Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

3.5.3. Основные направления ислама


 

В отличие от христианства, которое создавалось на основе многих различных течений, сект путем постепенного выработки единого ортодоксального символа веры, ислам изначально был единым целостным учением, в котором не было сект. Первый раскол произошел после убийства халифа Османа. Сторонники двоюродного брата пророка Али настаивали на исключительном праве Али и его потомков на власть (Али был женат с Фатимой - дочерью пророка).
Но власть халифа Али не признали много влиятельных лидеров мухаджиров и ансаров. Два года Али провел в постоянных войнах, однако нерешительность его в битве с Муавією привела к разочарованию в нем части его сторонников. Эта часть, харіджити (те, отколовшимися) провозгласила, что халифом может стать только самый ревносний мусульманин не зависимо от происхождения, даже тот, кто только что принял ислам. Муавия, которой стал халифом после убийства Али фанатиком харіджитом разбил харіджитів. Часть умеренных харіджитів - абадитів осели в Омане, где эта секта существует и сегодня.
Идеологи харіджитів внесли к исламского богословия (каламу) важный постулат о соотношении веры и действия: без благочестивых поступков вера неэффективна. Харіджити выступали за строгость в вопросах веры и культа, пытались сохранить чистоту первоначального ислама. Они осуждали роскошь, развлечения и т.д.
Большую часть мусульман составляют сунниты и шииты. Наиболее распространенным направлением ислама является сунізм (почти 90% мусульман).
Сунізм опирается на Коран и Сунна. Сунізм считается главным ортодоксальным направлением ислама. Сторонники суннизма считают, что имамом всех мусульман является халиф, который охраняет религию и руководит светскими делами. Если харіджити отстаивают безусловную выборность имама, которым может стать праведный мусульманин независимо от происхождения, то сунниты сохранили традицию избрания имамом араба из племени курейшитів, с которым россия заключает договор (мубайа).
Суннитская богослов'є (калам) формировалось постепенно, в его пределах существуют четыре основных метода решения сложных богословских и правовых проблем и соответственно четыре школы исламского (суннитского) права - мазхаби. Однако суннизм сохраняет единство вероучения и культа. Все четыре школы признаются суннитам равноправными и включены в сводную системы мусульманского права шариата.
В пределах суннізму в VIII в. возникла мистическая течение ислама суфизм. Суфии (от слова "суф", так называли жесткую ткань из верблюжьей шерсти, которую они носили вместо одежды) - это довольно разнообразна по составу группа ревностних любителей чистоты ислама, которые путем праведной жизни пытаются приблизиться к Аллаху, раствориться в нем, познать его высшую Божью истину. Суфии вели аскетический образ жизни, отказывались от имущества, не волновали мирскими проблемами и даже не считали для себя обязательным соблюдать обряды. Вместо пятикратной молитвы они доводили себя до состояния религиозного транса с помощью экстатического танца или внутреннего сосредоточения вроде медитациї.
По мнению религиоведов суфизм составлялся на основе ортодоксального ислама под влиянием христянського аскетизма, идей неоплатонизма и буддизма. Суфии разработали учение о тарикат (тарика-путь) - последовательные стадии-состояния духовного подъема, последняя из которых означает восхождение мюріда (того, кто ищет) до высших тайн суфизма.
В XI в. суфии образуют дервішські ордена вроде монашеских. Ордена имели четкую структуру и иерархию. Во главе ордена стояли "святые отцы": шейхи, муршиди, пиры, ішани. Святые отцы имели не только абсолютный авторитет но и власть над мюрідами - учениками.
Оппозиционный ислам (шиизм). Второй раскол в исламе возник также в VII в. и связан с другим чем у суннитов пониманием природы верховной власти в исламе. По шиитским (шииты - от шиа, что в переводе с арабского означает группировки, партия) доктриной верховная лада предоставлена имама Аллахом, поэтому имам не может быть избранным.
После гибели Али и установление халифата Омейядов, сторонники Али не подчинились. Они провозгласили, что высшая власть главы мусульман является наследственной в роду Алідів, поскольку Али был женат на дочери Мухаммеда Фатимой и был двоюродным братом его.
Для шиизма характерный выразительный культ Али, которого почитают наравне с Мухаммедом. Существует даже вариант Корана, к которому кроме 114 сур добавили суру "Два светила", в которой Мухаммед и Али поставленные рядом. Есть шиитская легенда, согласно которой Джебраїл ошибся и передал Коран не Али а Мухаммеду, поскольку двоюродные братья были очень похожи. В Сунне шииты признают только те хадисы, в которых говорится и о Али. Кроме них они создали свои переводы - хабари (ахбари). Достаточно развит в шиїзмі и культ Фатимы, а также сыновей Али - Хасана и Хусейна. Особую роль в шиитской общине играют аліди - потомки Али (сеїди), которые имеют исключительное право носить зеленую одежду и черный тюрбан.
Шииты создали учение о святых имамов (нужно отличать от обычных имамов). В соответствии с этим учением головой правоверных может быть только имам из числа алідів. Шииты признают 12 имамов - потомков Хасана и Хусейна, их детей, внуков и т.д. Особое место занимает 12-й имам Мухаммед, который в подростковом возрасте исчез (IX в.). Этот 12-й имам, которого называют "скрытым имамом", должен вернуться как Махди - мессия, спаситель и принесет с собой царство истины и справедливости.
Значительную роль в шиїзмі играют духовные вожди (улемы, муджтахіди, аятоллы) считается, что они говорят от имени скрытого имама. Авторитет духовного лидера выше авторитет носителей верховной административной власти, несмотря на то, что он может не проявляться внешне. В условиях гонений в шиитов сложилась практика такийї - разрешение скрывать свои религиозные взгляды, выдавая себя за правоверного суннита. Важное значение в шіїзмі имеет эзотерическая, внутрішна доступна только посвященным доктрина (ал-батин), которая может значительно отличаться от экзотерической, наружной (аззахір) предназначенной для простых правоверных.
Эти особенности шиизма, а также то, что длительное время шиизм был гонимой религией, привело к возникновению в его пределах большого количества сект, течений и направлений.
Главные различия в шиїзмі касаются споров вокруг лиц и количества святых имамов. Так зейдіти считали пятым имамом Зейда внука имама Хусейна. Почти одновременно с Зейдітами возникла секта Ісмаїлітів, которые поддержали Исмаила, которого отец - шестой имам Джафар лишил права стать следующим имамом. Однако сами исламисты создали оригинальное учение которое отличается от других шиитских сект.

Согласно учению ісмаїлітів, Аллах еманує свою сущность Мировой Разум в мир через пророков, которых семь, Адам, Ной, Авраам, Морйсей, Иисус, Мухаммед и второй Мухаммед - сын Исмаила. А перерывах между пророками божью сущность несут имамы, которых тоже семь. Последний имам является также пророком он завершает божественную дуновение. Согласно количества пророков и имамов история делится также на семь этапов, в процессе изменения которых все живое рождается и умирает по законам перерождений. Цель существования в ісмаїлітів - достижение высшего знания, возвращению к Мирового разума и пресечению перерождений.



Назад