Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

1.2. Эволюция внешнеэкономической деятельности предприятий Украины


Понятие "внешнеэкономическая деятельность предприятия" появилось в СССР в 1986 г. в контексте общей попытки реформировать административно-командную систему экономики, которая в то время находилась в состоянии глубокого кризиса. Суть так называемой "перестройки системы управления экономикой" заключалась в попытке децентрализовать процесс принятия экономических решений, предоставить предприятиям определенные права без демонтажа государственной собственности на средства производства, монопольной власти министерств и ведомств.
Во внешнеэкономической сфере так называемая "перестройка" предусматривала постепенный отказ от монополии государства на осуществление каких-либо экономических операций. Указанная монополия была законодательно закреплена еще в апреле 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров "О национализации внешней торговли" как временное средство защиты внешнеэкономических интересов молодой большевистского государства от "посягательств мирового империализма". Со временем этот "временный средство" было распространено не только на внешнюю торговлю, но и на все внешнеэкономические операции.
По состоянию на 1986 г. в СССР сформировалась централизованная система управления внешнеэкономическими связями в составе Министерства внешней торговли СССР и ряда подчиненных ему специализированных внешнеторговых объединений, через которые все предприятия СССР осуществляли экспортно-импортные операции. В УССР, как и в других союзных республиках, не было собственных структур управления внешнеэкономическими связями, они должны проходить только через Москву.
Такая ситуация повлекла абсолютную незаинтересованность предприятий в любых отношениях с заграницей, ведь экономический эффект от обмена между странами изымался союзным правительством. Руководители предприятий всеми законными и незаконными средствами пытались освободиться от экспортных поставок, ориентировали производство исключительно на внутренний рынок, который в связи с тотальным дефицитом вообще не выдвигал никаких требований к качеству продукции. В структуре советского экспорта доминировали энергоносители, сырье, золото и оружие. За счет импорта государство минимально обеспечивала внутренний потребительский рынок товарами широкого потребления, а промышленность - необходимым оборудованием. Среди населения и предприятий бытовал "культ импортных товаров", которые резко отличались по качеству и технологическим уровнем производства отечественной продукции.
Падение в начале 80-х годов прошлого века мировых цен на энергоносители привело к проблему дефицита внешнеторгового баланса СССР, который государство пыталась покрывать за счет внешних заимствований. Однако тотальный товарный дефицит на внутреннем рынке и острая потребность в современном технологическом оборудовании вынудили правительство пойти на реформирование системы внешнеэкономических связей. Были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций относительно самостоятельного выхода на внешний рынок, формирование системы их экономической заинтересованности во внешнеэкономической деятельности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.08.1986 г. № 991 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" государство предоставило право непосредственного осуществления внешнеторговых операций ограниченному кругу министерств, ведомств, крупнейшим производственным объединениям и предприятиям.
Это был первый шаг на пути демонтажа государственной внешнеэкономической монополии, которая просуществовала почти семьдесят лет и доказала на практике свою полную несостоятельность. Следующим постановлением перечень таких министерств и объединений было увеличено почти вдвое, а начиная с апреля 1989 г. все предприятия и организации получили право самостоятельного выхода на внешний рынок и ведения на нем операционно-коммерческой деятельности. На это же время приходится и принятие постановления о разрешении советским предприятиям создавать совместные предприятия с участием иностранного капитала.
Таким образом, в результате проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: "внешнеэкономические связи" и "внешнеэкономическая деятельность". Первое понятие является более общим и включает как формы реализации межгосударственных отношений в области производственного, торгового и научно-технического сотрудничества и валютно-финансовых отношений, так и совокупность внешнеэкономических операций предприятий, организаций различных форм собственности. Второе понятие применяется преимущественно для характеристики внешнеэкономических операций на микроуровне (предприятий, организаций, объединений); операций, целью которых было получение прибыли в условиях самоокупаемости.
После провозглашения в 1991 г. независимости Украины были осуществлены мероприятия, направленные на существенную либерализацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение прав предприятий и организаций в этой сфере. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) начинает рассматриваться не только как составная часть хозяйственной деятельности предприятия, но и как важный фактор экономического роста, создания предпосылок более интенсивного развития интеграционных процессов на микроуровне. В этот период были приняты важные законодательные акты, в частности, законы Украины "О внешнеэкономической деятельности", "О едином таможенном тарифе", "О режиме иностранного инвестирования", Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" и др.
