Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

3.2.2. Формирование вероучения и культа христианства


 

Становление христианской церкви проходило на фоне борьбы в самом христианстве с различными ересями и расколами. Отсутствие четкого канона способствовала различным толкованием основ вероучения. Кроме того христианство распространялось на территориях, где были сильные местные верования, которые накладывали свой отпечаток на христианство.
Во II в. на основе восточных философско-религиозных и эллинистической философии возникло учение - гностицизм. Гносис - с грецькоі означает знание, познание. Гностики утверждали что умом можно познать тайну Бога и сущность мира. В основе гностицизма лежал дуализм и дуалистические противопоставление светлого, доброго духа и темной, полной страдания не материи. Добрый великий бог Плерома (гр. полнота) не мог быть создателем такого невдосконаленого мира. Мир создан другим, злым духом (Яхве). Между миром добра и твірним миром нет контакта. Но есть посредник Логос (слово, смысл, разум), который может спасти человечество, но не все, а только избранных людей духа (пневматиков). Учение о Логос перешло в христианство, но попытки отбросить Ветхий Завет был осужден.
Усилились во II в. есехатологічні настроения, особенно ярко они проявились в учении Монтана (монтанизм), который требовал полного аскетизма и предупреждал что близок Страшный Суд.
В III в. возникло учение Мани (Манес, Маніхея) - проповедника с Персіі (Сасанидов), известно, что казнен он был в 276 г. Его учение, которое объединяло элементы христианства и Зороастризма было очень влиятельным и несмотря на жестокие преследования возрождалось в Европе под разными названиями, даже в позднем средневековье (богомільство, катаренство, альбігойство, павлікінство и др.)
Таким образом, раннее, христианство возникло из учений, которые передавали дидаскали и харизматики - раннехристианские проповедники на основе показаний переданных апостолами в устной форме - логиях и письменных евангелиях.
Раннее христианство характеризовалось отсутствием единства вероучения и находилось под влиянием различных восточных религиозных учений, что коверкали основные идеи христианства.
Необходимость выделения христианского вероучения от других привело к созыва Вселенских соборов и обработки Символа веры.
 
