Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

5.3. Основные виды льгот субъектам ВЭД, которые действуют на территории Украины


Налоговые льготы в соответствии с законами Украины предоставляются субъектам внешнеэкономической деятельности, которые соответствуют критериям, приведенным ниже:
- их экспорт превышает импорт (нетто-экспортеры) за финансовый год;
- объем их экспорта составляет не менее 5% от объема реализованных за финансовый год товаров;
- стабильно экспортируют научные, наукоемкие товары, а также товары, в стоимости которых доля добавленной стоимости составляет не менее 30%.
Указанным субъектам внешнеэкономической деятельности предоставляются льготы в отношении сроков амортизации основных производственных фондов в виде:
- норм ускоренной амортизации основных производственных фондов, используемых для производства экспортных товаров;
- льготных норм амортизации основных фондов, созданных за счет новых инвестиций, используемых для производства экспортных товаров;
- норм амортизации на импортное оборудование, которое используется для производства экспортных товаров, не меньших, чем те, что установлены в стране происхождения такого оборудования.
Указанные льготы предоставляются Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины по представлению субъектов внешнеэкономической деятельности. При этом Министерство принимает соответствующее решение, которое является обязательным для государственных финансовых и налоговых органов Украины.
Кроме указанных льгот, следует упомянуть также о льготном налогообложении субъектов ВЭД, которые действуют на территории специальных экономических зон (СЭЗ).
Специальная (свободная) экономическая зона - это часть территории Украины, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины.
Функционирования специальных экономических зон регулируется Законом Украины "Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" от 13.10.1992 г. и постановлением Кабинета Министров Украины "О Концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине" от 14.03.1994 г. № 167. Согласно указанному Закону СЭЗ создаются Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров или местных советов народных депутатов и местной государственной администрации. Статус и территория СЭЗ, а также срок, на который она создается, определяются Верховной Радой Украины путем принятия отдельного закона для каждой СЭЗ.
На территории СЭЗ законодательство Украины действует с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" и законом о создании конкретной СЭЗ. В Украине в зависимости от хозяйственной направленности и экономи-ко-правовых условий деятельности могут создаваться такие СЭЗ:
Внешнеторговые зоны - часть территории государства, на которой товары иностранного происхождения могут храниться, покупаться и продаваться без уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов или с их отсрочкой. Создаются эти зоны с целью активизации внешней торговли (импорт, экспорт, транзит) за счет предоставления таможенных льгот, услуг по хранению и перевалке грузов, предоставление в аренду складов, помещений для выставочной деятельности, а также услуг по доработки, сортировки, упаковки товаров. Формы их организации: свободные порты ("порто франко"), свободные таможенные зоны (зоны франко), таможенные склады.
Комплексные производственные зоны - часть территории государства, на которой вводится специальный льготный налоговый, валютно-финансовый, таможенный и др.) режим экономической деятельности с целью стимулирования предпринимательства, привлечения инвестиций в приоритетные отрасли хозяйства, расширение внешнеэкономических связей, заимствования новых технологий, обеспечения занятости населения. Они могут иметь форму:
- экспортных производственных зон, в которых развивается прежде всего экспортное производство, ориентированное на переработку собственного сырья и преимущественно сборочные операции;
- импортоориетированных зон, главная функция которых - развитие импортозамещающих производств.
Научно-технические зоны - СЭЗ, специальный правовой режим которых ориентирован на развитие научного и производственного потенциала, достижения нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований, с последующим внедрением результатов научных разработок в производство. Они могут иметь форму:
- региональных инновационных центров - технополисов;
- районов интенсивного научного развития;
- высокотехнологичных промышленных комплексов;
- научно-производственных парков (технологических, исследовательских, промышленных, агропарків);
- локальных инновационных центров;
- опорных инновационных пунктов.
Туристско-рекреационные зоны, которые создаются в регионах,
имеющие богатый природный, рекреационный и историко-куль-турный потенциал, с целью эффективного его использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности (в том числе с привлечением иностранных инвесторов) в сфере рекреационно туристического бизнеса.
Банківсько-страховые зоны - это зоны, в которых вводится особенно благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Оффшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы с участием лишь нерезидентов и обслуживают лишь ту их предпринимательскую деятельность, осуществляемая за пределами Украины.
Зоны приграничной торговли - часть территории государства на границах с соседними странами, в которых действует упрощенный порядок пересечения границы и торговли.
Кроме указанных выше, в Украине могут создаваться СЭЗ других типов, а также комплексные специальные (свободные) экономические зоны, которые сочетают в себе черты и элементы зон различных типов.
При организации СЭЗ применяют два отличных концептуальных подхода: территориальный и функциональный. В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона - это льготный режим, применяемый к определенного вида хозяйственной деятельности независимо от места нахождения соответствующего предприятия в стране.
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, который включает в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, что существует в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные различия в разных зонах, однако по сути они, как правило, похожи. Выделяют четыре основные группы льгот:
- внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмена экспортно-импортной пошлины) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;
- налоговые льготы. Содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут касаться налоговой базы (прибыль, стоимость имущества и т.п.), отдельных ее составляющих (амортизационные отчисления, расходы на зарплату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопрос постоянного или временного освобождения от налогообложения;
- финансовые льготы. Включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.;
- административные льготы. Предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда - выезда" иностранных граждан, а также предоставление различных услуг.
Указанные льготы предоставляются в самых разнообразных комбинациях. Льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда является главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенным с этой точки зрения могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и т.п. Вместе с тем, при прочих равных условиях на первый план выступают льготы, предоставляемые СЭЗ.
При изучении этого вопроса следует принимать во внимание тот факт, что действие большинства льгот для СЭЗ в Украине приостановлено в соответствии с Законом "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" и других законодательных актов Украины".



Назад