Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

3.4.1. Утверждение и развитие христианства на Руси


 

Известно, что Русь приняла христианство в восточном греческом обряде от Византии. Это была эпоха острого противостояния между Западной церковью во главе с Папой и Восточными церквами, которые до раскола 1054 года (схизма) составляли единую христианскую "Вселенскую Апостольскую Церковь" (по определению Никейского Символа веры). Споры велись вокруг вопросам догматики, культовой практики, церковной дисциплины и церковной организации. В целом крупных и мелких различий между западным и восточным христианством насчитывалось около 250. Но главной причиной конфронтации была борьба за первенство в христианском мире. Кафедра Святого Петра, как называли резиденцию Папы Римского, претендовала на статус центра Вселенского христианства, а на непогрешимость папы в делах церкви. Зато в Византии сложилась ситуация, когда император фактически руководил церковью - цезаропапізм
Примерно в 995-997 гг. была создана Киевская митрополия которая состояла из нескольких епархий и находилась в канонической зависимости от Константинопольской патриархии. Хотя Киевская митрополия была достаточно автономной, даже в финансовых делах, а ее каноническая зависимость сказывалась в назначенные митрополитами из греков Константинополем, подчиненность Русской церкви была не удобной для Великих Киевских князей, которые считали себя равными императору (Владимир титуловал себя каганом, что равнялось титула императора). Такое несоответствие приводила к конфликтам. По другим источникам новосозданная киевская церковь не имела четкой иерархии до 1039 года и не признавалась канонической Константинопольским патриархом. Первый предназначен Константинополем митрополит Феопемпт, вел себя без учета амбиций княжеской власти и местной церковной традиции. Так, он во второй раз рукоположил Десятинную церковь, что является нарушением церковных правил. Такие конфликты с государством вызвали конфликт с Византией, который заставил Феопемпта бежать в Константинополь и впоследствии перерос в войну с Византией в 1043 году.
в 1051 году на митрополичью кафедру в Киеве был поставлен первый митрополит русин - Илларион, что фактически означало разрыв с Константинополем. Однако после смерти Ярослава Мудрого канонический связь с Константинополем было восстановлено и митрополитами Киевскими вновь назначаются греки.
Однако Киевская митрополия не была подобием византийской церкви. Ее организационная структура была приспособлена к политического устройства Киевского государства. Так, количество єпископій Киевской митрополии совпадало с количеством княжеств и территориально им почти точно отвечала.
В XII в. усиливается борьба за великокняжескую власть. Церковь начала играть значительную роль в этой политической борьбе. Особенно активно пытался использовать авторитет церкви князь Владимиро-Суздальский Андрей Боголюбский. Он начал проводить отличную от своих предшественников политику в отношении Киева - стремился любыми средствами принизить значение "стольного города" и поднять статус своего княжества. Так в 1169 году он не просто взял Киев, как делали до него и после него, но отдал его на разграбление. Ограблен было не только город, но и церкви, что раньше делали только половцы. Вывоз из Киева он, также и главную святыню - Вышгородскую икону Богородицы (икона Владимирской Богоматери). В его планы входило также создание отдельной Владимиро-Суздальской митрополии, но патриарх это ему не позволил.
Попытки использовать церковь и ее иерархию для достижения политического могущества приводили к конфликтам князей и иерархов, а иногда к игнорирование решений поместных соборов - собрание епископов. Так, в 1147 году князь Изяслав Мстиславович предложил поместному собору выбрать митрополитом русича Климента Смолятича. Но в таких действиях видели попытку укрепления власти князя и его преимущества над другими. Светская и церковная власть Новгорода, Полоцка, Смоленска и Суздалю не признали решение собора. Итак второй раз попытка получения автокефалии Митрополии подверглась на внутренние споры светской власти. Митрополіти-греки, в такой ситуации рассматривались как компромиссные фигуры.

В Киевской Руси церковь и светская власть княжеская находились в равновесии. Здесь не было заимствовано византийский цезаропапізм, но и церковь не могла обойтись без поддержки государства. Юрисдикцию княжеской власти и церковной было распределено. К церковной юрисдикции были отнесены дела, которые касались население, которое принадлежало к церковных земель, семейные и брачные дела, преступления против церкви. Так что есть основания считать этот период истории русской церкви и государства как "симфонию".



Назад