Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 47. Народные рассказы. Былины


Народные рассказы - жанр неказкової прозы, очень близок к переводов. Это рассказы о событиях современного ли относительно недавнего времени, участником или очевидцем которых был сам рассказчик, а потому им свойственна форма повествования от первого лица, особая эмоциональность и обстоятельность изложения, а также четко проявляется собственная оценка рассказчика изображаемых событий.

Пространственно-временной дистанцией и внутренней позицией рассказчика народные рассказы отличаются от переводов; общей чертой этих жанров является то, что они распространяются в пределах, до которых дошел резонанс события. Если рассказ «відкріплюється» от места происшествия, приобретает относительной самостоятельности, то оно трансформируется в другой фольклорный жанр. Достаточно сильная взаємоперехідність жанров вызывает ряд затруднений для классификации текстов, которые занимают промежуточное место (особенно между переводом и рассказом). Длительное время эти жанры в фольклору четко не розмежовувались, для их обозначения используются различные термины: «беседы», «розказки», «рассказы», «рассказы», «истории», «былины» и т. п. Кроме неказкової прозы сюда приобщались бытовые и новелістичні сказки. Ф. Колесса называл их «новеллами», определяя этот жанр как «повествование, основанное на бытовом підкладі, без примечания чудовного первня, тем проникнуто тенденцией социальной, реже социально-политической или церковно-конфессиональному»; он причислял к их числу странствующие повествования (как напр., распространены устные рассказы из «Декамерона» Дж. Боккаччо). Позже в отечественной фольклору более четко были сформулированы основные атрибуты жанра.

Народные рассказы - образные рассказы о разнообразные события и случаи из текущей жизни, что ведутся от имени участника или очевидца этих событий. Впоследствии понятие «рассказ» расширился за счет воспоминаний (или «меморатів», по международной терминологии).

В науке закрепилось мнение, что «в современных рассказов принадлежат прежде всего личные воспоминания или рассказы о событиях и фактах, которые имели место в жизни родных, односельчан, знакомых рассказчика. Сюжет рассказа строится в основном на одном эпизоде содержит ли цепь эпизодов (в воспоминании), объединенных тематически и ассоциативно. Предметом изображения могут выступать как бытовые, ежедневные дела, так и значительные события, затрагивающие интересы определенного коллектива, района, региона и всего народа». То есть каждую, драматично или эмоционально рассказанную повествование, которая содержит определенные обобщения и точку зрения самого рассказчика, можно считать образцом народного рассказ.

Однако в фольклору долго велась дискуссия, или изучать такие Устные сказания как явление фольклора, а тем более, или выделять их в отдельный жанр. Например, Л. Ємельянов отрицал их художественную природу и считал лишь «продуктом более-менее осмысленной работы человеческого вещания»317. С. Азбелєв отстаивал ту же позицию: «Так называемые рассказ не могут быть отнесены к фольклору, поскольку не представляют фактов общественного сознания».

В процессе дискуссии было прослежено природу рассказов и выявлен ряд специфических черт, присущих произведениям фольклора: устность бытования, изменчивость и імпровізованість, использование традиционных изобразительных форм и средств вещания, определенная коллективность созидания в процессе распространения; а также смежные с фольклорными жанрами функции - информативную, воспитательную, моралізаційну. Конечно, было бы ошибкой отнести все устные сказания к словесности народа, а тем более рассматривать их в системе народной прозы. До них отбираются произведения с определенным сюжетно-композиционный оформлением, идейно-тематическим обобщением, эстетическая действие которых не уступает эстетике «чистых» фольклорных жанров. Еще И. Франко отмечал роли рассказчиков, выделяя категорию тех, что умеют совместить информативность с эстетической функцией повествования. «Осмысление талантливыми рассказчиками виденного и пережитого, выделения из жизненного потока самых характерных событий и фактов переводят устные рассказы-воспоминания в разряд явлений общественного сознания и идеологии, что более или менее полно отражают жизнь, мировоззрение, психологию коллектива, шире - народа...». Он подчеркнул также важность изучения колоритной языка рассказов: «Народные рассказы не менее важны и с точки зрения лингвистического; их язык является языком народа неиспорченного, очень близка к чистой своего первоисточника...».

