Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение: конспект лекций

4.3. Обеспечение реализации религиозного аспекта свободы совести в современном мире


 

Свобода совести тесно связана с положением религии и церкви в обществе, государстве. Сейчас есть немало стран, где имеет место сочетание официальной религии и государственного аппарата, их принято называть клерикальными. В частности, в таких как Саудовская Аравия, Пакистан, Иран граждане обязаны выполнять все предписания Корана. Судебная власть осуществляется религиозными ширіатськими судами. Например, раввіат Израиля имеет большие полномочия в области политики, управления государством, регулировании семейно-брачных отношений.
Тесная связь религии с правовой системой, религиозного права со светским усложняет реализацию свободы совести. В конституциях десятков стран зафиксировано особое положение той или иной церкви, обязательность составления религиозной присяги для занятия высших должностей. Во многих странах главой государства может стать только лицо, принадлежащая к официальной церкви.
Можно сказать, что уровень реального обеспечения свободы совести в разных странах мира обусловлен исторически, социальное, политическое; условиями становления государственности и ролью и местом в этом процессе религии, а также традициями, образом жизни народов, формам общественных отношений. Например, при соблюдении этого принципа в Болгарии, в ст. 13 Конституции этой страны все же записано, что "традиционным в республике Болгария является восточно-православное вероисповедание". А в ст. Из Закона о вероисповеданиях зафиксировано: "Болгарская православная церковь является традиционным исповеданием болгарского народа, связанная с его историей и как таковая по форме, содержанию и духу ... пусть будет народно-демократической церковью".
Даже в странах с сильной демократической традицией накладываются ограничения на деятельность определенных религиозных групп сектантского толка. Так Национальная ассамблея Франции в 2000 г. единогласно утвердила законопроект, в котором впервые в мировой практике вводится понятие такого уголовного преступления как "манипулирование сознанием". Это ведет за собой возможность запрета некоторых религиозных сект. А секта определена как "группа", которая ставит целью своей деятельности "создание и эксплуатацию психологической и физической зависимости участников".
Наше государство ст. 35 Конституции Украины гарантирует своим гражданам полную свободу совести в ее религиозном аспекте. "Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания" - говорится в ней. Далее раскрывается содержание этой правовой нормы, которую можно представить таким образом:
Конституция Украины фиксирует, что церковь и религиозные организации отделены от государства, а школа - от церкви, а ни одна религия не может быть признана государством как обязательная. Вместе с тем отмечается: "Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от исполнения законов по мотивам религиозных убеждений. В случае если исполнение воинской обязанности противоречит рельїгьшним убеждениям гражданина, исполнение этой обязанности должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой".
От 23 апреля 1991 г. в Украине действует Закон "о свободе совести и религиозных организациях" с последующими дополнениями и внесениями. Он регулирует отношения государства и религиозных объединений, в частности определяет взаимные обязанности и права, равноправие всех религиозных вероисповеданий и организаций перед законом. Там очерчивается правовое положение религиозных организаций в Украине: что такое религиозные организации, общины, братства, миссии и т.д, содержание уставов религиозных организаций, порядок их регистрации и прекращения деятельности, их имущественное состояние и трудовая деятельность. Последней статьей Закона о международных договорах предусмотрено: "Если международным договором, в котором участвует Украина, установлены иные правила, чем те, что их содержит законодательство о свободе совести и религиозные организации, то применяются правила международного договора".
В целом можно констатировать, что законодательство Украины:
- Гарантирует право на свободу совести и условия и возможности его реализации;
- Обеспечивает принципы равноправия граждан независимо от их отношения к религии;
- Определяет форму и принципы государственно-церковных отношений во всем их разнообразии.
Правовое обеспечение реализации свободы совести и вероисповедания еще не означает успешного практического решения этой проблемы. Религиозная жизнь каждой страны настолько сложно и многогранно, что предусмотреть все коллизии невозможно. В частности, в Украине время от времени могут появляться следующие проблемы практической реализации свободы совести:
1. Вопросы религиозного образования и воспитания в системе образования, что может привести к нарушению светского характера школы. Возможны различные варианты его решения, но принцип один: изучение религии в тех или иных формах не должно вести к ее пропаганды и, тем более, навязывания религиозных убеждений.
2. Регистрация религиозных объединений и прекращения их деятельности. История функционирования т.н. "Белого братства", члены которого проповедовали "конец света" и отказ от всех человеческих ценностей, проводили зомбирование молодежи, свидетельствует о определенные сложности в этом деле. В 1992 г. этому объединению в регистрации таки было отказано, а его руководители вскоре были приговорены к различным срокам заключения.
3. Пользование рельїгійним имуществом. Эта проблема остро встала, когда с конца 80-х гг. прошлого века восстановили в Украине свою деятельность запрещены церкви, требуя возврата переданных другим церковных сооружений. Сейчас страсти улеглись, но остается открытым вопрос о целесообразности и формы использования под храмы памятников истории и культуры.
4. Порядок проведения богослужений и освящений в государственных учреждениях, в армии, на производственных объектах в условиях багатоконфесийности коллективов. Непростым является вопрос о институт духовников ("капелланов") в армии.
5. Отношение к зарубежных религиозных миссионеров, которые с начала 90-х гг. Прошлого века буквально наводнили Украину. Должно ли государство регулировать их количество или нет? Вообще, где заканчивается религиозная свобода и начинается религиозный прозелитизм? Некоторые аналитики считают, что нужна такая форма сотрудничества между государством и церковью, когда первая остается нейтральной относительно различных конфессий, но в то же время признает особый вклад церквей византийского обряда в формирование украинской нации и религиозной идентичности.

При всей видимой прогрессивности принципа свободы совести и вероисповедания абсолютизировать его нельзя, потому что слишком весомое значение имеет религия в жизни отдельного человека и социума. Много мудрых людей склонны считать, что полная религиозная свобода уподобляется ситуации свободного и беспрепятственного прорастания как полезных злаков, так и сорняков, которые их немилосердно глушат.



Назад