Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

12.3. Инкассовая форма платежа


Расчеты в форме инкассо, так же как и в форме аккредитива, получили широкое распространение в международной практике. Инкассо используется как при расчетах на условиях платежей наличными, так и в расчетах на условиях коммерческого кредита. Инкассовая форма расчетов является одной из старейших форм банковских операций. Она регулируется специальным документом - "Унифицированными правилами по инкассо", разработанными Международной торговой палатой. Сегодня действует редакция Правил 1995 г. (публикация МТП № 522), которая определяет виды инкассо, порядок предоставления документов для платежа и осуществления платежа (акцепта), сообщение о осуществления платежа (акцепта) или неплатежа и другие вопросы.
В соответствии с Унифицированными правилами, инкассо означает операции, осуществляемые банками на основе полученных инструкций с документами с целью:
- получение акцепта и платежа;
- предоставление документов против акцепта или платежа;
- предоставление документов на других условиях.
Инкассовая форма платежа предусматривает передачу экспортером поручение своему банку получить от импортера определенной суммы платежа против предъявления ему соответствующих товарных документов и может осуществляться по принципу "платеж против документов" или "акцепт против документов". Ответственность банков при осуществлении инкассовых операций ограничивается, в основном, пересылкой и предоставлением документов против платежа или акцепта, но без собственного обязательства выполнить платеж, если покупатель не выполнит своих обязанностей по инкассо. Документы, по которым осуществляются операции по инкассо, распределяются на две группы:
- финансовые документы (переводные векселя простые векселя, чеки, платежные расписки, другие документы, используемые для получения платежей наличными);
- коммерческие документы (счета, документы на отгрузку, спецификации, сертификаты).
В связи с этим определяют два вида: чистое инкассо и документарное. Чистое инкассо - инкассо, в котором задействованы только "финансовые документы". К ним относятся: тратта (переводной вексель), простой вексель или чек. Самым распространенным документом является тратта. Согласно чистым инкассо коммерческие (транспортные) документы, которые относятся к тратты, могут быть переданы и отправлены непосредственно импортеру, минуя банк. Когда коносамент или транспортный документ передается непосредственно импортеру, импортер становится владельцем товарораспорядительных документов. Эти транспортные документы называют "непосредственно передаются". В таком случае импортер становится владельцем товаров до оплаты или акцепта тратты путем оплаты транспортной компании фрахта (если фрахт платит покупатель) и соответствующих расходов. Таким образом, роль банка экспортера (банка-ремитента) заключается лишь в пересылке тратты инкассирующему банку для оплаты или акцепта.
Документарное инкассо предусматривает направление вместе с финансовыми коммерческих (транспортных) документов, виды и количество экземпляров которых должны определяться требованиями страны-импортера. К таким документам могут относиться:
- срочная тратта или тратта на предъявителя;
- коносамент или другой транспортный документ;
- коммерческие счета-фактуры или инвойс;
- свидетельство о происхождении товара;
- страховые полисы или сертификаты и т.д.
В соответствии с документарным инкассо, банк экспортера (банк-реми-тент) направляет документы и свои инструкции с указаниями относительно взыскания инкассо в банк в стране импортера (инкассирующего банка). Эти инструкции определяют сроки и условия выдачи документов импортеру. Импортер получает документы только после выполнения соответствующих условий. По сравнению с чистым инкассо использования документарного инкассо менее рисковое для экспортера, потому что пересылка товарораспорядительных документов защищено.
Если оплата осуществляется в форме документарного инкассо, то, как правило, в этом принимают участие четыре стороны. Трассант (экспортер) - клиент, который поручает инкассо по своей тратте и коммерческими документами банка в своей стране. Трасанте также называют принципалом, то есть получателем средств. Банк-ремитент - банк, выбранный экспортером для пересылки документов в страны импортера с целью осуществления инкассо через инкассирующий банк. Инкассирующий банк (в отличие от банка-ремитента) - любой банк, который занимается обработкой инкассо. Он предоставляет импортеру тратту и коммерческие документы против получения платежа или акцепта. В основном инкассирующий банк определяется экспортером на приоритетной основе соглашения с импортером и является банком импортера. Как альтернативу банк-ремитент выбирает свое отделение, филиал или корреспондента в городе (стране) импортера. Трассат (импортер) - сторона, которой предоставляют документы в соответствии с инструкцией. Банк-ремитент готовит инструкции на основании поручений, полученных от экспортера, которые описывают сроки и условия, при которых инкассирующий банк должен выдать документы импортеру. Основаны они на предварительной договоренности между импортером и экспортером. Инкассовая форма расчетов проходит следующие этапы:
1. Отгрузив товар, экспортер передает своему банку инкассовое поручение и товарные документы.
2. Банк экспортера, который принял инкассовое поручение, направляет его вместе с товарными документами банка-корреспондентом-денту в стране импортера.
3. Банк-корреспондент в стране импортера предъявляет товарные документы импортеру и выдает ему их против указанной в инкассовом поручении суммы платежа.
4. Полученная от импортера сумма платежа переводится банком импортера на счет банка экспортера, а тот отнес ее на счет экспортера.
Реализация этой формы расчетов начинается с согласования условий инкассо между экспортером и импортером и определение их в соглашении о покупке-продаже. В предложения продавца и в договоре о покупке-продаже устанавливают условия платежа "документы против платежа наличными" или "документы против акцепта".
