакою, которая состояла из 5 книг в которых изложены принципы организации, правила приема, требования к монахов и общин.
Хинаяна, или "южный" вариант буддизма, требовал почти полного разрыва с миром. В противовес ему возникает другое направление буддизма, который известен под названием Махаяна - "большая колесница", "широкий путь спасения".
Махаяна была разработана буддистским теологом Нагарджуною и утверждена IV собором. Хотя Махаяна в своих главных выходных не разрывает с ранним буддизмом, она значительно отличается от него. Главное отличие Махаяна от Хинаяна в том, что она облегчает и упрощает путь спасения, настолько, что он становится доступным не только монаху но и простому мирянину. Это упрощение, в значительной степени способствовало превращению буддизма махаяны на одну из самых распространенных мировых религий.
Нагарджуна впервые начал учить, что нирвана доступна не только монаху но и простому мирянину. Но для простых мирян такое сложное религиозно-философское понятие как нирвана было совершенно непостижимое. Поэтому появляется вполне объяснимо учение о рае, где душа может общаться с великими учителями боддхисатвами и таким образом приблизиться к конечного спасения (Понятие рая отсутствует в раннем буддизме) Рай находится в стране блаженных Сукхаваті где находятся праведники и правит Будда Амитабха. Согласно вероучению Махаяны пребывая в Сукхаваті праведники должны еще один раз воплотиться на земле, а после того попадут в нирвану. Рядом с раем в Махаяне разработано представление об аде, где страдают души грешников. Соответственно были изменены в сторону упрощения и представление о душе. Изменилось в Махаяне и понимание Будды. Понятие Будды приближается к божественной сущности мира. Пантеон Махаяны пополнялся за счет включения в него, как божеств индуизма, так и божеств коренных народов среди которых распространялся буддизм. Местные боги включались в буддистской пантеон вместе с соответствующей мифологией которая объясняет их обращения к буддизму. Вместе с тем в махаяне начинает создаваться воображение и идея о верховного бога - творца и правителя мира, безначального и бесконечного во времени и пространстве.
Главной особенностью махаяны является культ боддхісатв. Санскритское слово "boddhisattva" означает "тот, сущность кого знания, или существо, которое стремится просветление". В раннем буддизме боддхісатвою считался тот, кто накопил благотворительности и знания и приблизился к возможности стать Буддой, то есть выйти из сансары. Если Будда это тот, кто достигает нирваны и таким образом теряет возможность влиять на мир материальный (сансаре) а значит и способствовать спасению других людей. То Боддхісатва - это тот, кто достиг высшего знания и святости и получил право достичь нирваны, но добровольно отказывается от нирваны и остается в сансарі для того чтобы помочь спасению людей и всех существ. Согласно мифологии Боддхісатви живут на небесах, в раю где помогают людям. Боддхісатви иногда считаются эманациям Будды. Культ Боддхісатв был чрезвычайно развитым и привлекал своей понятностью. В некоторых течениях махаяны он был выше, чем культ Будды. Приверженность Боддхісатв можно было достичь с помощью молитв и соответствующих обрядов. Наиболее уважаемыми Боддхісатвами считаются: Манджушрі (олицетворение высшей трансцендентной мудрости), Ваджрапани (олицетворение власти), Авалокитешвара (олицетворение добра) а также буддийские учителя теологи - Нагарджуна, Шантідева и другие.
Буддизм Махаяны не удержался в Индии, но распространился в Китае, Корее, Японии, Непале, Бутане, Тибете, Монголии, Вьетнаме и в Средней Азии. Но там он почувствовал влияние местных религий и приобрел черты новых направлений буддизма (чань, дзен, ламаизм).
Ваджраяна. Отдельным направлением буддизма считают Ваджраяну - "алмазную колесницу". Первые известные тексты Ваджраяны относятся к III в. и очень близки к тантризма. Тантризм общее название различных школ и направлений в индуизме и буддизме. Слово "тантра" означает сплетение.
Главное место в тантризме занимает представление о особую роль сексуальной энергии - шакти, которая возникает во время слияния мужской и женской энергии. Таким образом, для спасения нужно совершать акт слияния со своей шакти. Большое значение имеют Праджня (санскр. - "мудрость", "понимание") - женские соответствия Боддхісатв. В тантрическом буддизме осбливу роль играют дарані - магические заклинания (мантры) и жесты (мудры) и йогическая практика. Считается, что знания дарані облегчает и ускоряет достижение нирваны, допускает возможность освобождения из сансары в теперешньому жизни.
