Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

6.5.1. Критерии выбора способа выхода на внешние рынки


После выбора наиболее адекватного конкурентным преимуществам и потенциала предприятия зарубежного рынка логично встает вопрос об формы присутствия на этом рынке, а следовательно, и способ выхода на него. Проблема выбора способа выхода предприятия на зарубежный рынок возникает при выработке международной маркетинговой стратегии предприятия или при возникновении возможности (или необходимости) развития деятельности на каком зарубежном рынке. Первое решение является стратегическим, а второе - тактическим. В обоих случаях на окончательное решение о способе выхода на внешний рынок влияет совокупность внутренних и внешних (относительно предприятия) условий:
1. Условия рынка - открытый или закрытый, с передовой или отсталой торговой структурой, такой, что функционирует в условиях либерализованной или децентрализованной экономики.
2. Условия, связанные с товаром - фирменная продукция или товар среднего качества, с техническим обслуживанием или без него, легко или трудно экспортируется.
3. Условия, связанные с деятельностью предприятия - ограничены или расширенные цели, наличие опыта действий в условиях международного рынка или его отсутствие, хорошо развит или недостаточно развит ресурсный потенциал (финансы, кадровый состав, производственные мощности и т.п.).
Выбор способа выхода на внешние рынки зависит от цели предприятия, масштабов деятельности, характера товара и намерений контролировать продажу. Учитывается также потенциальный объем продаж, расходы и инвестиции на организацию движения товаров, наличие подготовленного персонала (продавцов) и другие условия. В общем виде выбор способа выхода на внешние рынки может осуществляться по следующим критериям:
- форма движения капитала;
- уровень расходов, связанных с выходом на зарубежный рынок;
- степень привлекательности инвестирования;
- контроль рынка;
- уровень риска;
- возможность выхода с рынка.
Основные способы выхода на внешние рынки такие:
1. Экспорт.
1.1. Косвенный экспорт.
1.2. Прямой экспорт.
2. Совместная предпринимательская деятельность.
2.1. Лицензирование.
2.2. Производство по контракту.
2.3. Управление по контракту.
2.4. Предприятия совместного владения.
3. Прямое инвестирование.



Назад