На начальном этапе рыночных преобразований в Украине реализовывалась концепция "защиты внутреннего рынка" - комплекса мер, направленных фактически на ограничение экспорта товаров, которых ощущался дефицит на внутреннем рынке. Поскольку в условиях значительного избытка денег дефицит ощущался почти по всем товарным группам, эта концепция приобрела антиекспортної направленности. Инструментами реализации этого подхода в различные периоды были:
- налогообложение валютной выручки экспортеров;
- обязательства экспортеров продавать часть валютной выручки за нереальным, искусственно завышенным курсом национальной валюты (фактически скрытое налогообложение экспортной выручки);
- взимания вывозной пошлины, направленного на компенсацию примерно половины разницы между внутренними и мировыми ценами;
- широкое лицензирования и квотирования экспорта: в начале 1993 г. квотированию подлежало более 80% украинского экспорта, в конце того же года - около 60%, в мае 1994 - 30% экспорта.
3 началом в 1994 г. этапа радикальной либерализации экономики наблюдается переход к качественно другой экспортной политики. Значительно сокращается перечень товаров, экспорт которых подлежит квотированию и лицензированию. С 1995 г. были приняты меры по демонтажу системы государственных заказов, благодаря которым ранее осуществлялось интенсивное вмешательство государства в сферу экспортных операций.
Одним из новых инструментов регулирования экспорта стали так называемые индикативные цены, которые указывали экспортерам минимальные уровни экспортных цен для широкого спектра товаров. Однако уже в феврале 1996 г. такие цены перестали быть обязательными для большинства товаров и стали инструментом информационной поддержки ВЭД.
Другой мерой контроля за экспортом с ноября 1994 г. стала регистрация определенных категорий внешнеэкономических контрактов (особенно бартерных операций). Однако очень скоро это мероприятие был ограничен под влиянием субъектов ВЭД Украины и международных финансовых организаций.
В 1996 г. были попытки восстановить экспортную пошлину для ряда "высоколиквидных" товарных позиций, объемы экспорта по которым были значительные. В апреле 1996 г. была введена пошлина в размере 50 - 75% на экспорт живого скота, 30-50% на экспорт отходов черных и цветных металлов. Однако под сильным внутренним и внешним давлением пошлине на отходы металлов было ликвидировано, а в отношении других товаров правительство пошло на значительные уступки.
Либерализация экспортной деятельности имела выраженный и вместе с тем противоречивое влияние на развитие украинского экспорта. Положительное влияние - ускорение с 1994 г. темпов роста экспорта, увеличение его доли в ВВП. Это - признак формирования более открытой, ориентированной на экспорт экономики Украины. Негативную сторону - образования разрыва между экспортно ориентированными отраслями и производствами, ориентированными в основном на внутренний рынок.
Импортная политика Украины на том этапе также подверглась значительной эволюции. До апреля 1994 г. наблюдалась почти полный отказ от таможенной защиты ключевых отраслей национального производства. Только с января 1993 г. была введена система импортной пошлины на основе Единого таможенного тарифа Украины. Для большинства товаров ставки устанавливались на уровне 0-10%, для незначительного количества товаров - 15-30%, максимум достигал умеренной даже по международным стандартам величины 50%. Для стран, которые пользовались режимом наибольшего благоприятствования, импортный тариф составлял более 10%.
Однако либеральный режим нейтралізувався обесцениванием национальной валюты, что вело к удорожанию импортных товаров, а также отсутствием свободного рыночного доступа к иностранной валюты, необходимой для финансирования импортных операций. Ситуация начала меняться в 1993 г. В декабре была сделана попытка ввести режим квотирования и лицензирования на широкий ассортимент импортных товаров, но эта попытка была неудачной, поскольку в мае 1994 г. эти мероприятия были отменены. С середины 1994 г. наблюдается четкая тенденция перехода к протекционизму. Ставки импортной пошлины выросли с 10 - 20% до 40-100% (мех, кожа - 150%, ликеро-водочные и табачные изделия - 200-350%). Были введены НДС и акцизные сборы на импортные товары.
Однако следует отметить, что наращивание в течение 1994 - 1995 гг. защитных антиімпортних мероприятий происходило главным образом через тарифный протекционизм. Нетарифные ограничения были несистематическими и касались лишь отдельных товаров: средства защиты растений, фармацевтические препараты, косметика. Со второй половины 1995 г. применялся дифференцированный подход в таможенном регулировании в зависимости от группы изделий, изготавливаемых в пределах страны "на недостаточном, достаточном и избыточном уровне".
