Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

3.2.1. Возникновение христианства


 

Второй по времени возникновения мировая религия но наиболее распространенной в мире есть христианство.
Христианство сыграло огромную роль в истории многих народов мира. Под его влиянием сложилась современная цивилизация в Европе. Сторонников христианства в современном мире более 1 млрд. человек, главным образом в Европе и Америке.
Христианство как мировая религия постепенно сложилась под влиянием различных религиозных представлений и верований восточного Средиземноморья и Передней Азии, но преимущественно на почве иудаизма.
Церковная точка зрения на происхождение христианства следует из самого содержания богословия которое основывается на евангелиях. Христианство как учение основано богочеловеком Иисусом Христом, которое он проповедовал в Палестине во времена римских императоров Августа и Тиберия, был казнен и воскрес, и передал свое учение апостолам, которые проповедовали его и распространили среди людей.
Возникновение новой религии объясняли и объясняют тем, что человечество відступившись от бога увлекшись иллюзией господство над силами природы с помощью магии, все же искало путь к богу. Этот путь был длительным и сложным, но все же духовные поиски постепенно привели духовных проводников к идее единого бога. То есть человечество, пройдя тяжелый путь "созрело" до признания единого творца - "Когда пришла полнота времени, Бог послал сына своего" (апостол Павел).
Другая точка зрения на происхождение христианства исходит из традиции, которая была заложена в эпоху Просвещения и имела антиклерикальне (антицерковне) направления. Сторонники мифологической школы рассматривали христианство как неоригинальную, синкретическую религию, которая вобрала в себя черты всех влиятельных культов Передней Азии и Средиземноморья. Историческую личность Христа они отрицали, усматривали в нем сочетание черт культов Осириса, Диониса, Митры, других солнечных божеств, следовательно евангельское жизни Христа рассматривали как астральные аллегории.
Представители исторической и социологической школы и сторонники материалистической философии (в частности марксизма) объясняли причины возникновения христианства через анализ политических и социально-экономических процессов в Римской империи И ст. Усматривали в нем своеобразный синтез восточных (иудейских) и западных (элина-римских) религиозно-философских идей, ставший следствием определенных причин и обстоятельств.
Римская империя, которая охватывала почти всю тогдашнюю ойкумену создала совместное для многих различных культур и народов среду, в которой распространялись новые идеи и учения, в том числе и религиозные. Способствовали взаимопроникновению идей также эллинистическая культура, которая была синтезом различных религиозных и культурных традиций Средиземноморья и распространение греческого диалекта "койне" - своеобразной языка межэтнического общения в полиэтнической и поликультурной среде империи.
В начале I ст. Палестина стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировой империи способствовало определенной интеграции еврейской религиозно-философской мысли по греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры, неуклонно увеличивались в разных концах империи.
Развитие сложных политических, экономических, миграционных и культурных процессов в Римской империи усилили кризисные явления и создали условия для роста количества людей, которые теряли не только экономический, но и духовный "почву под ногами" и нуждались в уверенности, успокоение четких жизненных ориентиров и перспектив существования.
Экономическое развитие империи привел к разрушению мелкого свободного производителя, превращался в зависимого арендатора, или пополнял ряды нищих, составлявших население крупных городов империи и жили за счет подачек властей. Эксплуатация рабского труда достигла своего апогея, превратив миллионы людей на "тягловый скот", лишенную человеческого достоинства. Попытки освободиться из рабства были с показательной жестокостью подавлены силой римских легионов. Надежд на лучшее "на этом свете" у миллионов людей не осталось. Не чувствовали себя уверенно и представители родовой аристократии и римского патрициата в условиях произвола растущей власти императоров. Все это создавало почву для поисков нового, вместо утраченного, смысла бытия. Эти поиски опирались на и на идеи высказанные греческими философскими школами: стоицизм, эпикурейство, скептицизм, эклектизм, новопіфагорейство, платонизм, неоплатонизм, и на новые, преимущественно восточные мистические учения, которые распространялись в империи - греческие культы Аполлона и Диониса, египетские культы Изиды и Сераписа, малоазійські культы Кибелы, Адониса и Аттиса, індоіранський культ Митры и другие. В свою очередь на востоке были известны со времен эллинизма греческие философские идеи
Для сложного синкретического религиозно-философского мировоззрения населения римской империи времен ее упадка были характерны следующие представь, что были позже развитые христианством:
·         идея умирающего и воскресающего Бога (культ Диониса);
·         идея необходимости спасения человеческой души как условия вечного блаженства;
·         уверенность в способности каждого человека приобщиться к Божества через усвоение тайной истины и участие в специальных обрядах;
·         необходимость посвящения и жизни в общине посвященных как условия спасения;
·         идея Бога-посредника между Богом-творцом и людьми;
·         поклонение богине-матери (как в культе Изиды), которая своей самоотверженностью спасает Божественное естество;
·         представление о трояким судьбу душ в загробном мире: вечные муки для неисправимых, муки для способных к исцелению и вечное блаженство для праведников.
Во время эллинских (македонских) завоеваний на Востоке становятся известные философские учения греков: скептицизм, эпикурейство, кінікізм и стоицизм. Кроме традиционных вопросов философии о сути вещей (физика) и их познания (логика) эти школы все больше осмысливали этические вопросы - благоустройство человеческой жизни. Вместе с тем неоплатонизм разработал положение о безусловную ценность мира идей и связал достижения счастья с познанием мира духовного - Богопізнанням.
Итак почву для распространения христианства складывалось постепенно под влиянием эллинистической философии, восточной мистической религиозно-философской традиции и внутреннего развития самого иудейству.
Итак, на рубеже эпох сложились и философские (Сенека, Филон Александрийской, иудейские секты др.), социально-экономические и духовные (поиски смысла бытия в мире, который меняется) основания для возникновения новой религии, которая при определенных условиях и качествах могла превратиться в религию, что могла удовлетворить духовные запросы большинства населения Римской империи времен ее упадка.
Хотя христианство и возникло на почве иудаизма как альтернативное ему учение, но не привело к вытеснению иудаизма среди евреев. Кроме того, оно распространилось не только в пределах Римской империи, а довольно быстро вышло за ее пределы.
 
