Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

3.3.1. Разделение христианства на православие и католицизм


Любая религиозная система как мы это уже рассмотрели на примере Буддизма не консервируется на уровне исходных идей и положений а продолжает развиваться и превращается в конце концов на совокупность основных и более мелких ответвлений.

Особенно это касается таких религий которые содержат в себе такие элементы, обеспечивающие им распространения за пределами традиционного культурно-этнического и религиозного ареала в котором они сформировались. Попадая на другую почву они становятся объектом интерпретации, как на индивидуальном уровне, так и на уровне общественного сознания. Это с неизбежностью приводит к возникновению новых веток данной религии.

В предыдущей лекции мы говорили о становления христианского вероучения и культа. Но мы видели, что то был не простой, а очень сложный процесс, который требовал с одной стороны отвергать различные толкования основ вероучения и Символа веры, борьбы с опасными воздействиями нехристианских идей. С другой стороны нужно было искать определенных компромиссов между христианскими общинами которые возникли и развивались на различных религиозно-культурных почвах. К тому же, во времена превращения христианства в официальную религию в Римской империи обострилась борьба за влияние между различными (старым и новым) центрами христианства.

Первые христиане в своих обрядах сохраняли порядок синагогальних молений, то есть читали Священное писание, пели псалмы, слушали проповедь. До этого апостолы добавили новый обряд превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, которое было совершено на Тайной Вечере самим Христом.

Суть обрядов были повсюду одна и та же. Тайная Вечеря с которой відділилось причастия как бескровный символ принесения Голгофської жертвы Христа. Но проводились они по разному.

В состав Римской империи входили разные народы которые стояли на разном уровне культурного развития, особенно эта пестрота была заметна в Восточной части империи.

Поэтому именно там появилась разнообразие обрядовая, которая опиралась и на христианское вероучение и на национальные и местные культурные особенности.

Особенности вероучения православия.

Основные положения православного вероучения (догматы) зафиксированы из двух равных по авторитетом для церкви источниках "Священном Писании" (Библии) и "Священном Предании (переводе)" (материалы поместных и вселенских соборов IV-VIII вв. Труда церковных авторитетов того времени, которых называют "святыми отцами", давняя богослужебная практика).

Главные догматы изложены в Символ веры. (Нікеоцаргородський Символ веры) 825-981рр. в 12 членах (параграфах). Это учение о Троице, схождение святого духа только от Бога-отца, боговоплощения, искупления, воскресения, вознесения Иисуса Христа как богочеловека, признание святости единой апостольской церкви, необходимости крещения и ожидания воскресение из мертвых.

Православная традиция требует сохранения в неприкосновенности не только содержание догматов в интерпретации "отцов церкви" но и сохранение их догматического формулировки.

Православие не предполагает ни увеличение ни сокращение количества догматов, что канонизированы вселенскими соборами. истинами считаются только те положения вероучения которые утверждены первыми двумя вселенскими соборами.

Таким образом, все догматы, которые были приняты после VII Вселенского собора и католический догмат о "филиокве" православные богословы отвергают. Последним "отцом церкви" православные считают Иоанна Дамаскина (VІІІст.)

Христианский Запад находился под влиянием Рима с его латинской культурой, которую восприняли и варварские королевства в виде Римской Литургии и латинской литургическую языка.

Но на Востоке сложилась совсем другая ситуация. Культура народов которые попали в орбиту христианства были очень разные и не поддавались слиянию (культуры армян, египтян, сирийцев, эфиопов, эллинов и т.п.).

Ни один язык не могла быть до конца господствующей. Так на Востоке сформировался принцип, который сохранился до сегодняшнего дня, согласно которому богослужение должно сохраниться и проводиться на языке понятном народу. Этот принцип был священный в новозаветной легенде об основании церкви Христа в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух святой и они заговорили на языках народов, которые находились в Єрусалимі.

