Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

14.2.2. Основные виды транспорта, используемых вЗЕД


Морские перевозки
Основной объем грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки - почти 60%. Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навальные грузы - нефть сырая, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно и т.д. Из других выделяются генеральные грузы, то есть готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продукты питания.
К транспортных средств морского флота относят суда для перевозки генеральных грузов контейнеровозы, ліхтеровози, ролкери, паромы, танкеры.
Суда для перевозки генеральных грузов (в ящиках, мешках, коробках и другой упаковке) пока является основным типом судов для перевозки грузов между небольшими портами во всем мире. Грузы размещаются в трюмах и на палубе.
Контейнеровозы оборудованы трюмами, что допускают перевозки стандартных контейнеров ИСО 3, 6, 9, 12 м. Типичное судно грузоподъемностью 60 тыс. т может транспортировать 2000 шестиметровых контейнеров. Часть из них можно перевозить на палубе, а также в режиме рефрижераторов. Контейнеровоз может перевезти в течение года грузов в 7 раз больше, чем судно обычного типа одинаковой грузоподъемности.
Ліхтеровози - это система, которая включает большое судно-плав-базу, что перевозит несколько десятков малых судов, которые могут входить в устья рек за счет осадки (не более 4 м), подходить к любым мелководных причалов. Как правило, малые суда является несамоходными баржами с грузоподъемностью от 200 до 1000 т. Плавбаза оборудована мощным подъемником, с помощью которого она поднимает или опускает загружены баржи с палубы до уровня воды. Крупнейшие ліхтеровози способны перевозить до 246 барж, содержащих по 832 т груза. Плавбаза никогда не входит в порт, а находится на рейде вне портовыми сооружениями.
Судна ролкерного типа дают возможность автомобилям или другой самоходной технике въезжать через аппарель - часть борту, что опускается до уровня причала. Ролкери является удобной формой взаимодействия различных видов транспорта, по которой автомобили не разгружаются и перегрузки грузов не нужно, ролкери особенно активно используются при перевозке новых легковых автомобилей.
Паромная переправа позволяет также без перегрузки транспортировать до 100 вагонов одновременно или соответствующее количество легковых или грузовых автомобилей.
Танкеры используются для перевозки сырой нефти и других наливных грузов. Наибольшие трудности наносит портам обработка крупнотоннажных танкеров и супертанкеров. Для них необходимое сооружение специальных портов с глубоководными подходами, а также терминалов с большими емкостями для перекачки груза.
В международном судоходстве различают две формы организации движения судов: регулярное, в виде линейного судоходства, и нерегулярное, в виде трампового судоходства.
Линейное судоходство - это регулярные перевозки по объявленному расписанию между заранее определенными портами. Грузовой поток линейного судоходства составляют, в основном, генеральные (тарно-штучные) грузы. На линейных судах перевозят небольшие партии грузов, в основном это готовые изделия и полуфабрикаты.
Морское сообщение между определенными портами называется линией. Различают следующие типы линий:
- односторонние - характеризуются тем, что на них работают судна только одной страны или одной судоходной компании;
- двусторонние, на которых работают судна двух стран (по согласованию) или двух судоходных предприятий;
- конференціальні, на которых работают судна двух или более компаний из одной или разных стран.
В 1974 г. в рамках ООН был разработан Кодекс поведения линейных конференций. За этим Кодексом конференцией признается группа, состоящая из двух и более перевозчиков, которые предоставляют услуги по международным линейных перевозок грузов на определенном направлении и имеют договоренность об общие тарифные ставки, права и обязанности членов конференции и другие условия.
Все члены линейной конференции пользуются едиными тарифами. Ставки в тарифах устанавливаются за единицу массы или объема груза. Во время расчета фрахта линейный перевозчик имеет право выбора относительно использования массовой ли объемной ставки тарифа, исходя из принципа наибольшего фрахта судна. На практике это означает, что перевозчик при калькуляции провозной цены устанавливает удельное загрузочный объем (объем груза делится на массу). Если удельное загрузочный объем больший за единицу, то до такого груза применяется ставка за единицу объема, если меньше - плата взимается за единицу массы. В случае перевозки дорогих ван тажів перевозчик может взимать плату за фрахт исчисляется люється как процент от декларируемой стоимости груза (обы чайно 3-5%).