Вручить документы против платежа инкассирующий банк может плательщику только против немедленной оплаты. "Немедленно" согласно международным обычаем означает "самое позднее - при поступлении товара". Если продавец не хочет долго ждать денег, он в инкассовом поручении должен требовать платежа "после первого представления документов". В этом случае договор о покупке-продаже и счет должны содержать положения, в соответствии с которым документы нужно предъявлять плательщику немедленно после их поступления в инкассирующий банк.
Вручить документы против акцепта инкассирующий банк может плательщику против акцепта тратты, которая подлежит оплате, как правило, в течение 30-180 дней после предъявления или тратты, которая подлежит оплате в определенный срок. Акцепта векселя на предъявителя можно сравнить с оплатой наличными против квитанции. Так, трассат до осуществления платежа уже вступает в право владения товаром; он может продать его срочно, получив таким образом необходимые средства для оплаты векселя. Итак, акцепт определяет для него срок платежа и дает возможность избежать краткосрочного финансирования складских запасов.
Для продавца после выдачи товара обеспечением может быть только акцепт трассата. Поэтому до наступления срока платежа по векселю он может требовать, чтобы акцепт был дополнен авалем инкассирующего или иного первоклассного банка. Авалем есть гарантия по векселю, которая предоставляется надписью на лицевой стороне или четкой пометкой о аваль на оборотной стороне векселя или на добавочном листе. Вместе с подписью должно быть указано, что поручительство предоставлено по трассата. Поручитель (авалист) из векселя несет солидарную ответственность вместе с трассатом, то есть он может отвечать по векселю, если трассат до наступления срока оплаты векселя не выполнит своих платежных обязательств.
После заключения указанного соглашения продавец отгружает заказанный товар непосредственно на адрес покупателя. Одновременно он готовит все необходимые документы (счет-фактура, коносамент, страховой сертификат, свидетельство о происхождении товара и т.п.) и направляет их вместе с инкассовым поручением своему банку (банку-ремітенту). При составлении инкассового поручения продавец должен:
- четко указать полный и точный адрес плательщика;
- указать способ вручения документов покупателю;
- проверить наличие всех документов, требуемых покупателем или обусловленные договором о купле-продаже, и правильность их заполнения;
- учесть нормативы страны-импортера при выставлении документов;
- проверить единообразие обозначения названий и номеров портов во всех документах и соответствие их маркировкой на упаковке;
- проверить, подписаны все документы, или поставлены передаточные надписи (если это необходимо) на обратной стороне коносамента, страхового документа и векселя;
- указать точный адрес инкассирующего банка;
- отметить представителя в стране импортера, который в случае неплатежа позаботится о товаре (адрес третьего лица);
- отметить указание банка об заявления протеста в случае неуплаты или неакцепта.
Банк-ремитент передает документы с необходимыми инструкциями банка в стране плательщика. В основном последний представляет документы непосредственно плательщику. При определенных обстоятельствах он поручает представить документы другом банке. Инкассирующий банк, который представляет документы плательщику, называют "времени представляющим банком". Этот банк информирует плательщика о поступлении к нему документов. В сообщении представляющего банка или в авизо плательщик находит необходимые данные о отгруженный ему товар. Авизо позволяет ему сделать вывод о возможности на основе документов, которые имеет банк, получить товар и уплатить пошлину. При желании плательщик может проверить документы в представляющему банка. Но банк без специального разрешения доверителя не может позволить обзор товара, который прибыл по месту назначения. Представляющий банк переводит выручку банка-ремітенту, как только в его распоряжение поступает необходимая сумма валюты.
При инкассо "документы против акцепта" акцептованный вексель после получения документов трассатом (в зависимости от инструкций доверителя) остается в инкассирующему банку или возвращается банку-ремітенту. Последний передает вексель своему доверителю, который дает его или может получить причитающуюся сумму при наступлении срока платежа. При среднем сроке действия векселя при определенных обстоятельствах возможны форфетування или перефинансирование.
Как компенсацию за услуги при осуществлении документарного инкассо представляет и инкассирующий банк насчитывают комиссионные и накладные расходы. В основном речь идет о комиссионные за вручение документов против акцепта или платежа, оплату акцепта. В зависимости от способа осуществления инкассо могут начисляться дополнительные накладные расходы и комиссии за пролонгацию векселей, за дополнительные сообщения о документах, за возвращение документов, объявления протеста, а также почтовые сборы и другие фактические расходы.
Инкассовая форма расчетов выгодна экспортеру тем, что банки защищают его право на товар до момента оплаты документов или акцепта тратт (если экспортер не дал инструкций о выдаче документов без оплаты). Право на товар импортеру предоставляют товаророзпорядницькі документы, которые он получает в свое распоряжение после их оплаты (акцепта тратт), если экспортер не дал инструкций о выдаче документов без оплаты.
Основным же недостатком инкассовой формы расчетов является продолжительность движения документов через банки и, соответственно, периода их оплаты (акцепта), который может длиться от нескольких недель до месяца. Кроме того, импортер имеет право отказаться от оплаты предоставленных документов. В связи с этим в расчетах по инкассо могут использоваться различные средства ускорения и дополнительного обеспечения платежей. В расчетах по коммерческим кредитом инкассо документов и векселей сопровождается предоставлением согласно поручению импортера банковской платежной гарантии в пользу экспортера, которая обеспечивает платеж в случаях неуплаты импортером документов (векселей) в установленный срок. Банковские гарантии могут предоставляться и для обеспечения акцепта тратт, направленных на инкассо.



Назад