Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

2.2.3. Инструменты регулирования ВЭД


Государство принимает активное участие в развитии ВЭД путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности. Это влияние осуществляется с помощью комплекса инструментов регулирования, которые делятся на торгово-политические и валютно-политические. К первым относят те инструменты, которые влияют на реальную ситуацию с международным обменом товарами. Важнейшими торгово-политическими инструментами являются пошлины и нетарифные торговые ограничения.
Пошлина является самым древним инструментом торговой политики. В целом пошлина - это налог, который государство накладывает на товар, если он пересекает государственную границу или границу таможенной зоны.
Ранее пошлина служило прежде всего фискальным целям - получению государственных доходов. Оно принадлежит к старейшим источников доходов государства. Однако пошлина является не только источником доходов государства, но и так называемой тарифной препятствием для торговли. Начисления пошлины искусственно повышает цену товаров при перемещении их через границу, что влияет на спрос и предложение. Мотивы начисления пошлины сегодня такие:
- для формирования доходов государства (так называемый фискальный мотив);
- для корректировки равновесия платежного баланса;
- для защиты отечественных товаропроизводителей (классический аргумент защитной пошлины);
- для защиты экономики развивающихся стран;
- для защиты молодых отраслей отечественной экономики;
- для защиты отечественных рабочих мест;
- для перераспределения доходов;
- внеэкономические мотивы (национальный престиж, национальная безопасность и т.д.).
По направлению товарных потоков различают ввозные, вывозные и транзитную пошлину. Наибольшее экономическое значение сегодня имеет ввозную пошлину. Вывозная пошлина накладывается только некоторыми странами, прежде всего на аграрные продукты и сырье. По способу взимания пошлины делится на адвалорне, которое начисляется в процентах к таможенной стоимости товаров, что им облагаются; специфическое, начисляется в установленном размере за единицу товара, и комбинированное, что объединяет оба указанные выше виды пошлины.
По характеру пошлина бывает:
- сезонное, применяется для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, в первую очередь сельскохозяйственной;
- антидемпинговое, применяется в случае импорта товаров по цене ниже обычной цены;
- компенсационное, применяется при импорте товаров, в производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии страны-экспортера.
По происхождению пошлина разделяют:
- на автономное, вводится на основании односторонних решений органов государственной власти;
- конвенциональное, вводится на основе двух - или многосторонних соглашений;
- преференциальное, вводится в отношении товаров, происходящих из
развивающихся стран, и имеет более низкие ставки по сравнению
с обычным.
Для современной мировой экономики характерна тенденция постепенного перехода от тарифных и нетарифных методов регулирования. Последние подразделяются на:
1. Количественные ограничения (контингентування и лицензирования).
2. "Добровольные" ограничения экспорта.
3. Скрытые методы торговой политики.
3.1. Технические барьеры:
• требования соблюдения национальных стандартов;
• требования получения сертификатов качества импортной продукции;
• требования относительно специфической упаковки и маркировки товаров;
• требования соблюдения определенных санитарно-гигиенических норм, включая осуществление мероприятий по защите окружающей среды;
• требования соблюдения осложненных таможенных формальностей и законов о защите прав потребителей и т.д.
3.2. Внутренние налоги и сборы.
3.3. Политика в рамках государственных закупок.
3.4. Требование о содержимое отечественных компонентов.
4. Финансовые методы регулирования торговых потоков.
4.1. Субсидии.
4.2. Кредитования.
4.3. Демпинг.
5. Неэкономические методы регулирования.
5.1. Торговые договоры.
5.2. Правовые режимы.
Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений внешней торговли как в мире в целом, так и в Украине, является лицензирование и квотирование (контингентування). Эти инструменты используются Украиной в лице его государственных органов в таких случаях:
- в случае резкого ухудшения платежного баланса Украины, если отрицательное сальдо превышает его на соответствующую дату 25% от общей суммы валютных требований Украины;
- в случае достижения установленного Верховным Советом Украины уровня внешней задолженности;
- в случае значительного нарушения равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке Украины, особенно по сельскохозяйственной продукции, продуктов рыболовства, продукции пищевой промышленности и промышленных товарах народного потребления первой необходимости;
- за необходимости обеспечить определенные пропорции между импортным и отечественным сырьем в производстве;
- за необходимости осуществления мер в ответ на дискриминационные действия других государств;
- в случае нарушения субъектом внешнеэкономической деятельности правовых норм этой деятельности, установленных законом (как санкция вводится режим лицензирования);
- согласно международных товарных соглашений, которые заключает или к которым присоединяется Украина (вводится режим квотирования).
В Украине используют такие виды экспортных (импортных) лицензий:
- генеральная - открытый разрешение на экспортные (импортные) операции по определенному товару (товарам) и/или с определенной страной (группе стран) в течение периода действия режима лицензирования по этому товару (товарам);
- разовая (индивидуальная) - разовое разрешение, что имеет именной характер и выдается для осуществления каждой отдельной операции конкретным субъектом ВЭД на период, необходимый для осуществления экспортной (импортной) операции;
- открытая (индивидуальная) - разрешение на экспорт (импорт) товара в течение определенного периода времени (но не менее одного месяца) с определением его общего объема;
- антидемпинговая (индивидуальная) - надлежащим образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара (товаров), который является объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер;
- компенсационная (индивидуальная) - надлежащим образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара (товаров), который является объектом антисубсидицій-ного расследования и/или компенсационных мер;
- специальная (индивидуальная) - надлежащим образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара (товаров), который является объектом специального расследования и/или специальных мероприятий;
Для каждого вида товара устанавливается только один вид лицензии.
Квотирование осуществляется путем введения режима выдачи индивидуальных лицензий, причем общий объем экспорта (импорта) за этими лицензиями не должен превышать объема установленной квоты. В Украине приняты следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные, антидемпинговые, компенсационные, специальные. Для каждого вида товара может устанавливаться только один вид квоты.
Решение об установлении режима лицензирования и квотирования экспорта (импорта) принимается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины с определением списка конкретных товаров, подпадающих под режим лицензирования и квотирования, и сроков действия этого режима по каждому товару.
Режим лицензирования и квотирования не распространяется на экспорт и реализацию компенсационной и прибыльной продукции, полученной инвестором в собственность на условиях соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с требованиями Закона Украины "о соглашениях О разделе продукции". Введение каких-либо ограничений в отношении экспорта и реализации такой продукции, в том числе количественных, не допускается, если иное не предусмотрено соглашением о разделе продукции.
Лицензии выдаются Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, а также в пределах предоставленных им полномочий - соответствующим республиканским органом Автономной Республики Крым, структурным подразделением областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Лицензирование операций перемещения валютных средств между субъектами внешнеэкономической деятельности с целью инвестиций и/или предоставления (получения) кредитов осуществляется Национальным банком Украины.
Запрещается одновременное установление в одних и тех же товаров режима лицензирования и квотирования, режима налогообложения экспорта (импорта), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины, и режима предварительных импортных депозитов.
Информация о перечне товаров и/или стран, подпадающих под режим лицензирования и квотирования, с указанием вида лицензии или квоты по каждому товару (или по каждой группе товаров) должна быть доведена до сведения субъектов внешнеэкономической деятельности не менее чем за 60 дней до даты введения режима лицензирования (квотирование) путем опубликования ее в официальных общедоступных средствах информации Украины, а также немедленно доводиться до сведения органов государственного таможенного контроля Украины. Режим лицензирования и квотирования экспорта и импорта вступает в силу лишь по истечении 60 дней с момента официального опубликования.
Лицензии выдаются на основании заявок субъектов внешнеэкономической деятельности, составленных по форме, утвержденной и опубликованной Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.
