Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

13.3. Банковское кредитование ВЭД


Обычно финансирование внешнеторговых операций прямо или косвенно осуществляется коммерческими банками, а экспортер или импортер) выступает инициатором и является лицом, которое отвечает за своевременное погашение кредита и связанных с этим расходов. Наиболее распространенными формами банковского кредитования ВЭД является факторинг и форфейтинг.
Факторинг - это комиссионно-посредническая деятельность, связанная с поступлением банку клиентом-поставщиком не оплаченных платежей-требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы, услуги и, соответственно, права получения платежа по ним, то есть с инкассированием дебиторской задолженности клиента (получением средств по платежным документам). Цель факторинга - устранение риска, что является неотъемлемой частью любой кредитной операции. Факторинг впервые возник в США в конце XIX ст., затем он получил распространение в промышленно развитых странах Западной Европы. Особенно широко факторинг начал применяться в практике коммерческих банков в последние десятилетия.
Банк становится владельцем неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неуплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется. Согласно договору банк обязуется уплатить сумму переданных ему платежных требований независимо от того, оплатили свои долги контрагенты-поставщики. В этом и заключается различие между факторингом и банковской гарантией. При банковском гарантировании банк обязуется в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся сумм осуществить платеж за свой счет. Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассация денежных средств (или получение их на определенную в факторинговом договоре дату) независимо от платежеспособности плательщика. Стоимость факторинга выше на 5-20% за обычную банковскую ссуду или банковскую гарантию, поскольку включает в себя не только оплату кредита, но и цену других услуг. Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства.
Факторинговые компании, которые обычно являются структурными подразделениями коммерческих банков, кроме собственно факторинга, предоставляют еще ряд сервисных услуг, таких как ведение бухгалтерского учета для предприятий-клиентов, аудит, подготовка статистических отчетов и т.п. Следует также учитывать, что факторинговом обслуживанию не подлежат:
- предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
- предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
- строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
- предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, либо практикуют компенсационные (бартерные) соглашения;
- предприятия, которые заключают со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляют счет после завершения соответствующих этапов работ или до осуществления поставки (авансовые платежи);
- частные лица.
Факторинг предполагает постоянные отношения между банком и поставщиком, поскольку требует надзора и контроля за финансовым положением поставщика, а также платежеспособностью покупателей. Как правило, в факторинговых операциях принимают участие четыре стороны:
- экспорт-фактор, то есть факторинговая компания (или факторинговый отдел банка), что покупает счета-фактуры в экспортеров;
- импорт-фактор, то есть факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) в стране импортера;
- клиент (поставщик товара, кредитор) - промышленное или торговое предприятие, которое заключило соглашение с факторинговой компанией;
- покупатель - импортер товара.
В международной торговле применяются четыре модели факторинга: двофакторний; прямой импортный; прямой экспортный; "бэк-ту-бэк" (back-to-back).
Двофакторна модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и эк-спорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - уменьшить риски кредитования предприятия-импортера, передав часть работ импорт-фактора, уменьшив накладные расходы в административной сфере.
Вторая модель международного факторинга - прямой импортный факторинг. Его главная цель - обеспечение платежей через импорт-фактора, то есть факторинговую компанию в стране импортера. Прямой импортный факторинг имеет смысл лишь в том случае, когда экспорт осуществляется в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одной сделки с факторинговой компанией своей страны будет удобнее, чем значительное количество прямых сделок с факторинговыми компаниями других государств.
В случае прямого импортного факторинга факторинговая компания страны-импортера заключает соглашение с экспортером о переступлення ей долговых требований по этой стране, осуществляя страхование кредитного риска, учет и инкассирование требований, которые являются для нее внутренними.
Третья модель международных факторинговых операций - прямой экспортный факторинг, при котором факторинговая компания в стране импортера не задействована. Недостатком этой модели является трудности в оценке кредитоспособности предприятий-импортеров, которые находятся в другой стране. Поэтому для оценки риска или для перестрахования экспорт-фактор может подключить общество по страхованию кредитов в стране импортера или подстраховать себя гарантиями соответствующей государственной организации. При использовании этого варианта факторинга можно получить выгодные условия финансирования экспортных поставок при покрытии со стороны государственной страховой компании.
Последний тип международного факторинга - "бэк-ту-бэк". В трех рассмотренных выше моделях международных факторинговых операций финансирования требований концернов не предвидится. Эту функцию выполняет факторинг "бэк-ту-бэк". Реализация соглашения по этой технологии похожа на комбинацию двухфакторной схемы и обычного внутреннего факторинга.
Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа. Получив заявку от предприятия, факторинговая компания изучает экономическое и финансовое положение потенциального клиента, характер его деловых связей. Если предприятие стало клиентом факторинговой компании, то клиент направляет последний все счета-фактуры, выставленные на покупателей. За каждым документом клиент должен получить согласие на оплату (по аналогии с акцептом платежных требований). Факторинговая компания изучает все счета-фактуры, определяя при этом платежеспособность покупателей.
Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, потому что досрочное предоставления денежных средств клиенту равноценное выдачи ему кредита. Важнейшей услугой здесь есть гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и международных операций: факторинговая компания обязана уплатить клиенту все акцептованы счета-фактуры, даже в случае неплатежеспособности должников. При этом банк определяет максимальную сумму по операциям факторинга, в пределах которой поставки товара или оказания услуг может проводиться без риска неполучения платежа.
Основой факторинговых операций является договор факторинга, который фиксирует условия осуществления таких операций: реквизиты платежных требований, доли сумм платежа от суммы по операциям факторинга, размер компенсационной вознаграждения, условия разрыва факторингового договора и другие условия по договоренности сторон. Также в нем определяется ответственность каждой из сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств. При этом обе стороны ответственны друг перед другом. Если факторинговый отдел не может выполнить принятые обязательства, то имущественную ответственность несет банк, при котором он создан. Но сам отдел не несет ответственности за невыполнение договорных обязательств по поставкам.
Различают два вида факторинга - конвенционный (широкий) и конфиденциальный (ограниченный). Исторически первым возник конвенционный факторинг. В современных условиях это универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающей бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитования, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Такая система дает возможность предприятию-клиенту сокращать издержки производства и реализации продукции.
Такое факторинговое обслуживание обычно осуществляется с "дисконтуванням фактур". Это означает, что банк покупает у своего клиента право на получение денег от покупателей, при этом сразу же зачисляет на его счет около 80% стоимости отгруженного товара, а остальную часть суммы - в оговоренный срок независимо от поступления денег от дебитора. По сути это кредит под отгруженные товары, за которые клиент платит определенный процент.
В последние годы широкое распространение получил конфиденциальный факторинг, что ограничивается выполнением только некоторых операций: уступка права на получение денег, оплата долгов и т.д. Он является формой предоставления поставщику - клиенту факторинга - кредита под отгруженные товары, а покупателю - клиенту факторинга - платежного кредита. За проведение факторинговых операций клиенты вносят предусмотренную в договоре на обслуживание плату, что по своему экономическому содержанию являются процентом за кредит.
Различают открытый и закрытый факторинг. При открытом факторинге покупателя сообщают о том, что в сделке участвует фактор (посредник). В случае же закрытого факторинга покупателю не сообщают о наличии факторингового договора.
В мировой практике стоимость факторинговых услуг состоит из двух элементов: платы за обслуживание (комиссии) и платы за предоставленные в кредит средства. Плата за обслуживание взимается за освобождение от необходимости вести учет, за страхование от появления сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы счетов-фактур. Размер этой платы может варьировать в зависимости от масштабов производственной деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки факторинговым отделом степени риска неплатежа и сложности взыскания средств с покупателей и составляет в среднем 0,5-3% от стоимости счетов-фактур. Размер платы за обслуживание может определяться не только в процентах от суммы платежных требований, но и путем установления фиксированной суммы. В конце каждого месяца банк подсчитывает принадлежащие ему комиссионные проценты, а также выявляет остаток неінкасо-мых фактур, на который выписывается счет, который передается клиенту.
Плата за предоставленные в кредит средства. Если проводится предварительная оплата, то размер ее рассчитывается за период между выкупом платежного требования и датой инкассация. Плата за кредит в большинстве стран обычно на несколько процентных пунктов превышает ставки, применяемые банками при краткосрочном кредитовании предприятий. Это связано с необходимостью компенсации дополнительных расходов и риска факторингового отдела банка.
Существует ряд причин, по которым факторинговом отдела невыгодно предварительно оплачивать полную стоимость долговых обязательств. Прежде всего возможные спорные моменты и ошибки в счетах. Если поставщик прекращает свою деятельность или по любым причинам нарушает условия факторингового договора, то факторинговый отдел не имеет другого страхового покрытия предварительно уплаченных сумм, кроме самих платежных требований. Таким образом, разница в 10-20% от стоимости счетов-фактур нужна для того, чтобы при необходимости можно было компенсировать предварительно оплаченные суммы. Это вполне соответствует факторинговій практике стран с развитой рыночной экономикой.
Итак, факторинг - это особенно выгодно для предприятий мелкого и среднего бизнеса форма финансирования, что позволяет экспортерам сконцентрироваться на производственных проблемах. Она ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженности и снижает расходы на ведение счетов. Факторинг дает гарантию платежа и освобождает поставщика от необходимости принимать дополнительные и очень дорогие кредиты в банке. Все это благоприятно влияет на финансовое положение предприятий.
Операции, подобной факторинга, форфейтинг - одна из форм краткосрочного и среднесрочного кредитования внешнеторговых сделок в форме приобретения банком платежных обязательств, представленных в форме векселей, без права обратного требования к продавцу. В отличие от факторинга форфейтинг исключает регресс к экспортеру. Основными участниками такого соглашения является продавец (экспортер, который принимает векселя в оплату стоимости поставленных товаров и освобождается от всех рисков, связанных с получением платежа по векселям), а также покупатель (импортер), форфейтер (покупатель векселя или тот, кто осуществляет плату по векселю при кредитовании в форме форфейтинга) и гарант.