Кроме того в Восточной Римской империи и позже в Византийской империи не сложился один общий церковный центр. Здесь было, как уже упоминалось, четыре епархии, которые носили титул патриархата и претендовали на руководство общецерковные делами: иерусалимский антиохийский, александрийский и константинопольский. Последний из них хоть и был самым молодым по времени, но используя свои близкие отношения с императором, претендовал на исключительное положение и даже именовался "вселенским".

В 313 г. Миланский (Медиоланский) эдикт о веротерпимости императора Константина i Великого позволил т.е. уравнял в правах христианство и язычество. В 330 г. он перенес столицу империи в Византию (Константинополь). В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. Вследствие этого начинают формироваться Восточный (константинопольская) и Западный (Римская) церковь. Господа римские, опираясь на традицию, согласно которой Рим был резиденцией ап. Петра, считали Рим центром Вселенской церкви. Это привело к претензий Пап к признанию супрімації (главенства) панской власти над светской. Начались политическая и догматическая конфронтация между папой и императором.

Противостояние усиливалось также вследствие догматических, теологических и обрядовых разногласий.

В 589р. на Толедскому соборе Римская церковь внесла изменение в Символ Веры (Филиокве) Восхождение духа святого от Иисуса Христа (бога сына) Восточная церковь осудила это как ересь.

VII (II Никейский собор) последний который признает Православная церковь. К тому же папа Николай И фальсикував документ т. наз. "Констянтинів дар" согласно которого сам Римский престол получил право власти над Западными Римскими провинциями.

858 г. противоречие это больше обострились и 1054 на Константинопольском соборе окончательно произошел раскол (схизма) христианской церкви на западную римо-католическую (русский) и восточную-православную (ортодоксальное) греко-кафолическую церковь.

С ослаблением Византийской империи, постепенно ослабевали связи между восточными патриархатами, усиливались сепаратиські тенденции. Постепенно патриархии превратились в автокефальные церкви Автокефалия - от греческого (avtos-сам, кефали-голова - то есть независимая самоправна церковь. В отличие от Римо-католицькоі церкви, где с самого начала сложилась строго централизованная іерархія на основе супріматіі Господина Римского, которого католики считают наместником Христиан на земле, Вселенская Православная церковь считает единственным главой церкви Иисуса Христа.

За долгую историю существования православия в разных исторических условиях много церквей достигли состояния автокефалии, опираясь на традиции и каноны православной церкви. (Новый завет, 34-е правило Святых Апостолов, 9-е правило Антиохийского собора).

В наше время существуют: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египетского), Антиохийская (Сирия, Ливан), иерусалимское, Русская, Грузинская, Сербская (Румынская, Болгарская, Кипрская, Елауська (Греция), Албанская, Польская, Чешская, Американская, Сінайська, Финляндская, Японская православные церкви имеют автономию.

Православная обрядность.

Православный культ отличается большим количеством ритуальных действ, которым отводится важная роль. Абсолютизация ceremonially-культовоі стороны религии характерно для православия имеет название - обрядовір'я.

Вся культовая деятельность православия, проникнуть символическим значением, воплощенным в таинствах, обрядах, праздниках и др.

Целым комплексом церковных обрядов e богослужения. Главное православное богослужение литургия в ходе которой совершается таинство евхаристии. В православии литургия имеет название обеденный. Во время обедни осуществляются поздние ритуалы, молитвы, проповедь, духовное піснепіння (без муз. сопровождения - хоровое).

Литургия выполняется каждое воскресенье и в праздники. В наиболее значительных праздниках выполняются службы, которые продолжаются всю ночь - всенощное бдение. Кроме литургии проводится: вечерняя, повечірня (после вечерни), полунощниця, утреня (в 1-й, 3-й, 6-й, 9-й час (7, 9, 12, 15 часов). Но на практике проводятся службы 3 - вечерня, утреня, литургия, остальные присоединяются к ним.

Проповедь e важной составляющей богослужения и пропаганды и объяснения вероучения.

Основу православной обрядності составляют христианские таинства. В православии признается 7 таинств: крещение, причащение, покаяние, брак, єлеосвяття, священство и миропомазания.