К преимуществам линейного судоходства относятся: регулярность, соблюдение расписания движения, сравнительно стабильные цены, эксплуатация специализированного тоннажа, наличие широкой сети агентов. Однако оно требует значительных затрат и поэтому тарифы линейных перевозчиков выше, чем фрахтовые ставки при трампо-вых перевозках.
Линейные суда перевозят в основном мелкие партии грузов от большого количества отправителей к большому количеству получателей. Поэтому линейные компании принимают грузы для перевозки задолго до подхода судна. Они хранят их на своих складах, организуют и оплачивают загрузки и разгрузки. Стоимость этих услуг включается в оплату за транспортировку.
В зависимости от режима линии делятся на срочные, в расписании которых указываются точные даты прихода и отхода судов по каждому порту, и регулярные. В расписаниях движения судов регулярных линий указываются только периоды мероприятий и отходов судов: один раз в неделю, декаду, месяц.
Главным документом в морских перевозках является коносамент. Коносамент - это документ, выдаваемый перевозчиком, и удостоверяет принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать его законному получателю. Коносамент выполняет три основные функции:
- есть договору морской перевозки в линейном судоходстве;
- выполняет функцию расписки перевозчика о приеме груза;
- есть товаросопроводительному документу.
Первая функция коносамента заключается в том, что он является единственным доказательством наличия договора морской перевозки между грузоотправителем и судовладельцем. Эту функцию коносамент выполняет во время перевозок товаров на судах регулярных линий или поставки грузов отдельными партиями, недостаточными по своим размерам для использования всего судна или его части. Во время перевозок трамповими судами коносамент выполняет только две последние функции - служит распиской о получении груза и товарораспорядительным документом.
Вторая функция коносамента дает право владельцу оригинала распоряжаться грузом, что делает его товарораспорядительным документом. Это означает, что только лицо, указанное в коносаменте, или владелец коносамента на предъявителя, может требовать от судовладельца выдачи товара, указанного в коносаменте, и распоряжаться этим товаром. Чтобы продать товар, который находится в дороге и представлен коносаментом, товаророзпоряднику достаточно продать или передать свои права по коносаменту.
Выполняя третью функцию, коносамент является распиской судовладельца или его уполномоченного, которая удостоверяет, что определенные товары в указанном количестве и в определенном состоянии загружены на судно для перевозки до оговоренного места назначения или что товары приняты под охрану судовладельца с целью перевозки. На коносаменте обязательно должно быть указание судоходной компании "груз на борту", "груз погружен" или "груз принят к загрузке".
В коносаменте содержатся сведения о названии судна, его владельца, тоннаж судна, наименование портов загрузки и разгрузки, сумму фрахта с указанием, где производится оплата фрахта - в порту погрузки или в порту назначения, количество выданных экземпляров коносамента. Он подписывается капитаном судна или судовым агентом. На обратной стороне линейного коносамента обычно печатаются условия договора перевозки. Полный комплект коносаментов составляют три копии и три оригиналы. Один оригинал предъявляют к оплате в банк, другие выдаются перевозчику, отправителю и получателю, как и копии, которые отсылают также и в порт отправления, порт назначения и на таможню.
К коносамента добавляют:
- манифест, который содержит описание коносаментов партий грузов для организации разгрузки;
- загрузочный ордер, который выдает отправитель капитану;
- штурманская расписка, на основе которой выписывается коносамент;
- акт-сообщение, что является основанием для предъявления претензий в случае, если груз получил повреждения во время перевозки.
В соответствии с указанной в коносаменте лица, которое имеет право получить груз, они делятся на именные, ордерные и на предъявителя. По именному коносаменту груз получает лицо, на чье имя этот документ выписан. Ордерный коносамент выдается по "приказу отправителя", "приказу получателя" (его передача возможна по передаточной надписью первого и второго). Коносамент на предъявителя передается простым вручением. Коносамент составляется в нескольких экземплярах, о количестве которых делается пометка на каждом из них. После выдачи груза по одному из экземпляров остальные теряют силу.
В зависимости от выдачи коносамента на погружен на судно груз или сдан на склад для отгрузки коносаменты бывают бортовые и коносаменты на груз, принятый к перевозке.
Сквозной коносамент - это документ, на основании которого грузы транспортируются из порта погрузки в пункт назначения двумя или более судоходными линиями, что взаимодействуют в соответствии с соглашением. Таким документом может оформляться перевозки и другими видами транспорта.
