Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

11.1.2. Формы международного трансфера технологий


Міжкраїнний движение технологии имеет две основные формы: коммерческую (международная торговля товарами и услугами и трансфер неуречевлених технологий) и некоммерческую (научно-технические публикации, проведение выставок, ярмарок, симпозиумов, миграция специалистов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.).
В большинстве стран новая технология защищается одним или несколькими правовыми инструментами: патентами, лицензиями, ноу-хау, копирайтом, промышленным образцам, товарным знаком. Эти инструменты включают в себя понятия "интеллектуальная собственность", которое делится на две составляющие:
1. Промышленная собственность - патенты на изобретения и промышленные образцы, сертификаты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания. Все это охраняется Парижской конвенции 1883 г.
2. Авторское право распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения (лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, технические описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т. п.) и означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или любым другим способом использовать объекты и охраняемые этим правом. Авторские права охраняются национальными законами, а на международном уровне - Берн-ською конвенции 1886 г. и Всемирной конвенцией 1952 г. Рассмотрим более подробно отдельные инструменты.
Патент - это документ, который выдается компетентным государственным органом изобретателю, и удостоверяет его авторство И приоритет, а также дает ему монопольное право на использование нововведения в течение определенного времени (обычно 15-20 лет) на территории определенной страны.
Лицензия - разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.
Ноу-хау - это технический опыт и секреты производства, информация, которые имеют коммерческую ценность. Ноу-хау может быть представлено в виде программного обеспечения, приемов и навыков производства, схем, чертежей, описаний, рецептов и т.п. !
Копирайт (право на воспроизведение) - эксклюзивное право автора; произведения на показ и воспроизведение своей работы. Копирайт защищает от копирования главным образом произведения искусства и литературы - 1 книги, фильмы, радиопередачи, аудио -, видеопродукции и др. Однако часто копирайт распространяется и на знания в виде эскизов, макетов, рисунков, чертежей, используемых в производстве.
Промышленным образцом называется новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. С помощью промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.
Товарная марка (товарный знак) - символ определенной организации, которая используется для индивидуализации производителя товара и! который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца. Обычно это рисунок, графическое изображение, сочетание букв, имя основателя или владельца предприятия. В стране происхождения товарный знак может викодіяльність предприятий на мировом рынке технологи
ристовуватися, если его принадлежность никем не обжаловано в течение установленного законодательством срока. В случае экспорта товара товарная марка обычно регистрируется в странах экспорта.
Международная передача технологии осуществляется в таких формах:
1. Патентное соглашение - международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает своим правом на использование изобретения покупателю патента. Обычно малые вузькоспеціалізо-вани фирмы, которые не в состоянии сами внедрить изобретение в производство, продают патенты крупным корпорациям.
2. Лицензионное соглашение - международная торговая сделка, по которой владелец изобретения или технических знаний дает другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию.
3. "Ноу-хау" - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-прода-жу в этом случае обычно является незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность.
4. Инжиниринг - предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Они включают широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществление консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания.
5. Франчайзинг - продажа права на ведение бизнеса под именем или торговой маркой франчайзера.
6. Договоры по поводу копирайта - уступка исключительного права автора на интеллектуальную собственность, в частности печатную продукцию.
7. Предоставление наукоемких услуг в сферах производства, обращения и управления, включая инжиниринг, консалтинг, інформінг, менеджмент, подготовку персонала и т.д.



Назад