Крещение - принятие человека в лоно церкви. После крещения прощается первородный грех. В православии осуществляется путем погружения младенца в купель.

Покаяние (исповедь верующим своих грехов перед священником, чтобы получить через него прощение от бога) Тайна исповеди сохраняется церковью (сначала публично тайно с VIII в.)

Причастие (євхаристія) - главное таинство христианской религии. Съедания хлеба и вина которые воспринимают как тело и кровь Христа, через что верующие приобщаются к союза с Христом (в VІІст. принято всеми храмами, утвержден 787 Ник. соб.) В Православии осуществляется причастия хлебом и вином (кислым хлебом).

Таинство миропомазания - что передает верующему "благодать святого духа" путем смазывания его ароматическим веществом - миро. Проводится после крещения и причащения (в православии сразу) чтобы сохранить чистоту "накладывают печать Святого духа".

Брак - основывается на представлении о том, что сам Бог соединяет людей в семью. Затвердилось позже вторых (XVI ст.)

єлеосвяття (маслосвяття) - таинство которое осуществляют над больным или умирающим (называется соборовання). Путем помазание елеем передают благодать Духа Святого, что зцілюе от болезни телесной и духовной. Читаются семь посланий апостольских и произносят 7 єктіній (прошеній).

Священство - это посвящение в духовный состояние путем рукоположения (хиротонии).

Во время ритуала на рукопокладаємого сходит Дух Святой и тот становится посредником между Богом и людьми.

Важное место в православной обрядності занимает храм.

Православные храмы сориентированы с востока на запад. В восточной части храма расположены алтарь - центр богослужебной деятельности, удаленный стеной, украшенной иконами (иконостасом), в западной - центральный вход.

Культ икон чрезвычайно распространен в православии.

Православные поклоняются также кресту. В православии крест - четырех, шести и восьми конечный (шаров креста введено в 4ст.)

Важное место занимал также культ святых.

В православии существует 7 рангов святых: ангелы, пророки, праведники, преподобные, святители, мученики.

Ангелы (agelos - вестники) делятся на 9 чинов, 3 лика: 1 - серафимы, херувимы, престолы; 2 - господства силы и власти, 3 - пуски (начала), ангелы, архангелы. Силы - исполняют волю Божью, серафимы - пламенеют любовью к Богу, херувимы - сияют светом богопознания.

Ангелы зла - дьяволы. Глава дьяволов - сатана - противодействующий.

(Воланд, Вельзевул, Люцифер, Мефистофель).

Пророки - те что наделенные даром предвидеть.

Праведные (преподобные) те что прославились подвигами во славу Божью.

Мученики - те что приняли мученическую смерть за веру.

Почитаются также останки (мощи святых).

Современная православная церковь состоит из:

1) первичного отделения церкви - общины верующих (прихода).

Приход возглавляется верховным органом, который состоит из мирян.

Духовенство удовлетворяет религиозные потребности прихожан но не вмешивается в административно-хозяйственную деятельность прихода. Расходы на содержание храма и обслуживающего персонала планируются за счет добровольных пожертвований верующих, продажи свечей, предметов культа, доходов от треб (крещений, похоронных обрядов, венчаний).

2) Приходы объединены в округа (благочиния).

3) Благочиния составляют епархии, территориально совпадают с областями.

епархии возглавляются архиреями которые подчинены главе автокефальной церкви - патриарха.

В православии существует три степени священства: епископы, пресвитеры, д'якони.

епископы - это все высшие иерархи (архиреї): патриарх, митрополиты, архиепископи, епископы.

Занимать высшие должности могут только представители черного духовенства (монахи).

Пресвитеры - это священники (иереи).

Д'якони - помощники священника при богослужении и отправке обрадів. (белое духовенство - жонате).

Православие признает как мужские монастыри так и женские. Главные мужские монастыри называются Лаврами.

Формирование католицизма.

