Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

14.1. Транспортные услуги в системе внешнеэкономических отношений


Внешнеэкономическая деятельность в целом и внешнеторговая в частности тесно связаны с транспортными операциями. Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки и тем самым не только обусловливают практическую реализацию договора купли-продажи, но и заметно влияют на контрактную цену товара. Усилия предприятия даже при высокого качества экспортной продукции могут быть сведены на нет неудовлетворительной организацией транспортного обслуживания и ошибками при выборе базисных условий поставки товаров, транспортных условий в договорах купли-продажи.
Осуществляя ВЭД, участники транспортного процесса вступают в сложные отношения, механизм которых формируется под влиянием политических и экономических факторов, коммерческих и правовых международных и национальных норм, актов, обычаев. В этих условиях владельцу груза все сложнее ориентироваться в транспортной ситуации, что зависит от состояния международных рынков и позиций клиентуры, транспортной политики отдельных стран и международных союзов. Все острее ощущается потребность в профессиональных знаниях, в том числе и знаниях законодательства различных стран, международных соглашений (конвенций), обычаев, тех-нико-экономических характеристик транспортных средств, пунктов перегрузки и перевалки грузов, рынка транспортных и посреднических услуг.
Продукцией транспорта является непосредственно сам процесс перемещения товаров от производителя до потребителя. В этом и заключается суть транспортных услуг. Они - основная монтажная звено между продавцом и покупателем. Транспортные услуги, как и любая услуга, имеют свои особенности.
1. Транспорт не производит нового товара или продукта, но именно благодаря их перемещению из одного места в другое обеспечивается продолжение процесса производства и обращения, имеет место конечное потребление произведенных товаров. Перемещение товаров, продукции от места производства до места потребления и является той потребительской стоимостью, которую создает транспорт, транспортные услуги.
2. Реализация транспортных услуг выражается в том полезном эффекте, который не может возникать, храниться и реализовываться в отрыве от транспорта. Вместе с тем производство
транспортных услуг не отрывное от их потребления. Транспортные услуги удовлетворяют потребности в момент своего проявления, то есть создание таких услуг совпадает с их потреблением.
3. Транспорт занимает особое место в международном товарообороте. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда, внешнеэкономических связей. С другой стороны - транспортная индустрия выступает на мировых рынках экспортером своей продукции - транспортных услуг.
4. На транспортные услуги, оказываемые в сфере ВЭД, влияют все факторы, характеризующие развитие рыночной экономики. Прежде всего это колебания спроса и предложения товаров, цен на нефть, валютного курса, степень вмешательства государства в внешнеэкономическую деятельность, состояние политических и экономических отношений различных государств и т.д.
Международные перевозки или международные соединения - это перевозка грузов или пассажиров между несколькими странами, особенностью которых является обязательный пересечение границы как минимум хотя бы двух сопредельных стран. Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики предоставляют владельцам груза транспортные услуги, что является специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях является предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других - устанавливаются самими перевозчиками.
В международных транспортных операций относят также и перевозки пассажиров между различными государствами. Услуги по доставке пассажиров в международных сообщениях продаются и покупаются на соответствующих транспортных рынках. Важную роль при этом играют туристические агентства и другие подобные организации, имеющие тесные связи с предприятиями воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта.
Таким образом, услуги по перевозке грузов и пассажиров является предметом купли-продажи на различных международных транспортных рынках. Страны, которые принимают участие в международных экономических связях, продавая и покупая через своих владельцев груза, транспортные, туристические и другие организации транспортные услуги, осуществляют их экспорт и импорт.
Содержание транспортных операций во внешнеэкономической деятельности определяется характером международных сообщений, которые можно классифицировать по ряду признаков (табл. 14.1).

з/п
Признак классификации
Виды операций
1
За предметом транспортных операций
Грузовые, пассажирские, багажные
2
По виду транспорта
Водные (морские, речные), железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, смешанные перевозки (участвуют два или более видов транспорта)
3
В зависимости от транспортной характеристики товара
3 сухим грузом: навалочные, руда, уголь, зерно, цемент, минеральные удобрения, генеральные или искусственные. 3 наливным грузом: нефть и нефтепродукты, растительные масла, жиры, вино, жидкие химические грузы и т.д.
4
По периодичности
Регулярные и нерегулярные перевозки: линейное и трампове судоходство, регулярное воздушное сообщение и чартерные рейсы
5
В зависимости от порядка прохождения границы
Перегрузочные и безперевантажувальні перевозки
6
По виду транспортно-технологической системы
Контейнерные, паромные, ліхтерні, ролл-керни
7
В зависимости от завершения перевозки
Соседские, транзитные, кольцевые
8
По виду сообщений
Прямые, косвенные: ломаные с несколькими перевозчиками, с перевідправкою за одним или несколькими договорами перевозки
9
В зависимости от состава участников перевозочного процесса
Осуществляемые производителем товара продавцом или покупателем, заказчиком товара, перевозчиком - посредником
10
В зависимости от места проведения
Осуществляемые внутри страны и на территории других стран

Участники ВЭД планируют и учитывают транспортные операции при подготовке контракта, осуществляя их в процессе выполнения последнего. Такие операции проходят последовательность этапов.
На первом этапе, до заключения контракта, необходимо:
- провести анализ конъюнктуры рынков транспортных услуг, условий поставки товаров, уровня тарифных и фрахтовых ставок (т.е. стоимости доставки единицы груза наземным, водным или воздушным транспортом);
- определить и конкретизировать транспортные условия и базисные условия поставки для их включения в договор купли-прода-жу, организовать выполнение этих условий;
- определить долю расходов на транспортные операции (транспортную составляющую) в контрактной цене товара;
- предусмотреть в смете транспортные расходы.
На втором этапе, в процессе реализации внешнеторговой сделки, необходимо:
- заключить договоры на перевозку товаров, оформить их соответствующими транспортными документами (накладными, чартером, коносаменту);
- запланировать перевозки грузов, проходящих через морские, речные порты и пограничные станции (оперативное месячное планирование);
- подготовить товар к перевозке (упаковать, замаркіру-ваты и т.д.);
- оформить договор транспортного страхования грузов, получить страховой полис;
- подготовить и оформить техническую и товаросопроводительную документацию;
- проверить расчетную документацию и сделать расчеты с перевозчиком;
- выполнить необходимые пограничные, таможенные, санитарные, ветеринарные формальности; оформить соответствующие документы: грузовую таможенную декларацию, паспорт сделки, необходимые сертификаты; оплатить таможенные сборы, налоги, пошлины;
- организовать надзор за продвижением груза по всему транспортному цикла от грузоотправителя до грузополучателя.
На третьем этапе, после завершения внешнеторговой операции, необходимо:
- сделать дополнительные взаиморасчеты, если есть такая не
необходимость;
- решить спорные вопросы, если они возникли между участниками транспортного процесса;
- за необходимости предъявить в установленном порядке претензии и иски, оформить необходимую документацию.
Итак, транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности - это система технических, технологических элементов, экономических, коммерчески-правовых, организационных факторов, методов управления транспортными операциями в сфере производства, оборота и потребления товаров, перемещаемых между странами.



Назад