Своим происхождением христианство все же неразрывно связано с иудаизмом. До главных идей, которые были положены в основу нового религиозного учения относится учение о Мессии. В иудаизме мессия это ожидаемый спаситель - царь мессия давней еврейском языке "машиах" - "помазанник", как называли царя в связи с ритуалом интронизации - помазание), о приходе которого указано в книгах Пророков, с ним связываются эсхатологические ожидания конца света, Страшного Суда и создание небесного Града, воскресение мертвых, победа над силами тьмы силами добра во главе с архангелом Михаилом.
Именно с образом Мессии связывается основатель нового учения Иисус Христос.
Вокруг личности Иисуса Христа ведутся дискуссии. Одни склоняются к точке зрения, согласно которой Христос - историческая фигура, галилейский проповедник, что был казнен. Учение которого было позднее развиты, дополнен, а на самого Иисуса перенесено представление о Мессии и наделен чертами богочеловека i (историческая школа). Марксисты и другие атеисты вообще отрицают существование исторического Иисуса Христа. Так же как и сторонники міфологічноі школы, они считают его последующим созданием, реконструкцией религиозных идей в лице богочеловека.
Церковная христианская точка зрения на личность Христа диаметрально противоположная. Именно Христос e осью христианства. Хотя и церковь вокруг природы Иисуса Христа вела довольно длительную и ожесточенную борьбу.
Первые сведения прохристиян относятся к 60-х г. н.э., но они упоминаются в "Аналлах" Тацита (i-II ст.) где описываются жестокие гонения на христиан при императоре Нероне. Некоторые исследователи считают это более поздней вставкой, перепищика - христианина. Есть упоминания о христианах в Светония, которые относятся к 50 г. - времена императора Клавдия. Известные упоминания о Христе в письмах Плиния Младшего до императора Траяна (111-112), но их некоторые исследователи, тоже считают подделкой. Но уже во II половине II в. достоверных сведений о христианах уже много.
Раннее христианство. Учение Христа не поривало с иудаизмом. Он был еврей, а значит иудей, а следовательно ценил и уважал Писания - "Не думайте, что я пришел нарушить закон", - говорил Христос (Мф. 5.17). А позже иудейское Писание вошло в христианского канона как Ветхий Завет. Основные догматы иудейству о создании мира и человека включена в состав вероучения христиан. Яхве почитается христианством как Бог-Отец. А ранние христианские общины некоторое время придерживались таких сугубо иудейских обычаев как почитание субботы и обрезание. Христианства была перенята от иудаизма идея греховности человека, и второй стороной этой идеи - идея спасения. Первородный грех (грехопадения) - это нарушение воли Божией первыми людьми Адамом и Євою. За этот грех они были строго наказаны, а их вина перешла на все человечество. В чем же заключалась новизна учение Иисуса Христа.
Люди грешны перед Богом - именно это равняет всех их: иудеев, греков, римлян, варваров, рабов и свободных, богатых и бедных - все грешники, все "рабы Божьи". Но Бог любит своих детей и посылает сына своего Мессию, который своей смертью искупил первородный грех и показал путь (учение) к спасению. Тот, кто присоединяется к учению Христа, искупает грехи и спасется (через крещение). Новое здесь то, что искупительная жертва Христа принесет спасение не только богообраному народа, а всем, кто присоединится к Христа.
