Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

4.2. Атеизм и его марксистское и большевистское прочтения


 

С появлением и распространением с сэр. 19 в. марксизма срок свободомыслие относительно религии стал все больше вытесняться словом "атеизм" (с греческого языка "а"- заперечувальна часть, "теос" - бог). Этот срок не является удачным с точки зрения формальной логики, ибо отрицание вращается утверждениям. Ведь нельзя отрицать того, чего не существует. То есть, если Бога нет, то зачем строить целую систему соответствующих доказательств. А именно под флагом атеизма началась назойливая борьба против религии, широкий идеологическое наступление против нее, особенно со стороны сторонников марксистских идей.
Если под атеизмом вообще имеют в виду такие мировоззренческие ориентации, которые исключают апелляции к сверхъестественного, то под атеизмом марксистского сорта понимают активное и даже агрессивное противостояние религии, борьбу с ней. Особенно нетерпимое отношение адентів марксизма к религии можно объяснить несколькими факторами.
Во-первых, марксизм определяет религию как формк или тип мировоззрения, что противостоит правильном, наковому мировоззрения. Религия, мол, создает неадекватный образ мира и этим вредит самому человеку, а борьба с религией - это борьба с иллюзиями в интересах самого же человека.
Во-вторых, К. Маркс и Ф. Энгельс трактовали религию как фантастическое отражение тех зовнішініх сил - природных и особенно социальных, которые господствуют над человеком. Рассматривая классовую борьбу как движущей силы общественного развития, они считали, что религия является орудием угнетения в руках господствующих классов и, тем самым, тормозит прогресс. Отсюда тезис, что борьба с религией - это борьба с существующим несправедливым строем.
В-третьих, марксистская теория с позиций ее последователей претендовала на универсальность. Речь шла о ее, будто то, способность все объяснять и определять ("комплекс претенциозности"). Тем самым, она в некотором смысле должна была заменить религию. Это заметили еще в конце 19 в. Так, Иван Франко 1898 г. писал о марксизме: "..еще не долго ждать, а будем иметь (а, собственно, уже и нет) формальную религию, основанную на догмах ненависти и классовой борьбы". Философ Николай Бердяев называл марксизм "религией наизнанку". А Леся Украинка в письме к сестре 30 августа 1897 г. так иронизировала по поводу восприятия основной труда К. Маркса: "Тем временем не делаю, как и первое, почти ничего, вот только половину "Каріtаl'а" "проштудировала" (читать его нельзя), и, знаешь, чем дальше читаю, тем больше разочаровываюсь: я не вижу той строгой системы", о которой говорят фанатики сей книги, вижу много фактов, немало остроумных гипотез и еще больше просто острот, но многое остается для меня темного, неясного, недоговореного и в научной теории и в практических выводах из нее. Нет, это почит евандевіш все же нуждается в более непосредственной веры, чем у меня есть."
Когда после захвата власти большевиками марксизм стал официальной идеологией, его восприятие как новой религии только усиливается. Генерал П. Григоренко вспоминает о своих впечатлениях от изучения в комсомольской школе книги Г. Бухарина "Азбука коммунизма": "Мы с восторгом воспринимали эти идеи, они становились нашей веры, нашей религией".
Среди сторонников марксизма были такие, которые пытались совместить эту теорию с христианством. Например, среди большевиков перед первой мировой войной была небольшая группа т.н. "богошукачів". Но их лидер В. Ленин решительно осудил подобные попытки. В письме к Г. Горького в 1913 г. он писал: ""Всякая религиозная идея, всякая идея о всякого боженьку, всякое кокетство даже с боженькою является найневимовніша мразь ... самая Опасная мразь, самая отвратительная "измена". Миллион грехов, пакостей, насилий и сейчас физических ... далеко менее опасны, чем тонкая, духовная, убрана в найпишніші идейные костюмы идея боженьки... Всякий, даже самый изощренный, найблагонамірений защиту или оправдание идеи бога является оправданием реакции"".
Уже при власти большевики позорно задекларировали принципы свободы совести и издали декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Но на практике новый политический режим вел постоянно нарастающий наступление на уничтожение религии вплоть до физической ликвидации священнослужителей и почти сплошного руйнйвуння культовых сооружений, хоть они и были бесценными памятниками нашей культуры.
Хроника уничтожения религии в советских республиках (в частности, и в Украине) имеет такой, далеко не полный вид:
- 1918 - По ст. 65 Конституции священники и другие служители религиозного культа объявлялись "слугами буржуазии" и лишались гражданских прав.
- 28.01.1918 - Запрет на преподавание религии в школах.
- 1923 - На это время было ограблено церкви, организована серия погромных судебных процессов, расстрелян 28 епископов и свыше 1000 священников.
- 1925 - основано "Лигу безбожников" для оказания помощи партии путем объединения всей антирелигиозной пропаганды под общим партийным руководством.
- 8.04.1929 - По закону церковная деятельность сводилась исключительно к отправления богослужений.
- 22.05.1929 - Изменения в ст. 19 Конституции: вместо "свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды" провозглашалась "свобода религиозного поклонения и антирелигиозной пропаганды".
- 1929-1936 - Массовые репрессии и физическое уничтожение священнослужителей. Целенаправленное и сплошное разрушение по всей стране храмов и всех религиозных сооружений. Запрет отдельных церквей (УАПЦ).
- 1946 - На фальшивом соборе объявлено о роспуске Украинской греко-католической церкви.
- 1957-1964 - Очередная атеистическая кампания, во время которой половина религиозных общин осталась без храмов.

Относительно масштабов, жестокости ужасных последствий практика преследования религии в СССР не имеет аналогов в истории. Атеистические идеи были доведены большевиками до абсурда. Был нанесен огромный вред духовно-нравственному здоровью населения и уничтожены бесценные памятники культуры многих народов, в том числе и украинского. Принцип свободы совести и вероисповедания были грубо попраны.



Назад