Заявка на лицензию должен иметь следующие реквизиты: номер заявки, официальное наименование субъекта внешнеэкономической деятельности, наименование и код товара (товаров), изготовитель, потребитель товара, шифр и название страны (стран), в которую (которые) товар экспортируется или с которой (которых) он импортируется, срок действия, количество или стоимость товара (в случае квотирование экспорта и импорта и выдачи открытой индивидуальной лицензии), таможня, полное наименование и адрес продавца и покупателя, вид сделки, валюта платежа, единица измерения товара, цена товара, согласование, имя руководителя подателя, орган, выдавший лицензию, особые условия лицензии.
В случае принятия решения о выдаче лицензии на бланке заявки ставится номер и вид лицензии, подпись должностного лица, выдавшего лицензию, и печать соответствующего учреждения. Бланк заявки, на котором проставлен указанные выше реквизиты, является документом, удостоверяющим наличие лицензии. Наличие у подателя заявки контракта, который был заключен до принятия решения о выдаче лицензии, не является основанием для ее выдачи.
Решение о выдаче лицензии или об отказе выдается подателю заявки не позднее чем в 30-дневный срок со дня регистрации поданной заявки в специальном реестре в течение двух рабочих дней со дня ее поступления. Решение относительно заявки на лицензию регистрируется в Государственном реестре экспортных и импортных лицензий, содержание которого открыт для субъектов внешнеэкономической деятельности. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и направляется (выдается) подателю в письменной форме.
В случае отсутствия зарегистрированного решения относительно заявки на лицензию в установленный законом срок или в случае необґрунто-ванного отказа в выдаче лицензии податель заявки может обратиться за защитой своих прав в судебные органы Украины. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина, размер которого устанавливается Кабинетом Министров Украины и который должен соответствовать фактическим расходам государства на осуществление операций по выдаче лицензии. Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины не имеет права требовать у подателя дополнительной информации, кроме той, что содержится в заявке.
В случае введения режима квотирования заявки на индивидуальные лицензии рассматриваются Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины в порядке поступления, который определяется в соответствии с датами их регистрации.
Если на момент поступления заявки установленную квоту исчерпан, прием и регистрация заявок прекращается. Об факт исчерпания квоты в течение семи рабочих дней с момента ее исчерпания должен быть официально сообщено субъекту внешнеэкономической деятельности, который подал соответствующую заявку.
Копия лицензии, полученной субъектом внешнеэкономической деятельности, прилагаемой к грузовой таможенной декларации и является основанием для пропуска через таможню грузов, подпадающих под режим лицензирования и квотирования. Органы государственного таможенного контроля Украины присылают в течение трех рабочих дней до Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины уведомление о прохождении через таможенную границу товаров, подлежащих лицензированию и квотированию.
Кроме количественных ограничений экспорта/импорта, которыми являются лицензирование и квотирование, государство устанавливает запрет на определенные внешнеторговые операции. Так, в Украине запрещается:
- экспорт с территории Украины предметов, которые составляют национальное, историческое или культурное достояние украинского народа, который определяется в соответствии с законами Украины;
- импорт или транзит любых товаров, о которых заранее известно, что они могут причинить вред здоровью или угрожать жизни населения и животного мира или привести к разрушению окружающей среды;
- импорт продукции и услуг, которые содержат пропаганду идей войны, расизма и расовой дискриминации, геноцида и т. п., которые противоречат соответствующим нормам Конституции (Основного Закона) Украины;
- экспорт и импорт товаров, которые осуществляются с нарушением прав интеллектуальной собственности.
Конкретный перечень товаров, экспорт/импорт которых подпадает под запрет, утверждается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.
На территорию Украины разрешается импорт только тех товаров, которые по своим техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарными, ветеринарными и экологическими характеристиками не нарушают минимальных условий соответствующих стандартов и требований, действующих на территории Украины. В случае отсутствия национальных стандартов и требований Украины относительно определенного товара применяются соответствующие международные стандарты и требования или иностранные стандарты и требования, действующие в ведущих странах - экспортерах указанных товаров.