Особенностью христианства является также то, что источник учения - слово Божье, его откровения. Истина явлена людям не через земного посредника-пророка, а через Бога - сына Божьего, богочеловеке Иисусе Христе. Через Иисуса Бог заключил Новый Завет со всем человечеством. Стержнем нового религиозного учения стало провозглашение высшего блага и высшей цели для человека не в земной жизни, не в чувственном мире, а за его пределами. Целью человека должно стать духовное служение Богу и стремление Царства Божьего.
Христианская церковная организация сложилась не сразу. Сначала христианскую общину составляли ученики Христа - апостолы. Они после смерти, воскресения, вознесения Христа и восхождение на них Духа Святого должны были нести слово Божье человечеству. Апостолы (от гр. - apostolos - посланник) начали проповедовать новое учение во всех концах Римской империи. Схождение Святого духа через 10 дней после Вознесения в праздник Пятидесятницы считается днем основания церкви.
Раннехристианские общины состояли из іудео-христиан и христиан, которые некогда были язычниками. Язычниками называли тех кто не был иудеем. В славянском варианте “язычники” от "языки" - "народ". На латинском языке нехристиан позже стали называть paganus - от лат. сельский, поскольку село дольше держалось за старые верования.
Сначала христианские общины были малочисленны и рассеяны. Учение распространялось апостолами и пророками. Общины руководствовались пресвитерами-старейшинами. Всех кто проповедовал учение: проповедников и учителей-дидаскалів называли харизматиками. Харизма - „дары Святого Духа”.
Позже в общинах появились диаконы - (от гр. deіakonos служитель), которые прислуживали общине во время совместных трапез, и епископы (от слова epіskopos - надзиратель) которые присматривали за имуществом и деньгами общины. Постепенно в христианских общинах епископы занимают особое место и претендуют не только на имущественный влияние, но и на идеологический. Их начинают называть пастырями (pastor) а общину "стадом", которое хранит пастор. Таким образом, община (ecclesіа - собрание) постепенно превращается в организацию, которая объединяет общины подчинены епископам - церковь. Со временем среди епископов выделяются те, которые возглавляли более важные, богатые, известные, богаточисельні епархии. Они начинают получать административную власть над другими епископами. Среди самых влиятельных были: Римский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский епископы. Римская община - епархия претендовала на особое влияние и авторитет среди других. Римский епископ пытался добиться признания за Римом не только почесноі первенства (preіmatus honorіs), но и юридической, стремился стать "епископом епископов". Для этого ссылались на авторитет легенды о Петре как наместника Бога на земле, князя апостолов (Матфей 16, 18-19).
В III в. для подчеркивания своей особенности римской епископ начал называть себя греческим словом "papas" - "отец”, С VI в. так начали называть только Римского епископа.
Все отдельные церкви - еклесії составляли Вселенскую (кафолическую) Церковь как единство пропитанную сущностью учения.
В 303 году Диоклетиан начал преследование христиан (за то что они отказались давать ему уважение как богу). Но в 311 г. был издан эдикт Галерия (подписали соправители Константин и Ліціній) - акт о веротерпимости. Так Христианство было разрешено в пределах Римской империи. Это подтверждает Константин Миланским эдиктом 313 г. За императора Константина христианство превратилось в господствующую религию. С переносом столицы империи в Византию (Константинополь) начинает расти значение Константинопольской епархии.
Организация христианских церквей согласуется с административным делением империи. Осложнения церковной организации привело к формированию церковной иерархии. В III в. появляются митрополиты, а с IV-Vст. - патриархи.


Назад