Ваджраяна и Махаяна проникая на Тибет стали основой формирования тибетского варианта буддизма - ламаизма.
Ламаизм (от Тибет - лама - высшей) формировался на основе как местной религии бон-по, в основе которой были анімістичні представления о духов и богов природы, так и буддизма в различных его вариантах хинаяны, махаяны, китаїзованого буддизма и ваджраяны. В зоне контакта этих религий и философских систем возникла еще одна из форм буддизма, которая стала наиболее распространенной поздней формой мировой религии. В XIV в. один из буддистских теологов из Восточного Тибета основатель секты гелукпа (от тіб. благотворительность) Цзонхава провел реформу, распространив основы гелукпи на культ Тибетского буддизма (Гелукпа стала вторым названием ламаизма). Цзонхава ввел строгий устав в буддистских монастырях, ограничил практику магических обрядов тантризма, практика слияния с энергией шакти стала носить імітаційно-символический характер) поднял значение монахов - лам в деле спасения мирян. В ламаїзмі Цзонхава уже не достаточно было провозгласить свою преданность "трем сокровищам" буддизма (триратні). Необходимым условием познания пути стал тесную связь между наставником гуру (ламой) и учеником. В связи с этим изменился устав лам (монахов), они превратились из соискателей личного пути спасения в привилегированное положение наставников. Монастыри постепенно превращаются в центры не только духовной, но и административной власти в общинах и накапливают огромные сокровища. Главной же реформой было установление строгой и стройной иерархии лам. Во главе ламаистской иерархии были поставлены верховные иерархи и панчен-римпоче (панче-лама) i г'яло-римпоче (позже названного далай-лама - "море-лама").
Сакральной основой такой иерархии стало учение о воплощении. В соответствии с этим учением высшие ламы считались воплощением будды, боддхісатв, или деятелей ламаизма, святых и др. Панчен-лама считался втіденням будды Амитабхи, а далай-лама - бодхисатвы Авалокитешвары. После смерти, высшие ламы воплощаются в мальчиках-младенцах. После строгого отбора и проверки такого мальчика провозглашали воплощением умершего ламы. Со временем и духовная и светская власть сосредоточилась в руках далай-ламы столицей которого стала Лхаса где расположен дворец-монастырь Потала.
Канонические тексты Ламаизма включают в себя все известные тексты буддизма за две тысячи лет его существования и собраны в 108 томов Ганджур (трактаты Хинаяны, Махаяны И Ваджраяны) и 225 тома Данджур - комментариев к Ганджур.
Для спасения нужно родиться в стране ламаизма, где под руководством ламы встав на путь мудрости (праджня), с помощью средств ламаизма (параміти), преодоление незнание (авід'ї) можно улучшить карму, или попасть в Западный рай Сукхаваді будды Амитабхи.
Этика ламаизма основана на буддистских понятиях о добродетель и грех. Это десять "черных грехов" и "десять белых добродетелей". К грехам относятся: грехи тела - убийство, кража, прелюбодійство; грехи слова - ложь, клевета, злословіє, и марнословіє; грехи мысли - зависть, злоба, єритичні мысли. Все эти грехи имели разработанную четкую градацию и соответствующее наказание. За тяжкие - перерождение в аду, средние - перерождение в грязных животных, за незначительные - перерождение в больную или в плохую человека, или человека не в стране ламаизма.
В ламаистских добродетелей принадлежат защита чужой жизни, щедрость, целомудрие, смирение, правдивость, миротворчество, покорность, милосердие, сострадание, стремление к истинному учению. Кроме того для спасения нужно овладеть шестью парамітами праджні: подаяние, обетование, терпение, усердя, медитация (дхьяны) и праджня (мудрость). Большое значение на пути праджні мало овладение магической символикой и мантрами (например наблюдения мандалы, или графического изображения двенадцати звеньев перевоплощений (нидан), или главная мантра молитва заклинание "Ом мани падме хум!"). Большое значение мантр привело к появлению специальных молитвенных барабанов - целиндрів, что крутятся вокруг своей оси внутрь которых закладывали бумажки с мантрами и молитвами. Считалось, что один оборот барабана равна прочтению мантры.