Коносамент, который не содержит каких-либо оговорок перевозчика, что ставят под сомнение количество принятого к перевозке груза или указывают на дефекты относительно потери качества товара и упаковки, называется чистым коносаментом.
Чтобы забрать груз из конечного пункта назначения, а также для индоссирование коносамента, нужен только один оригинал коносамента. Если индоссирован один из оригиналов коносамента, то остальные оригиналов теряют юридическую силу.
В том случае, когда грузополучатель не продает всю партию товара по коносаменту, а только ее часть, или когда партия товара продается одновременно нескольким покупателям, он может разделить коносамент на несколько частей и каждому покупателю выписать частичный коносамент или деливери, - ордер, по которому каждый клиент может получить соответствующую долю груза.
Трамповими называются судна, которые осуществляют нерегулярные рейсы, без четкого расписания, и направляются судовладельцами туда, где со стороны фрахтователей есть спрос на тоннаж. Трампові судна транспортируют в основном массовые грузы: древесину, руду, уголь, зерно, нефтепродукты и другие грузы, перевозимые навалом или наливом. Большинство трамповых судов универсальны и могут транспортировать и генеральные грузы - упакованные и неупакованные товарно-штучные грузы (оборудование, химикаты, аппаратуру, метизы, автомашины, тракторы, вагоны, сельскохозяйственную технику). Таким образом, на этих судах под груз может быть предоставлено все судно или его часть, или определенные грузовые помещения.
Договор на перевозку грузов трамповими судами укладывается в виде чартера. Сторонами в чартерном договоре есть фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель). Основные пункты чартерного договора такие:
- время и место заключения чартера;
- полное юридическое наименование сторон (преамбула чартера);
- название и описание судна;
- право замены указанного сначала срока;
- вид груза;
- место загрузки и разгрузки;
- условия загрузки и разгрузки, в т. ч. условия оплаты демередж - денежного возмещения, которое фрахтователь уплачивает судовладельцу за простой судна под загрузочными работами более установлен в чартере срок, и диспачу - премии, выплачиваемая судовладельцем фрахтователю за досрочное завершение грузовых работ;
- порядок оплаты фрахта;
- срок подачи судна, в т. ч. канцелінг - конечный срок подачи судна под погрузку, в случае несоблюдения которого фрахтователь имеет право расторгнуть чартер;
- другие условия (ледовое предупреждения, предостережения относительно
обстоятельств непреодолимой силы и т.п.).
Многовековая практика торгового мореплавания привела к созданию типовых договоров перевозки, которые называются проформами чартеров. На основе проформ чартеров, что разрабатываются перевозчиками, или специализированными организациями, заключаются чартеры на перевозки конкретных грузов в определенных направлениях. В торговом мореплавании применяют такие виды фрахтования судна:
- фрахтование на один рейс, по которому судовладелец одним рейсом перевозит груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения;
- фрахтование на последовательные рейсы используется во время перевозок большого количества однородного груза в одном и том же направлении несколькими последовательными рейсами;
- фрахтование по генеральному контракту, по которому судовладелец обязуется в течение конкретного периода времени перевезти определенное количество товара;
- фрахтование на условиях тайм-чартера - договор об аренде судна, когда все судно или его часть предоставляются на конкретное время в распоряжение фрахтователя для перевозки грузов в любых направлениях. Судовладелец обязан только удерживать судно в исправном состоянии и платить зарплату экипажа. Фрахтователь берет на себя все другие расходы (топливо, портовые сборы) и уплачивает арендную плату судовладельцу;
- фрахтование на условиях димайз-чартера - это договор об аренде судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на определенный срок вместе с командой, члены которой становятся работниками нанимателя, который берет на себя все расходы по эксплуатации судна, в т. ч. зарплату экипажа и арендную плату судовладельцу;
- фрахтование на условиях бербоут-чартера - это аренда судна без экипажа; фрахтователь берет на себя все затраты на его использование и выплачивает арендную плату судовладельцу. Этот вид фрахтование судов широко применяется во время приобретения судов в рассрочку. В таком случае договор аренды является также договором купли-продажи. После завершения расчета хунків фрахтователь становится владельцем судна.
Денежная сумма, которая выплачивается фрахтователем фрахтівникові за перевозку груза трамповим судном, определяется размером фрахтовой ставки. Фрахтовые ставки устанавливаются в зависимости от рыночной конъюнктуры и устанавливаются непосредственно судовладельцем.
