Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

3.3.2. Протестантизм и его направления


 

Протестантизм - наряду с католицизмом, православием, один из главных направлений христианства, которое охватывает множество разнообразных самостоятельных вероисповеданий.
Особенности идеологии и организации современного протестантизма обусловлены историей его возникновения и развития.
Протестантизм возник в XVI в. в эпоху реформации. Это было время, когда католическая церковь вызвала всеобщее недовольство. Оно касалось прежде всего вмешательства церкви в політичі, а особенно экономические и финансовые дела крупных и мелких феодалов и бюргерства, что уже набирало силы и готово было спорить за место в феодальном обществе.
Реформаційному движения предшествовал гуманизм, как противоположная христианском теоцетнризму идеология, что поставили в центр мировоззренческих конструкций человека.
Толчок реформаційному движения дал выступление профессора Віттенберзького университета, доктора теологии Мартина Лютера.
31 октября 1517 года он прибил к воротам храма в Виттенберге 95 тезисов против католицизма. Лютер выступил против учения о спасении заслугами святых и через индульгенции. Вместе с тем он осудил учение о чистилище, учение о церкви как посредника между Богом и людьми, против авторитета папы в делах веры. Лютер требовал упрощения обрядності, ликвидации монашества, подчинение церкви светской власти. Авторитета папы он противопоставил авторитет Священного Писания и учения о том, что каждый может спастись только верой в искупительную жертву Христа.
1520 году Папа отлучил Лютера от церкви. Но Лютера поддержала значительная часть различных слоев северогерманских земель. Началось противостояние сторонников Реформации и противников. В результате Реформации утворись так называемые протестантские церкви.
Распространение протестантизма вызвало противодействие со стороны католицизма в виде Контрреформации - политики католической церкви направленной на укрепление авторитета папы и церкви.
В течение Реформации сложилось несколько основных направлений протестантизма.
1. Лютеранство. Лютеранская или евангельская церковь распространилась на севере Германии, в скандинавских странах, Прибалтике, некоторых штатах США и Канады. Основы вероучения изложены в "Аугсбургському вероисповедании" и "Апологии" М.Лютера (1530).
Лютеранство отвергает авторитет папы и "священного перевода" _ - единственным источником веры признается только Священное писание (Библия). Соответственно считается, что Священное писание может быть доступным каждому верующему. Библию переведены на живые языки. Разрешено не только читать, но и интерпретировать Священное Писание.
Главным в лютеранстве является учение о "оправдание верой". То есть спасение души связывается не с добрыми делами, как в католицизме, а с искренностью веры в спокутувальну жертву Христа.
Лютеранство сохраняет епископат, освящение в духовное состояние (ординация) Но посредничество церкви в спасении отвергается. Утверждается тезис о священство всех верующих, отрицается разница между мирянами и духовенством.
Литургия осуществляется но особая роль в ней отводится проповеди. Лютеранство признает два таинства - крещение и причащение.
Обрядность упрощенная, в лютеранских храмах нет икон, но сохраняется распятие, священнический одежду духовенства, алтарь, используется органная музыка и хоровое пение.
Учение о "два царства" признает самостоятельность государства по отношению к церкви.
2. Кальвинизм - более радикальное направление протестантизма. В Швейцарии Реформация началась под лидерством Ульрих Цвингли (1484-1531). Основы цвінгліанства были изложены в "Коментарчях к истинной и ложной веры". Цвингли отвергал не только католическое учение о перевоплощении в таинстве причастия, но и лютеранскую догму о реальнеу присутствие Христа в таинстве причастия. Все предметы культа было отвергнуто. Церковь превращена в дом молитвы. Цвінгліанська община сама выбирала себе проповедников и пастырей.
Более распространенной формой радикального протестантизма стал кальвинизм. Его основателем был Жан Кальвин (1509-1564), который родился во Франции и во время гонений на протестантов выехал в Швейцарию. Свою теологию он изложил в "Наставленные в христианской вере". Это наиболее всеобъемлющая и вместе с тем именно краткое изложение основ протестантского вероучения.
В отличие от лютеранства в кальвінізмі нет символа веры, единственным источником вероучения является Библия. Кальвин в своем учении исходил из идеи абсолютного могущества господа и непонятности его воли. Отсюда он выводил абсолютную недостаточность действий человека, всех его "добрых дел" в глазах Бога. Поэтому спасение может быть только даром Божьим, а не результатом усилий человека. На основе этого Кальвин разработал учение о предвічну предопределенность или избранности. В соответствии с этим учением судьба человека " в загробной жизни" с начала времен определена Богом. Никакими личными заслугами, усилиями церкви, нельзя изменить свою судьбу.
Главным в кальвінізмі является учение о "светская призвание" и "светский аскетизм". Свидетельством возможной избираемости может быть успех в любой деятельности, в том числе профессиональной.
Кальвин самое радикальное реформировал христианский культе церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа (иконы, облачіння, свечи и т.д.) было отменено. Основное место в богослужении заняли чтение Библии, пение псалмов.
Кальвинизм распространен в Швайцарії, Нидерландах, ФРГ, Венгрии, Чехословакии, США и некоторых других странах.
Современный кальвинизм делится на реформатські, пресвитерианские и конгрегаціоналістські церкви.
Реформаты - сторонники кальвинистской церкви континентально-европейского происхождения (за исключением Великобритании).
