Электронная онлайн библиотека

 
 
За науч. ред. Л.М. Карамушки

Технологии работы организационных психологов

Учебное пособие / К.: Фирма «ИНКОС», 2005. - 366 c.

В учебном пособии освещаются актуальные проблемы практической организационной психологи.

В первой части, которая состоит из семи разделов, раскрывается сущность организации и роль организационных психологов в психологическом обеспечении ее деятельности. Детально анализируются такие проблемы: структура организации и ее основные функции; предмет и задачи организационной психологии (психологии организаций); модели психологической службы для решения психологических проблем в организациях; основные виды деятельности организационных психологов; содержание и особенности технологического подхода в работе организационных психологов; особенности использования активного социально-психологического обучения и психолого-организационного консультирования в процессе реализации технологического подхода.

Во второй части пособия, которая содержит девять разделов, приведены основные технологии работы организационных психологов, которые могут быть использованы для решения актуальных проблем, возникающих в работе менеджеров и персонала организаций: формирование конкурентоспособной команды; развитие профессионально-управленческого самоопределение менеджеров; принятие менеджерами эффективных управленческих решений; формирование профессиональной этики менеджеров; профилактики и преодоления коммуникативных барьеров; предотвращения и решения организационных конфликтов; формирование благоприятного социально-психологического климата, профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания»; психологического обеспечения эффективности предпринимательской деятельности. Каждая из технологий состоит из трех компонентов - информационно-смысловой, диагностического и корекційно-развивающего, что дает возможность обеспечить системное и оперативное решение организационными психологами психологических проблем в организации.

Учебное пособие является первым изданием с практической организационной психологии в Украине и рассчитан для подготовки психологов и менеджеров организаций в высших учебных заведениях и институтах последипломного образования.

Учебное пособие также может быть полезным для психологов и менеджеров, желающих повысить эффективность деятельности своих организаций, учитывая психологические закономерности их функционирования и развития.