Согласно критериям жанровой классификации неказкової прозы К.В. Чистова, рассказом присущи такие жанровые признаки:

1) относительно недавний или настоящее время: изображены события не выходят хронологически за пределы того, что мог видеть или участником чего мог быть рассказчик;

2) строгая прикрепленность к локальной исторической, общественной, бытовой реальности; поэтому свойственна конкретность, обстоятельность, документальность изложения;

3) отсутствие сверхъестественных персонажей и событий; жизнь описывается с акцентом на повседневных реалиях действительности без романтического окраски;

рассказчик находится на внутренний относительно изображаемого позиции (т.е. участник событий) или на внутренний относительно изображаемого, но внешний относительно других персонажей событий (то есть очевидец событий); поэтому рассказы присуща эмоциональность изложения, большое ассоциативность в подборе эпизодов, высказана оценка рассказчика. При преобладании информативной функции рассказ всегда имеют определенную дидактический наставление, что частично сближает их с притчами, байками.

Классификация народных рассказов - вопрос достаточно сложный и до сегодня еще не решен. Большая пестрота и тематическое разнообразие текстов вызывает трудности в определении принципов классификации. Даже самое полное современное академическое издание «Народные рассказы» (К.: Наук, думка, 1983) не предлагает четкой классификации текстов, кроме искусственного разделения, введенного в советской науке на «Рассказ досоветского времени» и «Рассказ советской эпохи». Здесь непоследовательно используется хронологический и тематический принципы классификации.

На сегодня, когда отброшены все идеологические наслоения прошлого, нужно пересмотреть существующие принципы разделения и создать новую классификацию. Как одну из возможных, предлагаем классификацию на основе тематически-хронологического принципа.

1. Исторические рассказы (к ним можно отнести произведения, события которых происходят не ранее казацкой эпохи с прямыми родственниками или конкретными односельчанами рассказчика, - в противном случае подобные произведения относятся к переводов): 1) рассказы времен казатчины; 2) сказания суток национально-освободительных движений 17-18 вв. (Колиивщина, Гайдаматчина, движение опришков); 3) рассказ о национально-освободительные движения первой половины 20 cm. (Сечевые стрельцы, УГА, УПА); 4) рассказ периода установки на украинских землях советской власти (гражданская война, нэп, коллективизация, голодомор, II мировая война); 5) рассказ послевоенной эпохи (сталінсько-брежневские репрессии, хрущевская оттепель, диссидентское движение, война в Афганистане); 6) современные события (перестройка, распад СССР, студенческие забастовки 90-х годов, установления независимости).

2. Су совместно-бытовые рассказы: 1) гастарбайтеров (наймитские, рабочие); 2) эмигрантские; 3) солдатские (рекрутские, воинские); 4) церковно-клерикальні; 5) из жизни интеллигенции; 6) тюремно-лагерных; 7) студенческие; 8) туристские и др.

3. Семейно-бытовые: 1) о любви, добрачные отношения; 2) семейная жизнь; 3) фатальные случаи жизни, неполных семей (вдовство, сиротство, развод).

Каждая из вышеназванных групп имеет свою специфику, условия и среду бытования. Нередко в текстах рассказов сосуществуют черты разных групп (напр., элементы исторические и общественно-бытовые или же общественно-бытовые и семейные), но подобный тематический синтез наблюдается и в других жанрах фольклора, поэтому они классифицируются по доминантным признаком.

В современной народном творчестве бытуют устные рассказы о выдающихся людей - государственных деятелей, писателей, актеров (распространены и рассказы локального масштаба). Нередко в ранг народных рассказов входят не пережитые ли увиденные рассказчиком события, а прочитанные в газете, услышанные по радио и т.д. Передаваясь из уст в уста, они обрастают новыми фактами, дополняются догадками, предположениями, приобретая черты фольклорных произведений. Итак, жанр народных рассказов бытует и теперь достаточно интенсивно и является продуктивной фольклорной форме неказкової прозы.

 

Былины

Очень близок к народных рассказов жанр были, изучению которого уделялось много внимания украинскими фольклористами кон. 19 - нач. 20 ст., но почти не исследуемый современной украинской фольклорной наукой (хотя достаточно широко разработано теоретическое обоснование в российской фольклору).

Былины - устные сказания о современных событиях, которые не выходят хронологически за пределы того, что мог видеть или слышать от непосредственного участника рассказчик, в которых рассказывается о чрезвычайных удивительные явления, сверхъестественные существа. То есть от народных рассказов они отличаются лишь фантастическим компонентом, подпадая под все другие критерии жанровой дифференциации. Установка на достоверность изображаемых событий закреплена в названии «быль» - то, что на самом деле было.

Даже современная наука признает существование паранормальных явлений, которые она не в состоянии объяснить. А существование рассказов о эти явления ни у кого не вызывает сомнения - они имеют значительно большее распространение и популярность в народе, чем обычные рассказы. Элемент неизвестности, таинственности, делает их чрезвычайно драматическими. Они в большей степени продолжают древнюю фольклорную традицию, чем обычные рассказ, потому что в них включены элементы магии, мифологии, демонологии, анимистических представлений и т.д. Этим были больше связаны с мифологической легенде, поверьям. В них рассказывается о тех же чрезвычайные события, сверхъестественные способности людей, их связь с духовным невидимым миром (потусторонним миром), но в современном контексте. Если рассказчик не участник событий, то обязательно указывает источник информации, который предоставляет повествования большей достоверности.

