Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

8.1. Цены и ценовая политика на мировом рынке


Цены и ценовая политика - важнейшие элементы внешнеэкономической деятельности предприятия. Именно от уровня цен на товары зависят коммерческие результаты деятельности предприятия, а выбранная им ценовая политика оказывает длительный и решающее влияние на эффективность его работы на мировом рынке. Цена является решающим фактором в экспортной деятельности предприятия, поскольку она определяет ее экономическую целесообразность. Предприятие должно не только выработать, но и сбыть товар с выгодой для себя, возместить расходы и получить прибыль. Это возможно лишь при правильном выборе ценовой политики и стратегии ценообразования.
Формирование ценовых решений на внешних рынках связано со значительными трудностями, которые заключаются прежде всего в определении степени свободы при формировании собственной цены продажи товара (что имеет спектр от административной фиксации до полной свободы). В каждой стране существуют свои критерии оптимальной цены, на которую влияют расходы, покупательная способность, социальная ценность товара, соотношение "цена - качество", происхождения товара (имидж) и т.д.
Ценовая политика - это определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, стоящих перед предприятием в краткосрочном плане и в перспективе.
Глобальная цель деятельности любого предприятия - получение максимальной прибыли. Что же касается текущих целей, то таковыми могут быть: защиту своих позиций; преодоление конкурентов; завоевание новых рынков; выход на рынок с новым товаром; быстрое возмещение затрат; стабилизация доходов. В зависимости от задач, решаемых на определенном этапе, предприятие может стремиться к: сохранение установленного уровня цен; повышение уровня цен; снижение уровня цен; изменения уровня цены - постепенно или скачкообразно.
Задачи ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы установить на свой товар такую цену и изменять его в зависимости от ситуации на рынке так, чтобы овладеть определенным его сегментом, достичь желаемого объема прибыли, то есть решить задачи, связанные с реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, отреагировать на деятельность конкурентов и т.д. Политика ценообразования создает методологическую основу для выбора и обоснования ценовой стратегии и связывает в интегрированную систему отдельные решения относительно:
- методов установления цен на новые товары;
- соотношение цен предприятия с ценами конкурентов;
- взаимосвязи цен на товары в пределах номенклатуры производства;
- использование системы скидок и частоты изменений цены и т.д.
При разработке ценовой политики предприятие должно ответить на следующие вопросы:
1. Является ли цена средством конкурентной борьбы на конкретном рынке?
2. Какой должна быть ценовая политика?
3. Какую ценовую стратегию должно избрать предприятие?
4. Должна ли быть единственной базисная цена для всех стран, с которыми ведется торговля?
5. Осуществляет ли государство мерах по регулированию цены на определенный товар в странах-импортерах?
6. Существуют ли в этих странах общественные организации, которые контролируют уровень цен?
Определение уровня цены в ВЭД происходит на основе двух видов цен: публикуемые и расчетных.
Цены, публикуемые - это цены, которые публикуются в специальных источниках информации (цены аукционов, биржевые котировки, цены статистических справочников, цены заключенных контрактов, цены предложения крупных фирм). Цены, публикуемые отражают уровень мировых цен.
Мировые цены - это цены крупных экспортно-импортных операций, осуществляемых в основных центрах мировой торговли. При этом операции должны осуществляться на условиях наличного платежа в СКВ, а выбранные рынки - регулироваться общим (а не специальным) торгово-политическим режимом.
Мировые цены можно классифицировать по многим критериям:
- по состоянию рынка (продавца, покупателя);
- направлению товарного потока (экспортные, импортные);
- условиями расчетов (коммерческие, бартерные, клиринговых расчетов, трансфертные);
- полнотой учета расходов (нетто, валовые, конечного потребления);
- характером реализации (оптовые, розничные);
- степенью фиксации (твердые, подвижные, переменные, с последующей фиксацией);
- уровнем информационной открытости (открытые, расчетные).
Отражая уровень цены, который сложился, мировые цены вместе с тем характеризуются множественностью и зависят от места продажи, времени, взаимоотношений между продавцом и покупателем, условий контракта, характера рынка, источников ценовой информации и т.п.
Уровень цены на аналогичные товары различается также в зависимости от канала, по которому осуществляется внешняя торговля. Необходимо различать:
1) цены "свободной" торговли, которые составляются на основе контрактов, заключаемых между собой независимые предприятия;
2) цены, которые формируются при торговле между предприятиями, входящими в состав одной транснациональной корпорации (трансфертные). В этом случае доминирующими факторами при ценообразовании является интересы корпорации в целом. В связи с этим цены устанавливаются на минимальном (а иногда, наоборот, на максимальном) уровне;
3) цены, складывающиеся при закупке товаров в пределах кредитных линий. В мировой торговле предоставления кредита нередко сопровождается дополнительными обязательствами заемщика использовать кредит для закупки определенных товаров в стране-кредиторе. Как правило, уровень цен при этом существенно превосходит цены "свободной" торговли.
Расчетные цены применяются в контрактах на нестандартное оборудование, которое производится, как правило, по индивидуальным заказам. Такие цены рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий конкретного контракта. В некоторых случаях расчетная цена устанавливается окончательно лишь после выполнения заказа.



Назад