При форфейтуванні продавец требования, например, перевод-ного векселя, защищает себя от любого регресса (регресс - обратное требование возмещения уплаченной суммы) включением в индоссамента слов "без оборота". Продавцом векселя, что фор-фейтується, обычно экспортер; он акцептует его как платеж за товары или услуги и стремится передать все риски и ответственность за инкассирование форфейтера (то есть банк, который учитывает векселя) в обмен на немедленную оплату наличными. Форфейтер, приобретя платежные обязательства, отказывается от своего права выдвигать обратные требования к любого из предыдущих владельцев обязательства.
Предметом соглашения форфейтування является дебиторская задолженность покупателей товаров, как правило, в форме переводных и простых векселей. Использование векселей в качестве форфетованих платежных обязательств обусловлено их широким применением в кредитовании торговых операций, простотой оформления, уніфікованістю и стандартизованостью вексельного обращения в большинстве стран мира. Счета дебиторов и рассрочки платежей, которые используются при аккредитивной форме расчетов, также могут быть предметом соглашения форфейтування, но эти документы применяются значительно реже.
Если импортер не является первоклассным заемщиком, который пользуется несомненным репутацией, будь-яка задолженность, что форфейтується, обязательно должна гарантироваться в форме аваля или безусловной безотзывной банковской гарантии, приемлемой для форфейтера. Выполнение этого условия является особенно важным, если рассматривать соглашение как необратимую, потому что в случае неплатежа со стороны должника форфейтер может положиться только на эту форму банковской гарантии как на свою единственную гарантию.
Форфейтування обычно является среднесрочной договору на срок от шести месяцев до 5-6 лет. Однако каждый форфейтер устанавливает свои временные границы, исходя, главным образом, из рыночных условий для определенного соглашения.
При форфейтуванні покупка векселей осуществляется с отчислением (дисконтом) процентов авансом за весь срок кредита. Экспортер, таким образом, фактически превращает свою кредитную операцию с торговой сделки на операции с наличными. В этом случае он отвечает единовременно только за удовлетворительное изготовление и поставку товаров, а также за правильное оформление документов по обязательствам. Это последнее обстоятельство вместе с наличием фиксированной процентной ставки, взимаемой за всю операцию в самом ее начале, делает форфейтування вполне приемлемой услугой для экспортера и сравнительно недорогой альтернативой другим современным формам коммерческого рефинансирования (погашения задолженности за счет новых кредитов).
Процесс оформления сделки форфейтування имеет несколько этапов. На первом из них экспортер обращается к форфейтера, потому что не имеет возможности предоставить импортеру отсрочки платежа. Форфейтер собирает и анализирует информацию об участниках соглашения, изучает финансовое состояние импортера. На втором этапе экспортер имеет короткий промежуток от времени получения предложения фор-фейтера о предоставлении кредита до принятия окончательного решения о заключении договора. После его подписания участники соглашения должны выполнить взаимные обязательства: форфейтер - приобрести векселя с фиксированной процентной ставкой, а экспортер - предоставить такие векселя.
Таким образом, в результате этой сделки складывается такая ситуация:
1. Форфейтер теряет право регресса к экспортера и получает вложенные средства в меру погашение покупателем простых и переводных векселей.
2. Покупатель получает кредит сроком до 5 лет.
3. Экспортер сразу получает средства от учета простых и переводных векселей.
Поскольку договор о форфейтування подписывается задолго до фактической отгрузки товара, между заключением договора на покупку векселей и фактическим осуществлением соглашения может пройти достаточно длительный период. Экспортер платит форфей-теру в этот период комиссионные по обязательствам, которые составляют определенный процент от суммы сделки (от 0,075 до 0,125% ежемесячно). Комиссионные ежемесячно выплачиваются авансом. Это вызвано тем, что форфейтер обязан в этот период в любой момент выполнить свои обязательства и невозможностью использовать средства на другие инвестирования. Кроме того, форфейтер несет валютный и процентный риски, поскольку должен привлекать средства из денежного и валютного рынка для фактического учета векселей.
Форфейтування с точки зрения риска кредита предусматривает для экспортера и преимущества, и недостатки. К преимуществам относятся:
- освобождение экспортера от долгов, которые должны быть уплачены иностранным покупателем;
- улучшение состояния ликвидности экспортера, поскольку он немедленно получает наличные;
- рост шансов экспортера получить банковскую ссуду, поскольку форфейтинг не влияет на другой кредит, который предоставляется банком;
- уменьшение возможности потерь, связанных с частичным государственным или частным страхованием, и возможных осложнений с ликвидностью, неизбежных в период предъявления застрахованных ранее требований;
- отсутствие рисков, связанных с колебаниями процентных ставок;
- отсутствие рисков, связанных с курсовыми колебаниями валют и изменением финансового положения должника;
- отсутствие рисков и расходов, связанных с деятельностью кредитных органов и взысканием денег по векселям и другим платежным документам.
Основным недостатком форфейтинга является его стоимость - это достаточно дорогой вид банковских услуг, что объясняется рискованностью этой операции для форфейтера. Но, используя форфейтування, предприятие-экспортер руководствуется стратегическими соображениями, согласно которым форфейтування может оказаться очень выгодным для него.



Назад