Важным направлением совершенствования инструментария регулирования стало воспрепятствовать уклонению от уплаты ввозной таможенной пошлины и таможенных платежей (НДС, акцизов), для чего на большинство товарных позиций распространялось действие специфических таможенных ставок вместо адвалорних.
Однако в целом политика усиления протекционизма в Украине оказалась неэффективной. Основные причины этого:
- рост тарифной защиты в значительной степени нейтралізувалося "тенизацией" импортной торговли с массовым уклонением от уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов;
- украинский протекционизм имел ярко выраженный пассивный, а не активный характер;
- не было стимулов для переориентации на импорт инвестиционных товаров, технологий, закупки лицензий для производства национальных конкурентоспособных товаров;
- слаборазвитой оставалась система нетарифного регулирования с помощью стандартов, экологических, санитарных норм безопасности потребителя, что создало идеальные условия для превращения рынка Украины на рынок сбыта по низким ценам некачественных и опасных для здоровья и окружающей среды товаров. Только в 1996 г. был принят комплекс мер контроля в области импорта ликеро-водочных, табачных изделий и пищевых продуктов, введена обязательная сертификация некоторых видов продукции.
Для решения проблем эффективного защиты отечественного производителя и обеспечение достаточных доходов государственного бюджета, наряду с некоторым снижением среднего уровня импортной пошлины, ликвидируются льготы, которые предоставлялись в рамках так называемого преференциального режима, которым пользовалась раньше многочисленная группа развивающихся стран. Большинство из них сегодня имеют лучший экономическое положение, чем Украина, поэтому в 1996 г. эти льготы были ликвидированы.
Для украинской экономики была характерна, с одной стороны, повышенное внимание к привлечению иностранного капитала с целью макроэкономической стабилизации и стимулирования структурных изменений, а с другой - неблагоприятный инвестиционный климат для любых видов инвестиций и внешних, и внутренних), что обусловило низкий уровень инвестиционной активности, особенно относительно обновления оборудования. Понятно, что в таких условиях значительный приток иностранных инвестиций, прежде всего прямых, был невозможен.
К 1996 г. для Украины была характерна политика, которая заключалась в обеспечении предприятиям с иностранными инвестициями существенных налоговых льгот (автоматическое освобождение на 5 лет от налогов на прибыль (доход) при наличии 20-от-соткової доли в уставном капитале и при достижении минимально оговоренной суммы инвестиций, которая с 1993 г. называлась квалифицированным инвестицией). Эти льготы дополнялись увольнением имущества, которое ввозилось как иностранная инвестиция, от ввозной таможенной пошлины и таможенных платежей. Частичной компенсацией таких льгот было налогообложения по ставке 15% прибылей и доходов, которые вывозились.
Такая схема предоставления льгот на общих основаниях оказалась малоэффективной. Более того, она создавала условия для уклонения национальных производителей от уплаты налогов путем создания совместных предприятий по минимальным участием иностранного капитала, не связанного с развитием производственных технологий.
Непродуманная политика предоставления льгот большинства предприятий с иностранным капиталом обеспечивала им одностороннее преимущество перед сугубо национальным производителем, что, в свою очередь, нарушало условия конкуренции на внутреннем рынке и обусловило уменьшение конкурентоспособности последних.
Следует отметить, что многими солидными иностранными инвесторами такие льготы воспринимались как подтверждение наличия в стране неблагоприятного инвестиционного климата, недостатки которого правительство пыталось компенсировать налоговыми льготами.
В 1996 г. был принят новый закон о регулировании условий для иностранных инвестиций, в котором была пересмотрена концепция их привлечения. К иностранным инвестициям с тех пор применялся национальный режим регулирования, в том числе в вопросах налогообложения. А налоговые льготы предоставлялись исключительно на основе специальных правительственных решений относительно конкретных инвестиционных проектов, если они признавались приоритетными для экономики. Вместе с тем первый опыт применения такого подхода показал, что он связан с чрезмерными льготами для участников проектов, с одной стороны, и чрезмерными ограничениями для их потенциальных конкурентов, с другой.
