Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Легендарный лиро-эпические. Старцівські песни


Кроме собственно легенд апокрифического содержания, в украинской словесности существует легендарный лиро-эпические. Его составляют старцівські песни.

Старцівські песни - песни легендового характера библейского или апокрифического содержания. Они сочетают в себе черты лирики (элегий но-медитативный характер осмысления действительности; строфічна строение, рифмовки) и эпоса (сюжетно-фабульна построение). Выполнялись преимущественно старцами, странствующими дьяками и назывались «набожные лесные» или «псалтирь».

Наибольшую группу составляют произведения сюжетного характера, соизмеримые с соответствующими апокрифическими легендами, например «О Алексея, человека Божия», «О богаче и Лазаре», «О грехе Адама и его прогнання из рая» и др. Это дало основание М. Грушевскому анализировать их в контексте апокрифических легенд. В частности он дает анализ «Плачу Адама перед замкнутым раем», песенной легенды о Иосифа Прекрасного и др. с старозаветных легендних сюжетов. Ученый также представляет ряд песенных легенд с Христологии, которые во многом родственны с церковными колядками («Побег до Египта и чудо с пшеницей», «Пречистая прячет Христа»; «Пречистая ищет Христа», «Христовы страдания и смерть», «Мистерия Христова тела», «Река с Христовой крови», «Воскресение и чудеса Христа», «Христос в аду» и другие).

Многие из этих песен книжного происхождения (происходят от текстов богогласникового типа). Однако есть основания к народных отнести лишь те произведения, которые в процессе бытования ассимилизировались и языком и стилем уподобились народных, потеряв черты книжной речи.

Вторая группа старцівських песен - балладного характера: в них апокрифическая основа переплетена с драматическим сюжетом бытового содержания. Самые распространенные из них песни «про девушку, занесенную сатаной в ад» и «о разговор грешной девушки с Христом» (в основе которой известна евангельская история о разговор Христа с самарянкой). Оба эти сюжеты родственные мотивом погублення матерью собственных детей, и имеют параллели в словесности многих европейских народов. Поэтому Ф. Колесса относит подобные произведения к странствующим.

Отдельную группу составляют старцівські религиозные песни философско-моралізаторського характера: размышления над суетой этого мира, о грешную душу, смерть, правду и ложь. В них преобладает лирическое начало, однако четко проступают и черты народной эпики.

Итак, около родственные апокрифической легендой (являясь ее своеобразной разновидностью в другом формальном выражении), старцівські песни обнаруживают общие черты с народной лирикой: календарно-обрядовой (церковными колядками, пасхальными величаннями Христа и Марии), семейно-обрядовой; а также с лиро-эпосом, особенно балладами. Поскольку многие из них книжного происхождения, то наблюдается и связь с письменным словесністю, в частности с древней литературой.



Назад