В Китае буддизм почувствовал сильное влияние конфуцианства и местных религиозных представлений. Распространение и сложный путь утверждения буддизма в Китае начался во II в. и уже в VI в. в основном сформировался китайский вариант буддизма - чань буддизм.
Чань (китаїзоване от - дх'яна - медитация, сосредоточение, созерцания) связывается с деятельностью патриарха Бадхіхарми, который пришел в Китай из Индии около 520р. К Бодхіхарми в Китае буддизм был известен в форме Махаяны под названием Фо. Распространен среди простого народа буддизм быстро смешался с даосизмом и традиционными верованиями. Однако среди китайских интеллектуалов философия буддизма вызвала поиски истины опираясь на китайскую даосскую метафизику и прагматизм конфуцианства. Согласно традиции чань-буддизм сложился среди учеников так называемого первого патриарха Бодхидхармы. Последователи Бодхидхармы основали две школы северную Шень-сю и южную Хуэй-нэн, Шень-сю придерживался традиционной точки зрения на просветление как результат длительных усилий и размышлений в процессе дх'яна (созерцание), а Хуэй-нэн считал что просветление это результат интуитивного толчок который происходит внезапно. Именно его учение ("Сутра шестого патриарха" развиты как китайский чань и японский дзэн.
Главная идея чань-буддизма заключается в бесполезности попыток достижения нирваны в будущем. Истина и Будда равно и они внутренней сущностью каждого человека и сутью всех вещей, сутью Вселенной. Даосисти эту сущность называли Дао. Чань-буддисты говорили что "каждый человек имеет природу просветленного, но не каждый это осознает". Задачей человека должно быть достижение состояния осознания абсолютно истинной реальности - татхати, стать татхагатою, Буддой. Согласно чань реальный мир сансары есть иллюзия (му) в нем искажена истинная сущность вещей и затемненная сознание (то что ранний буддизм называл невежество - авід'я). Поэтому для достижения татхати нужно пройти путь от врожденного "первоначального просветление" к "достигнутого просветление". Способ прохождения этого пути и является чань (япон. - дзен).
Чань (дзэн) предлагает целый ряд методов (количество их довольно большая), среди которых особое место занимает дх'яна, (чань, дзен) - медитация, точнее погружение в созерцание, в котором дзен-буддисты проводит достаточно много времени (дзадзэн). Однако самой практики дзадзэн недостаточно для того, чтобы вывести человека из "затемненной сознания", разрушить ее стереотипы восприятия мира. Для этого используется практика гуньань (коан). Коан - это парадоксальная загадка, которую невозможно решить логичным рациональным путем. Сосредоточение сознания на решении коана требует чрезвычайных усилий, но решение приближает его сознание до просветления, которое может быть внезапным (сатори). Для того чтобы интенсифицировать процесс просветления сознания мастера дзен используют диалог - веньта (япон. мондо). Роль мастера наставника исключительно велика. Чань не признает писаных истин, теорий, авторитета, поэтому истина передается в тесном взаимодействии учителя и ученика "от сердца к сердцу", в основе которого является интуитивный непосредственной опыт просветления. "Истина, созерцание, она на словах и книгах, но по ту сторону слов. Ее нельзя изучить, ее нужно пережить" говорил один из основателей дзен.
В дзэнских монастырях монахи использовали не только дзадзэн, но и физические упражнения, которые позволяли достичь совершенства, что проявилось в системах восточных единоборств, дзю-до, айки-до, кэндо. Стремление к совершенству проявилось и в искусстве, где развитие эстетического чувства тоже был путем. Примером дзэнскому искусства является дзенські поэзии - хокку, сад-коан близ Киото, чайная церемония (по легенде чай вырос с ресниц Бодхіхарми, которые он себе отрезал разозлившись на то, что заснул во время медитации). Дзен сыграл большую роль в формировании культуры дальневосточных народов.
После второй мировой войны дзен стал распространяться в Европе и США. Первым популяризатором дзен на Западе был Д. Судзуки. Дзенські принципы повлияли на современную западную культуру, искусство, философию.


Назад