Начиная с 1996 г. основные изменения в инвестиционной политике направленные на улучшение общих макроэкономических условий в стране, а также на развитие приватизации с участием иностранных инвесторов. Этот курс вызвал определенное увеличение иностранных капиталовложений. По данным Министерства статистики, в 1994 г. объем вложений иностранного капитала в экономику Украины составил 147,5 млн долл. США, в 1995 - 266 млн, в 1996 - 458 млн, в 1997 - 759,2 млн, в 1998 - 743 млн долл. США.
Однако и сегодня прямые иностранные инвестиции как дополнительный источник финансирования структурной перестройки экономики Украины все еще не играют существенной роли, хотя накопленные объемы инвестиций в конце 2003 г. выросли по сравнению с 2000 г. в 2,2 раза и достигли с учетом приватизации 7,1 млрд долл. США, что составляет 150 долл. США в расчете на одно лицо. В большинстве постсоциалистических стран эти показатели значительно выше. Так, в Чехии, например, этот показатель равен примерно 4 тыс. долл. США, в Венгрии - 2,4 тыс. долл., в Польше - 1 тыс. долл., в России - 370 долл. США.
Географическая структура прямых иностранных инвестиций на протяжении последних лет оставалась неизменной. Более половины инвестиционного капитала принадлежит пяти странам. На первом месте остаются США - свыше 1 млрд долл. США, или 15%, далее Кипр - 0,8 млрд (11,0%), Великобритания - 0,7 млрд (10,0%), Россия и Нидерланды - по 0,6 млрд долл. США (8%). Около трети всех инвестиций принадлежит нерезидентам из оффшорных зон.
В зависимости от видов экономической деятельности наибольшая доля прямых инвестиций поступает в оптовую торговлю и посредничество в торговле - 996,0 млн долл. США (14,0%), пищевую промышленность и переработку сельскохозяйственных продуктов - 988,0 млн (13,9%), машиностроения - 597,0 млн (8%), финансовую деятельность - 491,0 млн (7,0%), металлургии и обработке металла - 388 млн долл. США (5,4%).
Основные факторы, которые делали непривлекательной Украину для иностранных инвесторов:
- общая макроэкономическая и политическая нестабильность;
- отсутствие развитой рыночной инфраструктуры (слабая власть и ненадежность банков, неразвитость финансовых рынков);
- нестабильность законодательства, регулирующего иностранные инвестиции и экономическую деятельность в целом;
- общие неблагоприятные условия с законностью и правопорядком в пределах страны, прежде всего, высокий уровень коррупции;
- отсутствие секторальных приоритетов в привлечении иностранных инвестиций, что обуславливает такую структуру их перераспределения, которая не соответствует национальным приоритетам;
- узость спектра методов привлечения инвестиций;
Особо следует указать на существенные искажения в политике портфельных инвестиций в украинскую экономику. Они не являются инвестициями в реальный сектор экономики, поскольку рынок корпоративных ценных бумаг в Украине остается слаборазвитым. Портфельные инвестиции в основном связаны с деятельностью иностранных инвесторов на рынке облигаций государственного займа. Летом 1997 г. доля облигаций государственного внутреннего займа, принадлежавшей нерезидентам, достигала 70%. Однако с осени 1997 г. в результате "бегства" нерезидентов с рынка этих облигаций их доля резко сократилась.
Одним из самых неудачных моментов развития ситуации с внешним сектором украинской экономики в 1992-1998 гг. была хроническая несбалансированность платежного баланса. Отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса в указанный период составил 2,7-3,3% ВВП. В 1999-2001 гг. положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса составило 3,0 - 3,9% ВВП, а в 2002-2003 гг. - 7,6-6,0% ВВП. В течение 2000-2003 гг. наблюдались высокие темпы роста экспорта товаров, они увеличились почти вдвое.
Привлекает внимание ускорение темпов роста экспорта машиностроительной продукции. В 2003 г. объемы экспорта последней увеличились на 38,3%. Основными потребителями продукции машиностроения остаются страны СНГ. В то же время существенно выросла (до 36,5%) доля европейских стран. Однако рост объемов экспорта продукции машиностроения существенно не отразилось на улучшении его общей структуры. Украинский экспорт характеризуется значительной долей продукции сырьевой направленности и низким уровнем добавленной стоимости, что истощает ресурсную базу страны и делает ее экономику достаточно уязвимой к внешним шокам, изменения ценовой конъюнктуры. Доля товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта остается незначительным - на продукцию машиностроения приходится лишь 15%.