Контейнерные перевозки морем. В последнее время в международной торговле для перевозок генеральных грузов морем часто используются контейнеры.
Стандартный контейнер - это металлический ящик (из стали или алюминия) с двойными дверями с одной стороны. У него может быть размещен груз общего назначения. Большинство контейнерных перевозок проводится в контейнерах двух типов:
1. Двадцятифутовий контейнер емкостью 30 м3. Максимальная загрузка - 18 т. Внутренние размеры: длина - 5,89 м, ширина - 2,32 м, высота - 2,23 м (дверцу: ширина - 2,30 м, высота - 2,14 м).
2. Сорокафутовий контейнер вместимостью 60 м3 с максимальной загрузкой на 30 т. Внутренние размеры: длина - 12 м, ширина - 2,32 м, высота - 2,23 м (дверцу: ширина - 2,30 м, высота - 2, 23 м). Эти размеры могут варьироваться в зависимости от производителя. Нужно всегда указывать точные параметры для крупногабаритных и специальных предметов перевозки.
Оказание услуг по осуществлению контейнерных перевозок требует специальной оснастки и специального оборудования портов подъемными и разгрузочными установками. Сегодня для перевозчика контейнерные перевозки являются более экономичными - они значительно сокращают время загрузки и разгрузки судов. География контейнерных перевозок существенно расширяется.
Для грузоотправителя основное преимущество заключается в уменьшении риска потери, кражи или повреждения груза благодаря более безопасной системе перевозок, а также в том, что практически сводится к нулю риск задержки в порту разгрузки для дальнейшей перевозки по суше. Товары, которые легко складируются, могут доставляться в простой упаковке, что позволяет сэкономить дважды: на несложном упаковке и на транспортных расходах, которые зависят от массы груза и его габаритов. Во время заполнения контейнера грузоотправитель часто пользуется услугами транспортно-экспедиционного агентства, которое может сформировать "сборный контейнер", используя его для загрузки нескольких партий грузов от разных грузоотправителей.
В случае полной загрузки контейнера коносаменты выписываются непосредственно перевозчиками грузов. Когда же формируется так называемый сборный контейнер, выписываются коносаменты на каждую индивидуальную партию и один сводный коносамент на весь контейнер, который выдается грузоотправителю, что присоединился последним.
Перевозки грузов по коносаментам ранее регулировался Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаментах 1924, p. известной как Гаагские правила и дополненная Протоколом о поправках к конвенции, принятой в Брюсселе в 1968 г. В марте 1978 г. в Гамбурге приняли Конвенцию ООН о морской перевозке грузов - Гамбургские правила, - которая содержит ряд дополнений как в коносаментов, так и в других договоров перевозки, кроме чартера. Гамбургские правила заменили Конвенцию 1924 г. и Протокол 1968 г.
Морские перевозки пассажиров, их багажа, транспортных средств и ручной клади регламентируются Афинской конвенции 1987 г.
Комплекс вопросов, связанных с организацией международных перевозок реками, регулируется Братиславськими соглашениям, заключенным речными пароходствами придунайских стран.
Участниками первой из них - Соглашения об общих условиях перевозки грузов по реке Дунай 1955 г. были пароходства Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии. В 1966 г. к этому Соглашению присоединились речные пароходства Югославии, а в 1968 г. - Австрии и ФРГ. Следующим шагом было заключение в 1978 г. этими пароходствами Международного соглашения об общих условиях перевозки контейнеров по г. Дунай. В 1979 г. те же пароходства заключили соглашение об международные грузовые тарифы.
Железнодорожный транспорт
На железнодорожный транспорт приходится почти четверть общего объема мировой внешней торговли. Железной дороги является наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной продукции и лесоматериалов - на дальние расстояния. В последнее время железной дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов.
Было создано новое оборудование для более эффективной обработки грузов отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), начали предоставляться услуги в дороге, такие как переадресация уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров во время перевозки.
К достоинствам этого вида транспорта принадлежит низкая стоимость перевозки (вторая после самого дешевого водного транспорта), доступность для перевозчиков, участников ВЭД. За перевізною способностью железнодорожный транспорт занимает второе место после водного, что свидетельствует о его значимость. Железнодорожный транспорт способен перевозить крупногабаритные грузы, продукцию добывающей промышленности и другие самые разнообразные грузы.