ВСТУПЛЕНИЕ13 
Часть 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ В ОРГАНИЗАЦИИ (ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГОВ)18 
Глава 1. ПОНЯТИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ19 
1.1. Сущность организаций, их социально-экономические и социально-психологические функции19 
1.2. Роль менеджеров в обеспечении эффективного управления организациями20 
1.3. Персонал как основа эффективной деятельности организаций22 
1.4. Основные подходы и принципы анализа деятельности организаций в современных условиях23 
Глава 2. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ 28 
2.1. О необходимости перехода от психологии управления в организационной психологии28 
2.2. Предмет и основные задачи организационной психологии30 
2.3. Особенности академической и практической организационной психологии33 
2.4. Психологическая помощь как главная цель практической организационной психологии34 
Глава 3. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ38 
3.1. Понятие о модель психологической службы38 
3.2. «Общественная», «организационная», «групповая» и «личностная» модели психологической службы39 
3.3. «Экстремальная» и «стабильная» модели психологической службы40 
3.4. «Прямая» и «опосредованное» модели психологической службы42 
Глава 4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГОВ45 
4.1. Просветительская деятельность организационных психологов45 
4.2. Роль диагностической и экспертной деятельности организационных психологов47 
4.3. Прогнозирование и профилактика как виды деятельности организационных психологов49 
4.4. Особенности психокоррекционной, психоконсультативної и психотерапевтической деятельности организационных психологов51 
Глава 5. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГОВ54 
5.1. Понятие о технологический подход в работе организационных психологов и сущность технологий54 
5.2. Особенности гуманитарных и психологических технологий55 
5.3. Психолого-организационные технологии как разновидность психологических технологий56 
Глава 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГОВ 60 
6.1. Понятие о интерактивные техники и их роль в реализации технологического подхода в работе организационных психологов60 
6.2. Роль организационно-направляющих интерактивных техник в формировании психологической культуры менеджеров и персонала организаций62 
6.3. Использование содержательно-смысловых интерактивных методов психологической подготовки менеджеров и персонала организаций65 
6.4. Применение ролевых игр и тренингов для психологической подготовки менеджеров и персонала организаций66 
Глава 7. РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГОВ72 
7.1. Понятие о психолого-организационное консультирование и его роль в реализации технологического подхода в работе организационных психологов72 
7.2. Мотивационный компонент модели психолого-организационного консультирования76 
7.3. Когнітивно-смысловой и операционный компоненты модели психолого-организационного консультирования77 
7.4. Личностный и организационный компоненты модели психолого-организационного консультирования80 
Часть 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГОВ С МЕНЕДЖЕРАМИ И ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ84 
Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ КОМАНДЫ85 
1.1. Психологический анализ содержания и существенных характеристик конкурентоспособной команды (информационно-смысловой компонент технологии)85 
1.2. Комплекс диагностических методик для изучения особенностей деятельности конкурентоспособной команды (диагностический компонент технологии)92 
1.3. Система тренинговых занятий для формирования конкурентоспособной команды (корекційно-развивающий компонент технологии)103 
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ 111 
2.1. Понятие о профессионально-управленческое самоопределение менеджеров, его структуру и динамику (информационно-смысловой компонент технологии)111 
2.2. Общие принципы и методики изучения особенностей профессионально-управленческого самоопределение менеджеров (диагностический компонент технологии)119 
2.3. Тренинговая и консультативная программа развития профессионально-управленческого самоопределение менеджеров (корекційно-развивающий компонент технологии)127 
2.3.1. Содержание и структура Тренинга «профессионально-управленческого самоопределение»128 
2.3.2. Психолого-организационное консультирование по проблеме профессионально-управленческого самоопределение130 
Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ МЕНЕДЖЕРАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ137 
3.1. Понятие о управленческое решение и факторы, влияющие на его принятие в организации (информационно-смысловой компонент технологии)137 
3.2. Методы диагностики особенностей принятия управленческих решений в организации (диагностический компонент технологии)144 
3.3. Деловые и учебно-ролевые игры для подготовки менеджеров к эффективного принятия управленческих решений (корекційно-развивающий компонент технологии)155 
Глава 4. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ МЕНЕДЖЕРОВ170 
4.1. Содержание и структура профессиональной этики менеджеров (информационно-смысловой компонент технологии)170 
4.2. Методы исследования особенностей профессиональной этики менеджеров (диагностический компонент технологии)178 
4.3. Система тренинговых занятий для формирования профессиональной этики менеджеров (корекційно-развивающий компонент технологии)184 
Глава 5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ192 
5.1. Понятие о коммуникативные барьеры в организации, их виды и причины возникновения (информационно-смысловой компонент технологи)192 
5.2. Система диагностических методик для изучения коммуникативных барьеров в организации (диагностический компонент технологии)198 
5.3. Тренинговая программа для профилактики и преодоления коммуникативных барьеров в организации (корекційно-развивающий компонент технологии)214 
Глава 6. ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ223 
6.1. Организационные конфликты: основные виды, причины возникновения и пути преодоления (информационно смысловой компонент технологии)223 
6.2. Система диагностических методик для изучения особенностей организационных конфликтов (диагностический компонент технологии)235 
6.3. Модель психолого-организационного консультирования по проблеме разрешения конфликтов в организации (корекційно-развивающий компонент технологи)247 
Глава 7. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ253 
7.1. Содержание, структура и виды социально-психологического климата в организации (информационно-смысловой компонент технологии)253 
7.2. Методики для диагностики социально-психологического климата в организации (диагностический компонент технологии)257 
7.3. Тренинговая программа формирования благоприятного социально-психологического климата в организации (корекційно-развивающий компонент технологии)269 
Глава 8. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ОРГАНИЗАЦИЯХ274 
8.1. Понятие об содержание, структуру и основные проявления синдрома «профессионального выгорания» у менеджеров и персонала организаций (информационно-смысловой компонент технологии)274 
8.2. Методики для диагностики синдрома «профессионального выгорания» в организациях (диагностический компонент технологии)281 
8.3. Индивидуальная и групповая программы для профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» в организациях (корекційно-развивающий компонент технологии)298 
Глава 9. ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ308 
9.1. Психологические особенности предпринимательской деятельности (информационно-смысловой компонент технологии)308 
9.2. Система диагностических методик для изучения психологических особенностей предпринимательской деятельности (диагностический компонент технологии)315 
9.3. Комплекс активных методов и форм психологической подготовки предпринимателей в повышении эффективности предпринимательской деятельности (корекційно-развивающий компонент технологии)335 
УКРАИНСКО-АНГЛИЙСКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ (УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ) UKRAINIAN-ENGLISH GLOSSARY OF KEY TERMS IN ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY (FOUND IN THE MANUAL)338 

Назад