Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

2.1. Роль государства в регулировании внешнеэкономического сектора экономики


В условиях рыночной экономики государство должно выполнять определенные функции, которые компенсируют так называемые "отказа рынка", то есть регулировать те сферы хозяйственной жизни, в которых рынок является бессильным. Для выполнения таких функций государство осуществляет экономическую политику по обеспечению страны общественными благами, по поддержке совершенной конкуренции и борьбы с монополизмом, регулирования внешнеэкономического сектора и др.
Внешнеэкономическая политика является частью экономической политики, которая в свою очередь является составной частью политики государства вообще, ее цели должны быть совместимыми с целями экономической политики и политики вообще. Так же внешнеэкономические меры должны быть совместимыми с общим политико-экономическим и общественно-политическим строем в обществе. Определенные внешнеэкономические цели могут рассматриваться только как средство или промежуточная цель для достижения стратегической общеэкономической или общеполитической цели.
Во внешнеэкономической политикой понимают политическое оформление международных экономических связей страны. При этом международные экономические отношения охватывают все экономические операции, которые осуществляются между хозяйственными субъектами страны и их иностранными партнерами (в том числе импорт и экспорт товаров, капитала, услуг, а также трансграничное движение рабочей силы и денег).
Основой внешнеэкономической политики является теория международной экономики, которая занимается определением основ внешнеэкономических операций и исследует их влияние на хозяйственные события в стране и за рубежом. Полученные при этом знания являются основой для формулирования целей и принятия решений для эффективной внешнеэкономической политики.
Основными целями внешнеэкономической политики государства являются:
- создание благоприятных экономических и организационно-правовых условий для субъектов экономики в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- обеспечение рационального вхождения экономики страны в международное разделение труда (поиск собственного места в миро-хозяйственной структуре);
- реализация конкурентных преимуществ страны;
Нормативно-правовое обеспечение ВЭД предприятий
- повышение конкурентоспособности экономики на основе структурной перестройки и модернизации производства;
- развитие ориентированного на экспорт сектора экономики, расширение экспортного потенциала страны;
- рационализация экспортно-импортных операций;
- достижения внешнеэкономической равновесия.
Внешнеэкономическая политика государства должна соответствовать
таким принципам:
- адекватность национальным интересам;
- учет требований современного процесса глобализации;
- паритетность в отношениях с другими государствами;
- соответствие международной практике и законодательству;
- демократизация, демонополизация и деидеологизация внешнеэкономических связей;
- селективная поддержка экспортного производства на основе критериев эффективности.
В зависимости от внешнеэкономической доктрины, целей и участия государства в регулировании внешнеэкономических отношений, его методов и инструментов различают два основных вида внешнеэкономической политики:
- фритредерство - политика свободной торговли с целью либерализации внешнеэкономической деятельности, обеспечения свободного доступа на национальный рынок товаров, капиталов, рабочей силы и т.д.;
- протекционизм - политика государства, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции.
Стремление к свободной торговли является теоретически обоснованным. Классическая теория внешней торговли утверждает, что введение свободной торговли повышает благосостояние тех стран, которые принимают в ней участие, и способствует оптимальной аллокации факторов производства и к выравниванию их оплаты. Поскольку цель свободной торговли является не только общественно-политически, но и экономически рациональной, то через ее реализацию проявляются в полном объеме преимущества международного разделения труда.
Политика свободной торговли реализуется путем устранение всех торговых барьеров и отвечает либеральной организации общества. Организационно-политически эта цель корреспондируется с представлениями классического либерализма и современного неолиберализма и означает свободное функционирование рыночного хозяйства.
Цель свободной торговли для многих стран имеет характер идеального состояния, до которого в реальности еще очень далеко, и против принципов которого выступают определенные политические силы. Однако цель свободной торговли оказала значительное влияние на формирование международного торгового порядка после Второй мировой войны и до сегодня является ориентиром, на который равняются в своей внешнеэкономической политике большинство стран.
На практике состояние свободной торговли сегодня обеспечивается в рамках интеграционных объединений. Экономическая интеграция народного хозяйства с экономикой других стран предусматривает объединение (слияние) многих национальных экономик в один более или менее единый общее экономическое пространство. При этом желаемый степень единства определяет степень интеграции и ее конкретные формы. Как свидетельствует мировой опыт, процесс интеграции проходит определенные этапы.
Первый этап - заключение преференциальных торговых соглашений. Такие соглашения могут подписываться или на двусторонней основе между отдельными государствами или между уже существующим интеграционным группировкам и отдельной страной или группой стран. Согласно них страны обеспечивают режим содействия друг другу, по сравнению с третьими странами. Никаких межгосударственных органов управления преференциальными соглашениями не создается.
Второй этап - создание зоны свободной торговли, что предполагает уже не просто сокращение, а полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговле при условии сохранения национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.
Третий этап - создание таможенного союза - согласованное отменой группой стран национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предполагает беспошлинной внутрішньоінтеграційну торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.
Четвертый этап - создание общего рынка - страны, которые интегрируются, договариваются о свободное движение не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. На этом этапе устраняются все торговые ограничения, а также ограничения, которые мешают свободному перемещению факторов производства.
Пятый этап - создание экономического союза, который предусматривает наряду с единым таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых отраслях - валютной, бюджетной, денежной. Правительства согласовано отказываются от части своих функций и тем самым уступают частью государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.
Принципиально возможным существование и шестого этапа интеграции - политического союза, который предусматривает передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означает создание международной конфедерации и потерю суверенитета отдельными государствами. Однако ни одно интеграционное группировки не только не достигло такого уровня развития, но даже не ставит перед собой подобных задач.
Хотя экономическая интеграция однозначно повышает уровень благосостояния в странах-членах за счет устранения препятствий для мобильности факторов производства, снижение затрат на внешнеэкономические операции и ускорения процесса оптимизации общеэкономической аллокации в рамках совместного интеграционного пространства, ее нельзя обосновать исключительно с экономических позиций. Чем выше достигнут степень интеграции, тем выше институциональные издержки интеграции, прежде всего политические, в форме отказа от национального суверенитета.
Политика протекционизма, в отличие от свободной торговли, предполагает активное вмешательство государства в функционирование внешнеэкономического сектора. При этом применяется совокупность правовых, финансово-экономических и организационно-управленческих форм, методов и инструментов, с помощью которых государство стимулирует, координирует и регламентирует деятельность субъектов в сфере внешнеэкономических связей в соответствии с конкретных целей и задач.



Назад