Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

4.1. Зарождение и развитие религиозного свободомыслия


 

Свобода совести есть возможность каждого человека действовать в соответствии с собственными убеждениями, согласно велению совести, но не нарушая при этом принятых в обществе загальнообов'язких норм (особенно моральных). Отношение к религии-один из основных аспектов свободы совести. Как известно, свобода совести в политическом смысле является одним из принципов демократии, а в юридическом относится к числу основных личных прав человека, гарантируемых конституциями и другими правовыми актами.
Современное развитое общество не может представить своего существования без этого основополагающего принципа, но мы часто забываем, что он тоже берет начало от религии, потому что свобода совести тесно связана с религиозным свободомыслием. Оно проявлялось в отстаивании права на критику религиозных догматов и свободы для разума в поисках истины.
Сам термин "свободомыслие" впервые было употреблено в трактате английского деїста А. Коллинза "Размышления о свободомыслие" (1713 г.). Но критические суждения о религии встречаются еще в литературных памятниках Вавилона ("Разговор господина с рабом"), Древнего Египта, Китая, Индии.
Наибольшего развития свободомыслие вступило в Древней Греции и Риме. Уже в 6 в. до н.э. представители милетской школы в философии Фалес, Анаксіманбр, Анаксімен рассматривали мир как единство явлений природы, что имеет определенную материальную первопричину. Отец диалектики Гераклит (ок. 540-480 гг. до н.э.) отмечал: "Мир, единственный из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет живым огнем, закономерно вспыхивает и закономерно угасает". Древнегреческий поэт и философ Ксенофан высказывал мнение, что люди создают себе богов по своему подобию. Демокрит, как известно, утверждал, что мир создан из атомов. Он развивал идеи причинности и закономерности всего сущего. Философ Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) не отрицал существование богов, но задавал много вопросов относительно целесообразности их действий.
Римский писатель Тит Лукреций Кар, автор поэмы "О природе вещей", уже пытался объяснить и причины возникновения религии. В 2ст. рационалист Цельс начинает новозаветную критику, которую в следующем веке продолжил Порфирий своим произведением "Против христиан".
В средние века одной из форм религиозного свободомыслия стала теория "двойной истины", которой утверждалась идея о самостоятельном и равноправное значение научного и религиозного знания. На Востоке ее сторонниками были известные ученые Ибн Сина (Авиценна), Ибн-Рошд, Низами, а в Европе - представители такого течения как аверроїзм. Ученый и поэт Востока Омар Хайям в своих знаменитых "Рубаи" призвал ценить земную жизнь, не очень полагаясь на потустороннее.
Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214-1294) критиковал религиозную схоластику, за что был заключен в тюрьму на 14 лет. В средние века, как известно из истории, уже возникают разнообразные антиклерикальные движения, направленные против церкви и духовенства.
В эпоху Возрождения (14-16 вв.) с позиций свободомыслия выступали такие выдающиеся мыслители, как Ульрих фон Гуттен (1488-1523), Эразм Роттердамский (1469-1536) и другие, которые хорошо видели и критиковали злоупотребления церковников. Широко известным является произведение Боккаччо "Декамерон", где высмеивается далекое от праведности жизни духовенства, монахов. Титан Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) называл католическую церковь "магазином обманов". Французикий Мишель де Монтель (1533-1592) признавал существование Бога, но высмеивал суеверие духовенства, религиозную схоластику. Такие ученые как Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей расшатывали церковные постулаты своими открытиями о гелиоцентрической строение Вселенной. Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббе, Пьер Гассенді активно добивались разграничения религии и науки. Бенедикт Спиноза (1632-1677) кладет начало научно-критическому анализу христианской Библии. В начале 18 в. сельский священник Жан Мельє пишет сочинение, который позже Вольтер назовет "Завещанием". В нем он отмечает, что все религии мира являются заблуждениями и иллюзиями, подвергает сомнению показания Евангелий.
Накануне буржуазных революций в Европе религиозное свободомыслие набирает радикальных форм. Французские мыслители Франсуа Мари Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Клод Гельвеций (1715-1771), Поль Гольбах (1723-1789), Жюльен Ламетрі (1709-1751) решительно выступали за разграничение морали и религии, разума и веры, науки и религии. Именно тогда и выдвигается как требование принципы свободы совести и веротерпимости, который становится одним из лозунгов буржуазных революций кон. 18 - первых десятилетий 19 в. во Франции, США, Германии. Происходит постепенный переход к отрицанию религии как таковой, как религии вообще.
1795 г. появляется 12-томный труд Шарля Дюнюї "Происхождение всех культов, или Всеобщая религия", в которой автор пытается критически анализировать религию при помощи астральных аллегорий. В течение 19 в. в Европе выходит ряд произведений, в которых предпринимаются попытки пересмотреть христианские книги Нового Завета с научных позиций: 1835-1836 гг. - двухтомный труд Давида Штрауса "Жизнь Иисуса"; 40-50-и рр.-произведения Бруно Бауэра "Критика Евангелия от Иоанна" и др.; 1841 г. - "Сущность христианства" Л. Фейербаха; 60-и рр. - "Жизнь Иисуса" и др. Труда Э. Ренана; 90-и рр. - работы А. Луазе.
С кон. 19 - нач. 20 в. принципы свободы совести в религиозном аспекте обосновывало много выдающихся естествоиспытателей, которые инициировали создание таких организаций, как "Всемирный союз вольнодумцев" (с 1880 г.) и "Союз моністів" (с 1906 г.). Первая в 1966 г. успела провести 66 конгрессов и напечатать массу религиоведческих материалов. На заседаниях "Союза моністів" читались и пользовались успехом лекции Артура Древеа, в которых критически анализировалась христианская религия.

Таким образом, критическое отношение к религии, что со временем оформились в принцип свободы совести и вероисповедания имеет достаточно глубокую и длительную традицию.



Назад