Были очень разные по тематике. При отсутствии любой классификации жанра, можно выделить отдельные циклы или тематические группы на основе сюжетно-смыслового стержня.

К наиболее распространенных сюжетов следует отнести сказания об представителей черной и белой магии (гадалок, знахарей, колдунов и т.п.), в которых рассказывается о предвидение будущего и его исполнения, о способах привораживание любимого человека, отправке вреда на людей, скот и т.д.

Несмотря на определенные достижения в культурно-научной сфере, а также на якобы христианские принципы жизни, современные украинцы на практике широко используют методы и приемы языческих культов, в большой степени поклвдаючись на их эффективность. Много людей практикует магические операции в домашних условиях: спірітизм (вызывание духов); выливания воска, гадание по огне. Рассказы об увиденном или испытанное и является источником возникновения былей.

Второй тематической группой, что частично перекликается с первой, есть рассказ о случайные или специально спланированные встречи с умершими родственниками, которым нередко предшествуют вещие сны, необычные совпадения жизненных явлений и т.п. У них наблюдается продолжение чествования культа предков. Это рассказы о общение с умершими (через вызывания души магическим способом) для того, чтобы узнать будущее или получить совет в жизненно важной ситуации. В других случаях встречи с умершими родственниками происходят случайно, без желания очевидца (напр., встречает, идя по дороге возле колодца или в лесу). Как правило, эти ситуации связаны с поверьями о пребывании души умершего на земле на 3-й, 9-й, 40-й день, год со дня смерти, во время праздников почитания умерших. До этого цикла можно отнести и рассказы о том, как умерший «забирает» родственника с собой на тот свет.

Немалая тематическая группа баек о связи людей с «нечистой силой» или чертями или демонами. Это не только рассказы о ведьм, колдунов, способных опрокидываться животными, летать, вмешиваться в судьбу других людей и изменять ее, но и рассказы о богатых хозяев, которые разбираются с дьяволом, владельцев домовых и т.д. Эти рассказы сопровождаются особой эмоциональностью изложения. В них рассказывается о выполнения различных обязательств человека перед «силой, что ей помогает»: кормить кутьей на Святой вечер, никого не пускать к конюшне или в другое запертое помещение, где тот находится (чердак, подвал) и т.д. Колоритно описываются материальные воплощения «нечистой силы» в виде господина в черном фраке (а если присмотреться, видно копыта, рога и хвост), волка, черного кота или черного петуха, ворона и т. п. Кульминацией подобных рассказов является, как правило, смерть человека-хозяина черта, которая не может отойти в мир иной, пока не передаст его кому другому. Чтобы облегчить муки умирающего, открывают окна, двери или даже разбирают крышу дома. Может оповідатись судьба человека, что получила такое «наследство» от родственника.

В бувальщинах продолжаются начатые мифологическими легендами темы поиска сокровищ или обогащения сверхъестественным образом, Необычные случаи на кладбище, людей-упырей или других потусторонних существ. С развитием технического прогресса эта тематика не приходит в упадок, а наоборот дополняется новыми образами и мотивами.

Так наряду с описаниями необычных мест (полуразрушенных или недостроенных зданий, пустырей, пещер и т.д.) в сказаниях появляются необычные автомобили (которые могут ехать без горючего, но за это надо хорошо «кормить» их «хозяина» и ехать, куда он хочет»); рядом с земными существами потусторонний мир появляются космические (небесные при-шельці, НЛО - неопознанные летающие объекты и т. п.). Кроме рассказов о необычных событиях на земле, встречаются устные сказания о фантастические сверхъестественные ситуации во время космических полетов, пребывания астронавтов на луне, в открытом космическом пространстве. Источником значительной части этих баек есть информация, почерпнутая из средств массовой информации и трансформирована народным воображением. Жанр былей - явление очень сложное и многогранное, но мало исследовано. Как и легенды, они отличаются сложным отношением к действительности, исторические и общественно-бытовые факты здесь отступают на задний план. Но ни в коем случае их нельзя считать выдумкой без жизненной основания: неспособность людей объяснить некоторые факты или обстоятельства действительности не может компенсироваться их отрицанием. Паранормальные явления сегодня изучаются физиками, химиками, психологами. Сказания о них должны стать объектом исследования фольклористики.



Назад