В ІVст. распространилось учение Александрийского священника Ария. Как утверждал Арий Иисус Христос не был рожден богом, а созданный им. То есть Христос не "единосущный богу", а "подібносущий". Это учение касалось главных положений веры, поэтому борьба с ним была особенно жестокая. Для борьбы с арианством был собран И Вселенский собор (Никейский 325р), который положил начало обработки Символа веры христианства, и осудил арианство.
Но возникла новая ересь - несторианство. Несторий (епископ Константинопольский) учил, что Иисус Христос был человеком, в которого вышел Дух Святой. Таким образом, Мария не богородица, а людинородиця (христородиця).
Несторианство было осуждено на III (Ефесском) Вселенском соборе, но несторианство распространилось среди восточных (азиатских) христиан.
Борьба вокруг христологічних вопросам привели к возникновению нового учения - монофизитства (monos - один, physіs - природа), которое начал епископ Євтіхій.
Монофизиты считали, что в Христе божеская природы подавила человеческую, поэтому считали Христа только богом. Монофізітійство был осужден на IV Вселенском соборе (Халкідонському 451).
Но оно осталось в некоторых восточных церквях (вірмено-григорианской, коптской и эфиопской).
Христианское вероучение, создавалось постепенно и сопровождалось борьбой с другими религиями и их влиянием на него. Длительная борьба, которая усиливалось внутренним спором между различными епархиями и иерархиями за влияние в христианском мире, порождали различные толкования основных положений вероучения, обрядності и др.
Нужно учитывать также различные воздействия не только религиозные, но культуний (римо-елінський, малазийский, варварский и т.п.).
Поэтому уже в начале существования церкви нужно было выработать некие четкие подходы к уніфікаціі основ христианского учения.
Еще апостол Павел решительно порывает с влиянием иудаизма, что привело к формированию выразительного антиіудаїзму в раннехристианских текстах.
Первые основы основ вероучения были заложены во II пол. И ст. и II в. в то время, когда были созданы первые кононічні тексты Нового Завета (Откровіння Иоанна Богослова 69 г., четыре Евангелия и Деяния Апостолов). Была еще целый ряд религиозных произведений, которых не признали каноническими.
На первых двух Вселенских Соборах было обработано христианский Символ веры. Символ веры - краткое сведения главных догматов, которые составляют основу вероучения.
В христианстве известны несколько Символов веры (Никео-Цареградский, Сим. в св. Афанасия, который более детально касался учение о троице и воплощении Христа, Тридентский Символ веры, Англиканский). Детальное толкование символа веры дается в катехізисах, или в специальных документах, которые имеют название "исповедание веры".
На церковных соборах в течение IV-VII вв. с великоі количества христианской литературы было выбрано 27 книг, которые были объявлены Святым писанием. Символ Веры и Святое писание (Новый Завет) и составляют основу христианского вероучения.
Однако Священное Писание имеет самостоятельную и более глубокую историю, чем просто христианскую.
Библия (греч. Bіblіa - книги) - собрание книг, которые составляют Священное Писание христиан. Эти книги собраны в две части: Ветхий (Старый) завещание (50 книг) и Новый Завет (27 книг). Книги Ветхого Завета писались на древнееврейском языке (иврит) или на разговорном языке тогдашних евреев (арамейский язык). Те книги, что сохранились на иврите и арамейском были признаны Палестинским каноном и признаются каноническими у христиан включительно с протестантами и иудаизмом (39 книг). Остальные 11 книг, которые дошли до нас в переводе на греческий язык и вошли в так называемую Септуагинта (первый перевод Библии, который был осуществлен в II-II вв. до н.э. в Александрии и имеет название Александрийского канона) каноническими признаются только у католиков, православные считают их полезными для души и включают в текст Библии, протестанты не считают каноническими и не включают в Библии.
Первые библейские книги возникли в XII в. до н. э. - последние во II в. н.э. Самые древние библейские тексты вобрали в себя некоторые религиозные тексты и представь, что бытовали среди евреев, к образованию иудаизма. Книги Ветхого Завета вобрали в себя релегійний, жизненный и исторический опыт еврейского народа. По своим сюжетом Библия - это обращение Бога к своего народа, а также рассказ о том как люди слушали своего Создателя. Для христиан единство Библии заключается в рассказе о Иисуса Христа, или пророчества о нем, как в Ветхом Завете..
Евангелия это рассказы о жизни, проповеди, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа.
"Деяния апостолов" и их послание - это рассказ о первых шагах христианства, первые христианские общины, постепенное созидания Церкви. Апокалипсис носит подводит до второго пришествия Христа. Здесь изложены эсхатологические представления христиан.
Библию разделен на книги, каждая из которых имеет свое название "Выход", "Книга Пророка Даниила", "Евангелие от Иоанна" и др.
Впервые разделены Библию на главы было в XIII в. английским монахом Стефаном Ленгтоном. Разделение глав на стихи и нумерацию их сделал французский печатник Робер Стефан в XIX ст.
Для защиты основ вероучения от нападений других религий и еретиків, искажения смысла и толкования догматов в христианстве развилась целая система обоснования и защиты религиозного учения о Боге, его качествах, признаках, комплекс доводов об истинности догматов, религиозной модели, правил и норм жизни и поведения верующих и священников, которая имеет название теология, или богословие (teos - Бог). Формирование христианского богословия опиралось на решение ранних Вселенских соборов и труда наиболее авторитетных авторов церкви (т.н. Отцы церкви, к которым причисляли авторов, учение которых признан ортодоксальными), что имели большие заслуги перед церковью. В последние Отцами церкви признан на Западе Исидора Сивильского на Востоке Иоанна Дамаскина (8 ст.).
Формирование христианского богословия прошло в раннем средневековье (до схизмы) два основных этапа 1) апологетика (от гр. "апология" - защита) представители которого выступили с обоснованием и защитой христианства против античной философии, 2) патристика - (патер - отец) деятельность Отцов церкви.
Но от самого начала христианская теология имела два направления:
1) елліністичну (позже елліно-византийскую)
2) римскую (позже взамен-западноевропейскую).
Для первой характерно созерцание "внутреннего" человека, глубин духа, толкование мистических тайн священных текстов. Для второй - основан на формально-логическом методе раціоналістично-формалістичний подход.
В средневековье сложилась система богословия. Хотя единой христианской системы богословия не существует. Каждая конфессиональная теология имеет свои специфические черты, но есть черты которые едины для всех христианских систем.
Под богословской системой понимают совокупность различных богослівських дисциплин, каждая из которых преподает разные стороны вероучения и культа. Она состоит из основного богословия, догматического богословия, нравственного богословия, пастырского богословия, аскетики, гомилетики, литургики, викриваючого богословия, екзигетики, церковной археологии, церковного права и др.
Основное богословие (христианская апологетика от гр. - защищаю) - отрасль теологии которая защищает, оправдывает и преподает вероучения с помощью аргументов обращенных к ума.
Догматическое богословие прежде всего должно формировать ортодоксальные представления о догматы как неизменную богооткровенну истину, по-второе раскрыть содержание догматов, учитывая дух времени, современные воображения и мировоззрение.
Нравственное богословие толкует проблемы христианской морали ее сущность и природу, а также объясняет значение морали, необходимости соблюдать ее для достижения вечности блаженства. Поэтому моральное богословие часто называют деятельным или практическим богословием.
Екзегетика - раздел богословия, который занимается толкованием библейских текстов, разъяснением содержания и смысла религиозных символов, а также трудно понятных текстов Библии. Екзегетика в разных конфессиях имеет свою специфику в подходах к пониманию священных текстов.
Литургика - раздел богословия который объясняет смысл и необходимость церковного богослужения (в прав. - обеденный, в кат. - месса).
Таким образом, вероучения христианства сложилось в течение раннего средневековья. Его догматика была принята первым и вторым Вселенскими соборами в IV в. и изложена в Символе веры. Дальнейшая разработка основной догматики состоялась в течение V-VIII вв. на III - VII соборов и теологически разработана в трудах отцов и учителей церкви.
Тогда же была заложена основа христианского культа и церковной организации.
Однако дальнейшее развитие вероучения культа и организации связан с расколом церкви на отдельные христианские ветви.


Назад