Одной из самых распространенных конфессий в мире является католицизм. Общее количество католиков во всем мире в настоящее время достигает 1 мрд.

Еще в начале христианской церкви единственным центром в Западной римской империи был Рим. Уже в ІVст. появилась легенда о том, что сам апостол Петр является основатель христианской общины в Риме, кому именно римские кафедры (кафедра святого Петра) должны быть первой и главной среди других. Еще папы Кілікст И (217-222) ссылался на текст Евангелия (Матфей, 16; 18-19) как на доказательство того, что “князь апостолов” - Петоро, как наместника Христа построил на скале (petra - гр. - скала) церковь Христову.

Поэтому епископы Рима называли себя наместниками бога на земле и претендовали не только на почетную (prіmatus honorіs) но и на юридическую первенство среди других.

Кроме того Римская кафедара ссылалась на то что именно римская хр-ка общины наибольшее количество преследований и Рим пропитаний кровью мучеников, а апостолы Петоро и Павел своей смертью в Риме навеки сделали его самым святым городом христианского мира.

Опираясь на сложную политическую, геологическую ситуацию в Европе и на Южном Востоке на поддержку “варварских королей” и на Растущую экономическую мощь Римской Церкви, римские папы всячески пытались достичь юридической и фактической первенства в Христианском мире.

Свои претензии она подкрепляла и на догматичному, каноническим и обрядовой уровне. Постепенно количество таких противоречий с восточными церквами росла и в конечном итоге привело к окончательному расколу (1054 II Константинопольский собор) что привело к возникновению римо-католической церкви.

Еще в конце IV в. после эдиктов Константина И Феодосия И большинство населения Римской империи формально стали христианами. Тогда же началось обращение в христианство варваров что вторглись на территорию империи.

Вандалы, остготы и вестготы сначала были арианами. Арианство которое считали Христа не единосущен первенства иконостасе троицы а лишь*, подрывало авторитет церкви. В к. V т. христианство в ортодоксальной форме принял Хлодвиг - король франков После длительной борьбы в конце VI в. ортодоксальное христианство приняли вестготы, потом лангобарды. Римские миссионеры хрисиянизували Англию и Ирландию. В VI-VIII вв. - ирландские монахи - миссионеры активно проповедовали в самых отдаленных уголках Европы и возможно среди славян.

В VIII в. в христианство обращены племена Центральной и Южной Германии, фризы и саксы. С IX в. начинается христианизация Скандинавии.

В IX в. христианство начинает утверждаться и среди славянских племен. Именно здесь столкнулись интересы Латинской и Византийской традиции. И Рим и Византия пытались распространить свое влияние среди славян через латинский и греческий обряды. Польша, Хорватия, Чехия и Мозавія и полабські славяне попали под вллив Римской церкви.

В 800 г. франкский король Карл Великий был коронован папой Львом III и провозглашен императором. Начинается борьба между Римом (папой) как главой духовной власти и светской властью. Для подкрепления теократических стремлений папа Николай сфальсифицировал документ “Констянтинів дар” согласно которому папа от императора Константина получил верховную власть над всеми провинциями Западной Римской імперії. папа стремился права не только короновать но и забирать корону то есть поставить светскую власть под контроль духовной власти. Но после развала империи Каролингов влияние папы тоже начинает приходить в упадок. Право инвеституры - право назначать и возводить в сан иерархов присваивают крупные феодалы.

Борьба между папством и светской властью с новой силой разгорелась в Х-XI ст.

Была проведена “клюнійська реформа” (мастер Клюни в Бургундии) вследствие которой было запрещено симонію - продажа церковных должностей, укрепленная церковная организация. Особенно последовательно идеи клюнійців проводил монах Гільцебранд который стал папой Григорием VII. (1073-1085).

При нем был введен обязательный целибат, светские феодалы были лишены права участвовать в выборе папы.

