Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

14.2.1. Критерии выбора вида транспорта


Существуют различные способы транспортировки грузов между странами. Планируя отправления грузов и выбор вида транспорта, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
1. Вид груза. Перевозимые грузы делятся на общие, массовые и особо режимные. К генеральных относят различные грузы (в упаковке или без нее). По размерам они делятся на обычные, длинномерные (более 3 м) и негабаритные. По массе - легкие и тяжелые (с массой более 5 т на одну грузовую единицу).
К массовых относят грузы, имеющие определенную структурную массу, которая перевозится в большом количестве без упаковки. К ним относят наливные (нефть и нефтепродукты, газы, животные и растительные жиры, спирты и др.), навальные (руда, концентрат, удобрения и т.д.), насыпные (зерно, сахар-сырец и т.п.) и древесина.
К особо режимных относят грузы, которые хранят и перевозят при соблюдении специальных правил (опасные грузы, те, которые быстро портятся и др.).
При выборе средств транспортировки надо иметь в виду, что в некоторых случаях нет возможности выбора. Например, скоропортящиеся грузы, надо перевозить авиатранспортом. Вместе с тем авиаперевозки не допустимы при перевозке легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Основную часть перевозок морским транспортом составляют перевозки массовых наливных и навальных грузов (нефти и нефтепродуктов, железной руды, каменного угля, зерна и т.п.). Морской транспорт широко используется и для перевозки готовой промышленной продукции, полуфабрикатов, продовольствия, генеральных грузов. Перечень товаров, перевозимых основными видами транспорта, приведены в табл. 14.2.

Вид транспорта
Товары, что чаще всего перевозятся
Железнодорожный
Сельхозпродукция, строительные материалы, полезные ископаемые, автомобили
Водный
Нефть, зерно, строительные материалы, металлические руды, каменный уголь
Автомобильный
Одежда, книги, компьютеры, бумага, продукты питания
Трубопроводный
Нефть, нефтепродукты, природный газ
Воздушный
Продукты питания, которые быстро портятся, продукция точного машиностроения, что дорого стоит

2. Расстояние и маршрут перевозки. Место отправления груза и конечный пункт перевозки также определяют при выборе вида транспорта. В внутриконтинентальных перевозках используют железнодорожный, трубопроводный, автомобильный и авиационный транспорт, в межконтинентальных - морской и авиационный транспорт.
3. Фактор времени. Известно, что самый быстрый способ доставки груза - это авиатранспорт. Однако он дорого стоит. Поэтому используется только тогда, когда надо доставить груз за минимальный отрезок времени (скоропортящиеся продукты, цветы и т.д.).
4. Стоимость перевозок. Конечно, каждый покупатель хотел бы, чтобы стоимость перевозки составляла незначительный процент от стоимости товара. Однако бывают случаи, когда выбора нет и надо платить за доставку груза высокую цену. А когда есть выбор, цена будет ниже. Например, небольшие и средние по объему партии грузов можно доставлять воздухом и сушей примерно по одинаковым ценам.
5. Безопасность перевозки. Хрупкое и драгоценное оборудование лучше перевозить воздушным транспортом. Товары, для которых характерен высокий степень риска хищения (запчасти автомобилей, офисное оборудование, фармацевтические товары и т.п.), как правило, доставляются морским транспортом, в основном в контейнерах, хотя это стоит дороже.
Названные обстоятельства важно учитывать при выборе вида транспорта. Однако вид транспорта во многом зависит от того, что в первую очередь интересует отправителя груза. Если его интересует скорость доставки груза, он выбирает между воздушным и автомобильным транспортом. Если его цель - минимальные затраты, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом.
Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают во внимание пять факторов. В табл. 14.3 дается краткая сравнительная характеристика различных видов транспорта за этими факторами по пятибалльной системе. Так, если отправителя интересует скорость, то основной выбор делается между воздушным и автомобильным транспортом. Если цель - минимальные затраты, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. Больше преимуществ обеспечивает автомобильный транспорт, чем и объясняется рост его доли в общем объеме перевозок.
Таблица 14.3. Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей

Вид транспорта
Скорость
Надежность
Перевозочная
способность
Доступность
Стоимость
Железнодорожный
3
3
4
4
4
Автомобильный
4
4
3
5
3
Водный
2
2
5
2
5
Трубопроводный
1
5
1
1
4
Воздушный
5
1
2
3
1

 



Назад