Их вероучения основывается на Библии, а также работах Кальвина и разнообразных кальвіністських вероисповеданиях: "Белгійському вероисповедании" (1561), "Гейдельбергському вероисповедании" (1562).
Богослужения реформатов упрощенно и сводится к чтению Библии, проповеди и пения псалмов. Община сама выбирает пастырей и пресвиторов-старейшин. Несколько общин составляют пресвитерії, которые входят в синод. Возглавляет церковь страны избран суперинтендант (епископ). Близко к реформатов стоит пресвитерианская церковь в Великобритании.
Конгрегаціоналісти - (от лат. congregatіo - объединение, общество) течение кальвинизма, которая возникла в XVI в. в Англии. Конгрегаціоналісти утверждают независимость религиозной общины от государства и право ее на самоуправляння (бывшие індепенденти).
Anglicanism. Англіканска церковь возникла в Англии в XVI ст во время Реформации. Парламентским актом 1534 году король Генрих VIII был объявлен главой церкви, которая проглошувалась независимой от папы. Вірочення англикан является конгломератом католицизма, лютеранства и кальвинизма. Оно викладнео в "Книге общественного богослужения" (1549) и в "Англиканском символе веры", которое имеет 39 статей (1571).
Концепция оправдание верой совмещенная с визанням спасающей силы церкви. Внешняя сторона обрядности почти не отличается от католической. Сохранена епископальная иерархия. Главой церкви при этом считается король, который назначает епископов. Примас Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский. В Соединенных Штатах anglicanism представлено Протестантской епископальной церковью.
В Украине сегодня кроме православных и католических общин достаточно распространенными являются протестантские. К наиболее распространенным из них относятся: Союз евангельских христиан-баптистов, Союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Украины, Церковь адвентистов седьмого дня, Свидетели Еговы украины.
1. Баптисты (ЄХБ) .Баптизм возник среди английский эмигрантов в Голландии. Віроівчнення баптистов основывается на лютеранстве и кальвінізмі. Единственным источником вероучения считается Библия (прежде всего Новый Завет). Баптисты разделяют христианские догматы о Троице, божественное происхождение Христа и т.д., но отвергают роль церкви как посредницы между богом и людьми, исповедуют принцип "оправдание верой". Наряду с учением о богообранність они признают и свободу воли человека. Не признают разделение на мирян и духовенство (принцип всеобщего священства). Но у баптистов существуют служители культа. Общины возглавляются выборными пресвитерами, проповедниками и діаконами.
2. Пятидесятники. Церковь христиан веры евангельской. Пізньопротистантська течение, которая сформировалась в США в начале ХХ ст. В сосновую вероучения положено евангельский рассказ о "сїходженняч Святого Духа на апостолов в праздник Пятидесятницы", в результате чего они получили дар говорения на иных языках для проповеди слова Божьего. Этот дар называют "глосолалія".
Пятидесятники верят в близкое пришествие Иисуса Христа. Они признают обряды крещения взрослых и хлібопреломлення. Не признают церковь как посредника, предметы культа.
Пятидесятники делятся на несколько деноминаций. Среди них: Союз свободных церквей христиан веры евангельской Украины (Донецкая, Луганская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Полтавская, Хмельницкая обл., и Союз христиан веры евангельской. Существуют также общины веры евангельской вне союзами.
В Украине в Южных и Восточных областях преобладают пятидесятники - воронаївці, в Западной Шмідтівці.
Воронаївці - последователи И. Воронаева с США, который вернулся в Украину в 1921 г. Они акцентируют внимание на глосолалії и исполняют обряд омовения ног перед хлібопреломленням (употребляют пресный хлеб).
Шмідтівці - главным считают в вероучении крещение святым духовм, глосолалії для них не обязательны, не придерживаются обряда омовения ног, не придерживаются опресноков.
Пятидесятники - сионисты (с 1923 г.) последователи проповедника Л.Мельника. Они проповедуют необходимость переселения христиан веры евангельской на гору Сион для того, чтобы ожидать второго пришествия Христа в "избранном Богом земли".
Адвентисты - последователи протестантского течения, что возникла в 30-х годах XIX в. в США. Учредители ее В. Миллер и О. Уайт. Адвентисты (от лат. "пришествие") течение, что отделилась от баптистов. Головнимим чертами вероучения адвентистов является эсхатологические мотивы и вера в близкое второе пришествие Христа. Миллер в своем труде "Свидетельство писания о втором пришествии Христа у 1843 г. и его личном царствованні в течение 1 т. Лет." Предсказывал пришествие, но оно конечно не состоялось. Учение о хіліазм или мілленарізм обязательное для каждого адвентиста. Согласно вероучению адвентистов во время второго пришествия Христа избранные получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на небе, затем после Страшного суда, когда будут воскрешены грішникі для того, чтобы вместе с Сатаной быть уничтоженными.
Адвентисты верят, о воскресении души и тела. Поэтому уделяется внимание не только моральной чистоте, но и телесной. С этим связана "санитарная реформа" - запрет на переливание крови. Ограничения пищевые и др.
Адвентисты должны платить церкви "десятину" из своих доходов.
Наиболее распространена в Украине течение Адвентисты Седьмого Дня. Для нее среди прочего харектерне следования четвертой библейской заповеди - "почитание день субботний".
Культ предусматривает омовение ног и хлібопреломлення.
 
Протестантские течения одни из наиболее активных на современном конфессиональном пространстве Украины.
Количество их общин постоянно растет, они активно занимаются міссіонерською деятельностью. Привлекательность их связана с достаточно спрощенним обряду и индивидуальным членство в общине. что сегодня является средством преодоления общественного отчуждения.


Назад