Но борьба между папой и феодалами которая известна как “борьба за інвестатуру” (Григорий VII и Генрих IV) закончилась компромиссным Вормським конкордатом. В 122 году, согласно которым в Святой Римской империи инвеституры состояла из светской - скипетр и духовной кольцом и посохом (отв. император и папа или легат).

Для поддержки власти церкви папы пользовались и такими крайними мерами как “інтердикт” - временный запрет для определенной территории или государства совершать богослужения и обряды, и “анафему” - отлучение от церкви и проклятие.

Особенно папство усилилось при папе Інокентії III (1243-1254).

Феодализация церкви порождала много социальных протестов, которые существовали в виде различных ересей. Борьба с ересями была чрезвычайно жестокой (павлікіани, богомилы, катарени, катары, вальденсы, альбигойцы и другие).

Для борьбы с ересями создавались монашеские ордена (доминиканцы и другие) и інквізіція (лат. -следствие). С XII в. деятельность “священного трибунала” - становится регулярным.

Католическая церковь поддерживала борьбу с исламом (крестовые походы) и экспансию католических военно-монашеских орденов на восток.

С католической экспансией на восток, связано возникновение т.н. униатства.

В 1349 во времена польского короля Казимира Галичина попали под власть Польши, Польша окончательно утвердилась здесь в 1387р.

Уже в 1375р. в западноукраинских землях была образована католическая иерархия, сначала архієпіскопію позже митрополия. Экспансия католицизма усиливались деятельностью католических орденов: доминиканцы, францисканцы

Русское (православное) населения подвергаются различным притеснениям. Быстрыми темпами идет процесс полонизации и окатоличивания украинской элиты. Русская православная церковь приходит в упадок, особенно после Люблинской унии.

В этих условиях среди части украинских магнатов и духовенства распространяется идея.

Борьба против Реформации обусловила наступление на Православную церковь. Католическое продвижения на Украине сопровождалась асиміляторською политикой относительно украинской шляхты. Привилегии которые подавал католицизм был привлекателен для украинской шляхты, что усиливалось также и очевидной вищістю тогдашней польской культуры.

Пропаганде культурного и религиозного отсталости православия способствовала также деятельность иезуитов, которые начали вести полемику с православным духовенством.

Начал ее блестящий католический полемист Петр скарга. (“О единстве Церкви Божьей” 1577р.)

В противовес униатской иерархии выступили православные полемисты, которые в своих произведениях отстаивали православную церковь.

С полемическими произведениями выступили такие выдающиеся ученые и деятели православной церкви как Григорий Смотрицкий, Христофор Філалет, Иван Вишенский, Мелетий Смотрицкий (“Плач”) Захария Копистинський (“Полізія”) Степан Зізаній, Иов Борецкий. Известным полемістом был также Ю. Наливайко и др. Своими произведениями они не только защищали православия и интересы православного люда, но и объективно способствовали развитию православной теологии, образования и языка в Украине. Это литература имеет название “полемическая литература”.

“Брестская Уния”.

Но среди части православной шляхты и православного духовенства распространяется идея о возможности объединения православной церкви с католической, для того чтобы сохранить ее от католической экспансии, добиться равных прав католиков и православных. Они ссылались как на прецедент на решение Флорентийской унии (1439р.) Эту идею поддерживал самый светский защитник православия К. Острожский (“ничего не желаю горячее, как единства веры и согласия всех христиан”) Сторонники унии считали, что решение будет принято после переговоров на Соборе по поступкам с обеих сторон. Но эта идея не получила поддержки в братствах и особенно в низах православных. Поэтому инициативу в делах унии взяли на себя иезуиты, польское правительство во главе с фанатиком Сигизмундом и некоторые православные епископы, особенно Ипатий Потий, и Кирилл Терлецкий и митрополит Рогоза. Не посоветовавшись с собором, фактически не имея полномочий Потий и Терлецкий с 1595р. уехали в Рим и утвердили условия унии с папой. Этот поступок внес раскол (Клемент VIII) среди сторонников унии в Украине. Большинство во главе с К.Острозьким осудили такую унию. Но Потий и Терлецкий при поддержке Сигизмунда созвали Собор в Берсті в 1596 и провозгласили унию. Православные собрали свой Собор и приговорили унию и разорвали с униатами. Король воспользовался этим и объявил униатов единственным легальным представителями греческой церкви.