Технические, фармакологические, санитарные, фитосанитарные, ветеринарные и экологические стандарты и требования, а также процедуры их применения не могут использоваться с целью создания нетарифных барьеров для осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами этой деятельности. Товары, импортируемые на территорию Украины, подлежат обязательной сертификации на предмет их соответствия фармакологическим, санитарным, фито-санитарным, ветеринарным и экологическим нормам, если соответствующие требования действуют и в отношении аналогичных товаров национального производства в соответствии с законами Украины. До товаров, импортируемых на территорию Украины, применяется национальный режим их сертификации.
В случае импорта товаров, которые не имеют аналогов в Украине, субъект внешнеэкономической деятельности, который осуществляет импорт, или иностранный субъект хозяйственной деятельности, который осуществляет экспорт, должен предъявить сертификат, удостоверяющий соответствие техническим, фармакологическим, санитарным, фітосанітар-них, ветеринарных и экологических характеристик этого товара действующим международным стандартам и требованиям или национальным стандартам и требованиям страны, которая является ведущей в экспорте данного товара. Иностранные субъекты хозяйственной деятельности могут предъявлять согласно этой статье сертификаты, подтверждающие соответствие товара указанным в этой статье стандартам и требованиям, которые действуют в стране иностранного экспортера, в том случае, если Украина заключила соглашение с соответствующим государством о взаимном признании результатов сертификации товаров.
Отказ в выдаче сертификатов, указанных в настоящей статье, должна быть обоснована и издана подателю в письменной форме в установленные для процедуры сертификации сроки. В случае несогласия с отказом поставщик имеет право обжаловать указанное отказ в судебном порядке.
К специальных импортных процедур, которые применяются в Украине, относятся:
- применение процедуры международных торгов или аналогичных им процедур;
- режим предварительных импортных депозитов, которые вносятся в банки.
Государственные закупки по импорту комплексного оборудования или массовых партий других товаров с использованием средств
Государственного валютного фонда Украины должны обязательно осуществляться через процедуру международных торгов.
Режим предварительных импортных депозитов вводится Национальным банком Украины с целью регулирования платежного баланса Украины. При этом Национальный банк Украины устанавливает порядок осуществления операций по предварительным импортными депозитам и относительный размер сумм депозитов в процентах к стоимости договора (контракта), который не может превышать 50%.
Предыдущий импортный депозит открывается не позднее чем через три рабочих дня с момента вступления договором (контрактом) юридической силы. В случае нарушения указанного срока или других условий открытия предварительных импортных депозитов к субъектам внешнеэкономической деятельности применяются санкции, которые определяются порядком, утвержденным Национальным банком Украины. Запрещается применение режима предварительных импортных депозитов относительно товаров, в которых вводится режим лицензирования и квотирования импорта.
Одним из инструментов нетарифного регулирования ВЭД является правовой режим для иностранных субъектов хозяйственной деятельности на территории страны. Так, в Украине действуют:
- национальный режим, который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности должны объем прав и обязанностей, не меньший, чем субъекты хозяйственной деятельности Украины. Национальный режим применяется в отношении всех видов хозяйственной деятельности иностранных субъектов этой деятельности, связанной с их инвестициями на территории Украины, а также относительно экспортно-импортных операций иностранных субъектов хозяйственной деятельности тех стран, которые входят вместе с Украиной в экономических союзов;
- режим наибольшего благоприятствования, который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности должны объем прав, преференций и льгот в отношении пошлин, налогов и сборов, которыми пользуется и будет пользоваться иностранный субъект хозяйственной деятельности любого другого государства, в отношении которого действует упомянутый режим, за исключением случаев, когда указанные пошлины, налоги, сборы и льготы по ним устанавливаются в рамках специального режима, определенного ниже. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на основе взаимного соглашения субъектам хозяйственной деятельности других государств в соответствии с соответствующими договорами Украины и применяется в сфере внешней торговли;
- специальный режим, который применяется на территориях специальных экономических зон, а также на таможенных территориях
союзов, в которые входит Украина, и в случае введения любого специального режима в соответствии с международными договорами с участием Украины.



Назад