В структуре украинского экспорта продолжает доминировать продукция металлургической промышленности, хотя доля этой группы в общем объеме экспорта уменьшилась с 41,9% в 2000 г. до 35,8% в 2003 г. В последнее время стоимостные объемы черных металлов росли в основном за счет роста цен (в среднем на 30-35%) и увеличение доли продукции с более высокой степенью переработки. Объемы экспорта изделий из черных металлов увеличились в 1,8 раза за счет повышения спроса на стальные трубы на российском рынке. В то же время наблюдалось сокращение экспорта цветных металлов и изделий из них.
Динамика объемов импорта товаров в 2000-2003 гг. формировалась под влиянием комплекса разнонаправленных факторов, прежде всего за счет уменьшения энергоемкости украинской экономики, приватизации украинских нефтеперерабатывающих заводов, колебания цен на нефть, сдвигов в структуре внутреннего спроса. Структура импорта, в которой более трети составляют энергоносители, отражает высокую зависимость украинской экономики, в т. ч. и экспортно ориентированных отраслей - химической и металлургической - от внешних источников поставки энергоносителей. Доля этих товаров в общем объеме импорта уменьшилась с 40% в 2000 г. до 32,8 в 2003 г. Жесткая политика в расчетах за использованные энергоносители и активизация инновационной деятельности предприятий способствовали снижению энергоемкости украинской экономики. За роста ВВП в течение 2000 - 2003 гг. объемы импортируемого газа постепенно сокращаются (с 59,2 млрд м3 в 2000 г. до 55,3 млрд в 2003 г.). Наблюдалась тенденция к увеличению объемов импорта нефти для переработки на НПЗ и сокращение импорта нефтепродуктов. За 2000 - 2003 гг. объемы импорта нефти выросли в 3,9 раза. Главным фактором роста стоимостных объемов импортируемой нефти в 2003 г. был рост цен (62% прироста).
Следует отметить положительную тенденцию роста в структуре импорта доли продукции машиностроительной промышленности с 17,6% в 2000 г. до 23,8 в 2003 г. В течение 2003 г. импортные поставки машиностроительной продукции выросли на 51,0%. Основным фактором такой динамики является ускорение темпов обновления основного капитала и рост в связи с этим инвестиционного спроса на импортные машины и оборудование. В течение последних лет произошли существенные изменения в географической структуре внешней торговли товарами и услугами: сокращались объемы торговли со странами СНГ. Доля стран этой группы в общем товарообороте сократилась с 44,6% в 2000 г. до 38,8 в 2003 г. Торговля со странами дальнего зарубежья, в т.ч. из ПЬЕС, наоборот, развивалась более быстрыми темпами.
Дополнительным источником инвестирования национальной экономики остаются долго - и среднесрочные частные заимствования, задолженность по которым, начиная с 2001 г., выросла более чем вдвое и в конце третьего квартала 2003 г. составила 3,4 млрд долл. США. При практически неизменных (10,2 - 10,4 млрд долл. США) объемов внешнего долга по долгосрочным иностранными заимствованиями правительства и кредитам, предоставленным международными финансовыми организациями (МФО), доля частных негарантированных кредитов в общем объеме выросла с 12,4% (2000 г.) до 24,5 (2003 г.), что свидетельствует о повышении уровня доверия иностранных кредиторов к украинской экономики.
Уменьшение объемов внешних заимствований, получаемых государством от МФО в 2001 г., и практическое прекращение их поступлений в 2002 г. побудило Украину выйти на международные фондовые рынки через размещение еврооблигаций. Повышение кредитного рейтинга страны и успешно проведена презентация украинских еврооблигаций позволили правительству в 2003 г. привлечь 1 млрд долл. США, а другим заемщикам - 0,3 млрд долл.
Однако в организации и управлении ВЭД в Украине остается еще много нерешенных проблем. Структура внешнеторгового оборота, как и ранее, носит преимущественно сырьевой характер, все еще нерациональным является импорт, недостаточно эффективно функционируют предприятия с иностранным капиталом. Большого внимания требуют и такие вопросы, как создание стабильной правовой базы, благоприятного инвестиционного климата, эффективной системы управления ВЭД на уровне предприятия, повышения качества экспортной продукции и многое др.


Назад