Начались преследования православных.

1) Уния не добилась уравнивание в правах с католиками, поэтому украинская шляхта еще больше обратилась к католицизму, что привело к фактической потере своей (украинской элиты);

2) Уния внесла раскол в украинском народе. Он был разделен на две враждующих конфессии;

3) Но полемика привела к культурному подъему, а вражда с поляками способствовала более четкому осознанию украинцами своей самобытности;

4) Кроме того уния фактически, если принимать во внимание далеко идущие, долговременные последствия, сохранила украинский народ Галичины от целого * на поддержку “варварских королей” и на растущую экономику могущество Римской церкви, римские папы всячески пытались достичь юридической и фактической первенства в христианском мире. Свои претензии они подкрепляли и на догматичному, каноническим и обрядовой уровне. Постепенно количество таких противоречий с восточными церквами росла и в конечном итоге привели к окончательному расколу (1054 II Константинопольский собор) что привело к возникновению отдельной римо-католической церкви.

Догматические, культовые и организационные особенности католицизма.

Вероучение католической церкви основывается на Священном Писании и Священном предании Католическая церковь, как известно, считает богонатхненною всю Библию (Вульгату) а Святой перевод - источником вероучения, равноценном Святому Писанию.

Право толковать Священное Писание, католическая церковь признает только по иерархии католической церкви.

Признавая Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ веры (Symbolum, Credo) и его 12 членов католический символ веры уже в раннем средневековье было вынесено изменения, которые не указаны на Востоке. Уже в IV в. Символ был переведен на латынь. При Карле Великом (франкському) этот символ был декретовано была папы Климента VI в. “Унігенітус” 1349р. и подтверждено i И II Ватиканским сборами. На основе “запаса добрых дел” розглянулась практика предоставления, а с XIII в. продажи “индульгенций”.

Индульгенция (от лат. - іndulgentіa - милость) - папская грамота, которая свидетельствовала о отпущения осуществленных и это же совершения грехов.

Для католицизма присуще чрезвычайное господства Богородицы - Девы Марии. (Мадонна) которое приобретало рис экзальтации. Ее уважают как “заступницу” перед Богом, как особо хорошо знает беды людей, особенно женщин. Католицизм создал целое направление теологии - маріологію.

В 1854р. провозгласил догмат о “непорочном зачатии Девы Марии” (легенда распространяется, XII в. ) . В 1950г. принят догмат о телесное вознесение Богородицы после смерти на небо, а в 1964г. Павел VI в. провозгласил Деву Марию “материю церкви”.

Особая роль католицизме принадлежит папе Римскому. Он считается не только главой католической церкви, но и высшей инстанцией в делах веры, высшим авторитетом.

В 1870 г. И Ватіканський собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в вопросах веры, когда он говорит с кафедры (ex cathedra), то есть выполняет обязанности пастыря всех христиан (И ст. 20 Вселенский) распространен во всей Западной Европе.

На Толедскому церковном соборе в 589 г. в Символ веры было привнесено филиокве (лат. fіlіoque и от сына). Добавление утверждало, что Дух святой сходит не только от Бога отца, но и от Бога сына. Окончательно этот догмат был закреплен в католицизме в XI в. что и стало поводом к расколу в 1054р.

В 1439р. на Флорентийском соборе было внесено догмат о чистилище.

Согласно католическому вероучению чистилище - место между раем и адом где души грешников которые не получили прощение в земной жизни, но которые не имеют смертных грехов, перед тем как попасть в рай горят в огне чистилища. Время пребывания души в Чистилище может быть сокращена “добрыми делами” тех кто остался на земле (мотивы, жертвы, материальные взносы и т.д.). Догмат был подтвержден в 1562 Тридентским собором.

