Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Краткая характеристика тематических групп легенд (продолжение)


Большой цикл исторических легенд посвящен теме казацких сокровищ. Много сюжетов связано с фигурой Бы. Хмельницкого и его таинственным сокровищем, оставленным для потомков. Легенды этой группы отдельными чертами, родственные с мифологическими сюжетами. В них речь идет о заклятые сокровища, необычные признаки их местонахождение (например, огонь или свечения), охрану их заложними мертвецами или животными (например, волками, в которых превратились владельцы клада; гадюками). Однако, в отличие от мифологических легенд, здесь упоминаются конкретные исторические события, указываются имена достоверных лиц - владельцев скрытых богатств; их точное местонахождение и назначения, завещанное во время запечатывания клада: «Клад на острове Стрільчому» (остров на Днепре возле притоки реки Мокрой Суры), «Сокровища на острове Поварском» (против села Андреевки Виль-нянського района Запорожской области), «Могила Пилипчина» (возле села Котівки Магдалиновского района Днепропетровской области), «Погреб Хмельницкого», «Сокровища Пилипа Орлика» и др. Магически-мифологические элементы этих рассказов играют здесь второстепенную роль по сравнению с описаниями исторических событий, казацкой доблести и победы.

К исторических легенд принадлежат также фантастические рассказы о подземные церкви, которые во время вражеских нападений вошли в землю, и до сих пор в них якобы продолжаются богослужения, а поэтому прохожие могут слышать из-под земли пение хора и звуки колоколов.

Героїко-патриотическая тематика продолжает развиваться в легендах периода национально-освободительных движений 17-18 вв. В их основе лежат исторические события Колиивщины, Гайдамаков, опрышковского движения и др., и центральными фигурами являются, соответственно, главари этих восстаний - И. Гонта, Г. Зализняк, В. Кармелюк, О. Довбуш, Л. Кобылица. Они тоже наделены сверхъестественной силой и умениями: руками ловить ядра пушек, становиться невидимыми, силой магии освобождаться от железных оков, оборотнем бежать из плена и др. Некоторые сюжеты посвящены рассказы о том, как такие сверхъестественные вещи достались их владельцам. Так, например, в легенде о Довбуше говорится, что он, убив черта, получил силу, «что пули его не берут» («Довбуш и черт») - Иногда таинственная сила является свойством не самого героя, а каким его вещей (плаща, пояса, оружия), - то есть даже в текстах 18 в. наблюдаются очевидные элементы магии и фетишизма. Распространена в западном регионе легенда о Довбуше сапоги, благодаря которым он был неуловим. Различные варианты этого произведения включают сказания о 12 мастеров, которые были одновременно и охотниками, а потому сами охотились на зверей, из которых были сшитые сапоги (кожа скорейшего в лесу оленя зшивалася жилами крепчайшего медведя). Необычность процесса изготовления полусказочного обуви героя дополняется описаниями таинственного домика в лесу, специально для этого построенного; магических свойств зверей и сверхъестественных умений самих мастеров.

В цикле легенд о Кармелюка, который прославился не только силой, но и многочисленными побегами из тюрьмы и каторги, преобладает именно эта тема в разных ее інтерпретуваннях (магические превращения, умение становиться невидимым и т. п.). Биография легендарных героев дополняется яркими эпизодами детства (способность сызмальства делать вещи, невозможные даже для взрослых), экзотического любви, магической силы после смерти (или даже воскресения). Изредка встречаются тексты легенд, где героями выступают не воины ли народные вожаки, а известные писатели, архитекторы церквей (или строители городов), художники (и их чудодейственные картины). Из этой группы наиболее распространенные фантастические рассказы о Г. Сковороду и Т. Шевченко, которые в представлении народа обладают не только мудростью, предусмотрительностью, умением побеждать в споре вельмож или самого царя, но и магической силой. Местами они изображены характерниками, как персонажи легенд о казаках. Однако, сказания, в которых представлены деятели искусства, тяготеют преимущественно к переводов и народных рассказов без фантастического компонента.

Как указывают все исследователи легенд, в фонде этого жанра встречается значительное количество бродячих сюжетов и мотивов национального эпоса других народов. Таким, по мнению ученых, есть сюжет легенд о Марка Проклятого (человека, проклятую за земные грехи так, Что ее не принимает ни земля, ни небо; и она должна вечно искупить свою вину); об девушку-воина, который неким образом проникла на Сечь и стала не просто «казаком», а кошевым атаманом. Время в украинских легендах появляются арабские, индийские мотивы; на юге Украины в народном эпосе имеющиеся образы азиатских мудрецов, купцов-волшебников, фантастически ловких воров, характерные для восточно-азиатского фольклора. Они могли быть занесены иностранными рассказчиками, которые приезжали в Украину на торг или заработки, а также путем заимствования из письменной литературы.

Как уверены, легенды очень разнообразны по тематике, происхождению сюжетов. Трансформируясь от ранней мифологической легенды под влиянием христианства и определенных исторических событий, жанр тематически обогащался, шлифовался и до сих пор бытует, сохраняя основные жанровые черты. Легенды характеризуются сложным отношением к действительности, вследствие чего исторические, социально-бытовые факты и события отступают на второй план или играют роль сюжетно-тематического фона, а в центре повествования появляются необычные или невозможны с точки зрения материального мира ситуации и лица (мифические существа сверхъестественные силы и т.п.). Фантастический компонент в легендах - обязательная жанровая признак, что в единстве с реальным трансформирует зображувану действительность в соответствии с мифическими, языческими, а позже - христианскими представлениями и верованиями. Этими чертами легенды родственные с другими жанрами - мифами, поверьям, балладами. Мифологические легенды, в которых изображены сверхъестественные существа и необычные события, тяготеют к сказочного эпоса. Историко-героические - тематикой, сюжетами, мотивами и образами перекликаются с песенным эпосом (думами, былинами, историческими песнями). Группа апокрифических легенд родственная жанрам письменной литературы (апокрифами, житиями святых, патериками и т.п.). Несмотря на разное соотношение в тематических группах и разновидностях легенд реального и фантастического, все они толкуются с обязательной установкой на достоверность изображаемых событий, а потому все названные жанровые разновидности (мифологические, апокрифические, историко-героические) считаются неказковою (исторической) прозой. В соответствии с критериями классификации неказкової народной прозы, сформулированных К. Чистовым: 1) признак времени; 2) признак локальной прикріпленості; 3) наличие или отсутствие сверхъестественных персонажей; 4) отношение рассказчика к событий); в легендах:

1) фиксируются события очень давнего времени (даже более современные события в них мыслятся как очень древние);

2) нет признаки прикріпленості к конкретной географической территории (иногда условно соотносятся с ней или прикреплены формально);

3) оказывается обязательное наличие сверхъестественных персонажей (даже достоверные исторические фигуры изображены как сверхъестественные лица с магическими или мистическими способностями и качествами);

4) рассказчик находится на внешний относительно изображаемого позиции, не указывает источника происхождения повествования или возможного ее участника или очевидца, поскольку события мыслятся как очень старые, а потому подобные факты, связанные с ними, утраченные в прошлом.



Назад