Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

11.1.1. Структура мирового рынка технологии


Мировой рынок технологии (СРТ) - это совокупность международных экономических отношений по поводу подоходного использования прав собственности на объекты: технологии продуктов,
процессов и управления. Объекты этого рынка могут иметь уречевлений или неуречевлений вид. К уречевлених принадлежит товарная продукция производственной сферы, которая перемещается между странами по каналам международной торговли.
Товары классифицируются по коэффициенту технологической емкости торговли, который отражает долю расходов на исследования и разработки в объеме затрат на производство товаров и торговлю ими. Так, високотехнологічномісткими считаются: аэрокосмическое оборудование, компьютеры, электроника, лекарства; середньотехнологічномісткими - автомобили, химикаты, разная промышленная продукция; низькотехнологічномісткими - строительные материалы, продукты питания, черные металлы, текстиль, одежда, обувь.
Объекты мирового рынка технологии в неуречевленому виде представлены результатами интеллектуальной, то есть непроизводственной деятельности, и являются нематериальными носителями технологий, продуктов, процессов и управления. Классифицировать их по внутренней целостностью можно лишь условно на внерыночные: информационные массивы печатной специальной периодики, справочников, учебников, научно-технических изданий; знания, опыт и навыки, приобретаемые в ходе исследований и передаются при обучении, стажировке, переподготовке кадров, а также на дискуссионных форумах, выставках, при обмене и миграции ученых и специалистов, при осуществлении программ международного технического содействия и т.д.; потенциально рыночные: патенты, "ноу-хау", научно-техническая документация, копирайт, управленческий консалтинг; рыночные: патентные и беспатентные лицензии, инжиниринг, копирайт, франчайзинг, наукоемкие услуги в сферах производства, обращения и управления, подготовка персонала и т.д.
На современном мировом рынке технологии функционируют субъекты всех структурных уровней международной экономики:
- на моно - и микроуровнях - университеты и научные учреждения, бизнес-центры, венчурные фирмы, инноваторы-индивидуалы, доля которых составляет до 2/3 мирового объема "чистых" новаций;
- на мезорівні - транснациональные и многонациональные корпорации, национальные компании и научно-технические комплексы (исследовательские, технологические парки и др.), которые являются ведущими патентувачами и обеспечивающих коммерческую и производственную реализацию до 2/3 мирового объема инноваций;
- на макроуровне - государства и национальные научно-технические системы, роль которых в эволюции этого рынка является определяющей;
- на мегарівні - межгосударственные образования и интеграционные деятельность предприятий на мировом рынке технологи
группировки, в пределах которых усилия концентрируются на отдельных ключевых направлениях НТР;
- на метарівні - международные организации, прежде всего системы ООН, среди многочисленных функций которых следует особо выделить техническое содействие развивающимся странам (некомер-ционная диффузия технологий).
География распространения достижений НТР является очень неравномерной и в основном зависит от научно-технических потенциалов стран. Так, 9/10 мирового объема патентов и лицензий, а также расходов на научно-исследовательские и проектно-экспериментальные разработки приходится на десять развитых стран: США, Японию, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Нидерланды, Швецию, Швейцарию. Хотя эти страны являются основными "поставщиками" технологий на СРТ, большинство из них остается нетто-импортерами, их платежи за приобретенные патенты и лицензии значительно превышают поступления за продажу собственных. Положительное сальдо лицензионной торговли должны в течение последних десятилетий только США, Великобритания и Швеция.
Характерным, как можно заметить из приведенных данных, является сверхвысокой степени монополизации мирового рынка технологии, намного выше, чем в других сегментах международной торговли. До 90% новых технологий направляются внутрішньокорпо-ративними каналами, соответствующая часть платежей поступает от иностранных филиалов к материнских компаний.



Назад