Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

3.4.3. Религиозная политика украинских правительств 1917-1920 гг.


 

Период независимого существования украинской государственности в годы освободительной борьбы оставил модели религиозной политики четырех государственных формаций: Центральной Рады, Гетманата, Директории и Западно-Украинской Народной Республики.
Социалистическая за своими главными ориентациями Центральная Рада, образовавшейся в результате революционных событий 1917 года, провозглашала принцип национально-персональной автономии, и свободу вероисповедания. Правительства Центральной Рады исходили из принципа отделения церкви от государства, что для них означал игнорирование церкви и церковной жизни вообще. Однако общее национальное подъема захватило и церковь. В январе 1918 года в Киеве состоялся Церковный Собор, который должен был провозгласить автокефалию. Но наступление большевиков сорвал дело. События гражданской войны и интервенции против Украины отразились и на деле возрождения церковной автокефалии.
Однако гетманская администрация практически с первых недель своего существования вела активную церковную политику. Датированы 29 апреля 1918 г. “Законы о временном государственном устройстве Украины” провозглашали свободу вероисповедания на территории Украинского государства и одновременно отмечали, что “передовой в Украинском государстве верой является христианская, православная”. Законодательные основы религиозной политики Гетманата отчетливо повторяли главные принципы религиозной политики Временного правительства в России 1917 года и де-факто провозглашали Православную Церковь государственным.
По отношению к Православной Церкви два гетманские правительства, что сменили друг друга в 1918 году, действовали достаточно последовательно, исходя из принципа: в независимом государстве должна быть независимая церковь. Впервые эта идея должна была прозвучать на Всеукраинском Церковном Соборе в январе 1918 года, после провозглашения VI универсала Центральной Рады. Министр вероисповеданий в первом гетманском В правительстве. Зиньковский упорно работал с руководством и делегатами Всеукраинского Православного Собора для провозглашения автокефалии Украинской Православной Церкви. В качестве первого этапа для достижения этой цели рассматривалось создание из украинских епархий Русской Церкви Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и утверждение по этой Церковью автономного статуса в рамках Московского Патриархата. Под давлением правительства члены Собора обратились к Московскому Патриарху с просьбой утвердить автономию, что и было сделано Москвой с определенными поправками на свою пользу.
Министр вероисповеданий во втором гетманском В правительстве. Лотоцкий уже мог поставить вопрос об автокефалии Украинской Православной Церкви перед участниками Собора абсолютно однозначно и аргументировал его именно тем, что в независимой государственной должна быть независимая церковь.
Попытки украинского духовенства и министра вероисповеданий гетманского правительства. Лотоцкого добиться автокефалии натолкнулись на противодействие российского духовенства во главе с Московским патриархом Тихоном.
По церковной политики правительства Западно-Украинской Народной Республики, то она практически не была здекларована, хотя Греко-Католическая Церковь на практике функционировала как государственная, а украинское-польской войне были присущи выразительные конфессиональные признаки. Власть ЗУНР гарантировала всем гражданам республики равные права независимо от их вероисповедания, национальности и т.п., но подобные гарантии были то обычным в декларациях всех новых государств Восточной Европы.
1 января 1919 года закон Директории УНР провозгласил образование Украинской автокефальной церкви. Руководящим органом Церкви был Украинский Церковный Синод, содержался за счет государственного бюджета и должен был отбывать заседания в присутствии представителя правительства Возможность провозглашения автокефалии правительством обсуждалась еще во времена Гетманата и должна быть применена в том случае, если бы пророссийски настроенный епископат УПЦ отказался сотрудничать с правительством в деле автокефалии.
Невозможность достичь понимания с Киевским митрополитом Антонием Храповицким и его сторонниками стала вполне очевидна с приходом к власти Директории. Тот самый факт, очевидно, повлиял и на избрание правительством синодальной формы административного устройства Церкви.
Провозглашение 22 января 1919 года акта злуки УНР и ЗУНР в одно государство поставило украинских проводников перед фактом сосуществования в одном государстве двух традиционных украинских церквей: Православной и Греко-Католической.
22 мая 1919 года в Николаевском соборе на Печерске в Киеве была проведена служба на русском языке, музыку к литургии написал М.Леонтович. Этот день считается днем рождения УАПЦ. Позже создание УАПЦ было подтверждено Вселенским Патриархом соответствии с параграфом 17 IV Вселенского собора на основании неканонического объединения Русской (Украинской) православной церкви с Московской Патриархией (1686).
Условия военного положения не дали Директории возможности в полной мере осуществить провозглашен законом проект автокефалии. Уже на изгнании бывший Главный Атаман Директории С. Петлюра высказал идею создания Украинского Православного Патриархата.


Назад