С этим учением связано также учение о “запас добрых дел”. Согласно которому клир имеет возможность облегчить участь души за счет “запаса добрых дел” то есть совокупности заслуг добытых подвигами Христа, Богоматери, святых и верующих.

Это учение было сформировано схоластами в XIII ст. Вместе с признанием первенства папы на всей христианской церковью католицизма присущи и другие канонические отличия от православия: бесшабашность (целибат), обязательная для всего духовенства, неразрывность церковного брака. (от лат. caelebs - неженатый) - введен Григорием VII (1073-1085) подкрепленной 1967г.

Культ католицизма тоже имеет некоторые особенности, хотя используются те же предметы и объекты культа. Храмы, иконы, театрализованные действа в которых более чем в православии и протестантизма проявляются и используются различные виды и жанры искусства.

Сохраняется культ ангелов и святых мощей, реликвий. Однако католическая церковь придает большое значение и активно проводит канонизации (зачисление в святых) и беатификации (подъем до ранга блаженных). Право канонизации и бестифікації (начальная степень канонизации) постепенно была сосредоточена в руках папы. В католицизме очень развит культ мощей и святых.

Католицизм и православие признает 7 таинств. Главным богослужением является литургия (месса, во время которой совершается обряд причащения (евхаристии). До недавнего времени мирян причащала только хлебом (облатка) (гостії - от лат. - жертва) с изображением креста.

Крещение в католицизме происходит путем погружения и обливания. Миропомазания осуществляется в 7-12 лет обязательно епископом (конфірмація).

В католицизме существует строгий разделение на клир и мирян. Кроме исторически устоявшихся трех степеней священства (диаконы, пресвитеры, епископы), в католической церкви и иерархии выделяется особая группа - кардиналы.

Кардинал (от лат. cardіnalіs - главный) назначается с папой согласования консистории - собрание кардинальской коллегии. Символом кардинала с ХІІІст. красная шапка. (У папы - тиара - тройная корона которая символизирует тройственность прав пары как судьи, законодателя и священнослужителя). Иоанн Павел i И II отказались от коронации). На папский престол избирается на всю жизнь на специальном собрании коллегии кардиналов (конклав) один из его членов. Папа считается высших иерархов, викарием Иисуса Христа, преемником св. Петра, западным патриархом, прімасом Италии, архиепископ и митрополит римской провинции, сувереном города - государства Ватикан”.

Викарий (лат. vіcarіus - заместитель, наместник) Примас - (лат. - первый) титул глава церкви.

К высшей иерархии віносносять тех кого назначает папа (викарии, легаты) к низшей тех чья власть исходит от епископа.

Была административным центром католицизма есть Ватикан. (Vatіkano - холм в Риме) где расположены дворец, собор Петра (территория 44га). На основе Латеранского конкордата с Мусолліні, Ватикан - государство, которое имеет терит, юрисдикцию, границы и правительство - курию. (3 тыс. служащих и 1тыс. подданных).

К католической церковной организации принадлежат также монашеские ордена и конгреції, среди которых крупнейшими являются иезуиты - 25 т., Францисканцы - 20 т., салціанці - 20 т., христианские братья - 16 т., бенедиктинцы - 10 т., доминиканцы - 8 т. Всего католическая церковь имеет 1,5 млн. монахов и черники. В том числе 400 т. священников.

Выводы.

1. Вследствие разделения Римской империи на Западную, где доминировала латинский язык и культурное наследие и один церковный центр Рим и Восточную (Византию) где культурного и церковной доминанты не сложилось образовалось две церкви со специфическими чертами. Раскол 1054 года привела к окончательного разделения христианства на католицизм и православие.

2. Католицизм и православие имеют довольно существенные различия на уровне догматики, культа и церковной организации. Для католицизма присуща определенная гибкость, склонность к приспособления к социального окружения. Православие крепко держится догматической закостенелости, что опирается на признание только Никео-Константинопольского Символа веры.



Назад