К недостаткам можно отнести недостаточную надежность, это особенно актуально для нашей страны, учитывая изношенные железнодорожные пути и подвижной состав. Вполне понятно, что низкая скорость перевозки является природным недостатком этого вида транспорта, хотя в последнее время она существенно выросла.
Основным документом, который оформляет перевозки товаров по железной дороге из страны в страну, есть железнодорожная накладная. Она выполняет функции договора о перевозке, товаророзпорядчо-го документа и подтверждения о приеме груза к перевозке. Этот документ не является обратным. Груз передается в распоряжение названного грузополучателя по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность. Поскольку в мире существует несколько систем железнодорожного сообщения, которые отличаются между собой шириной колеи, габаритами локомотивов и вагонов, условиями перевозок и т.п., то регулирования международных железнодорожных перевозок осуществляется несколькими независимыми друг от друга международными конвенциями, каждая из которых применяется конкретно к определенной системы и определяет форму железнодорожной накладной.
Европейские страны руководствуются Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), участниками которой являются 33 страны (большинство стран Европы, а также некоторые страны Азии и Северной Африки). КОТИФ определяет условия перевозки грузов, в частности, устанавливает, что ставки провозных платежей регулируются национальными и международными тарифами. Предусмотрено предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам КОТИФ, общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скорости 400 км, а для грузов малой скорости - 300 км за сутки. Вместе с тем за железными дорогами сохраняется право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, а также дополнительные сроки при возникновении существенных осложнений в перевозках и других особых обстоятельств.
Предельный размер ответственности железных дорог в случае несоблюдения целостности грузов, перевозимых в КОТИФ определен в расчетных единицах Международного валютного фонда - СДР (17 СПЗ за 1 кг массы брутто). Предусмотрено также, что вызванные просрочкой в доставке убытки возмещаются грузовладельцу в пределах трехкратных провозных платежей.
Хотя СССР и не был участником КОТИФ, однако ее положения, должностные инструкции и другие нормативные документы использовались и продолжают использоваться во время перевозок наших внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из этих стран в Украину. Между социалистическими странами Европы и Азии было заключено многостороннее транспортная конвенция - Соглашение о международном грузовом сообщении (УМВД). УМВД определяет сроки доставки грузов, устанавливает провозные платежи на дорогах стран отправления и назначения по ставкам внутренних тарифов, а во время движения транзитными путями - за транзитными тарифами. Ответственность железных дорог за несоблюдение целостности груза наступает в случае наличия вины перевозчика, которую часто должен доказать грузовладелец. В отличие от КОТИФ, максимум ответственности в УМВД не установлен и возмещение выплачивается перевозчиком в пределах действительной стоимости груза, указанной в счете поставщика, или объявленной ценности. Нарушения и нецілісність груза должны быть подтверждены коммерческим актом. В случае просрочки доставки железная дорога уплачивает штраф в процентном отношении к провозной платы. Заключение договора международных перевозок грузов в соответствии с положениями УМВД оформляется накладной указанной формы. Накладная УМВД состоит из пяти листов:
1. Оригинал накладной (сопровождает груз до станции назначения и выдается получателю вместе с пятым листом и грузом).
2. Дорожная ведомость (является документом железной дороги, остается в пункте назначения; издается столько сведений, сколько железных дорог участвует в движении).
3. Дубликат накладной (выдается отправителю после заключения договора перевозки).
4. Лист передачи груза (сопровождает отправку до станции назначения, остается в пункте назначения).
5. Сообщение о прибытии груза до станции назначения (выдается получателю вместе с оригиналом и грузом).
Форма железнодорожной накладной по УМВД отличается от аналогичного документа по КОТИФ. Поэтому во время оформления перевозки из государств СНГ, когда часть дороги будет проходить через европейские страны, накладная УМВД оформляется до пограничной станции железной дороги страны, граничащей с СНГ, где накладная УМВД будет переоформлена в накладную КОТИФ. Такая же процедура происходит на пограничных станциях и во время отправки товаров в страны СНГ. При международных перевозках расчетной валютой тарифов является швейцарский франк. Кроме накладной, груз сопровождают соответствующие товаросопроводительные, товарораспорядительные документы. В последнее время происходит переход многих центральных и восточноевропейских стран от УМВД к КОТИФ.
Воздушный транспорт
Более 10% мирового грузооборота в наше время перевозит воздушный транспорт. Этот вид транспорта приобретает все большее значение. Наиболее быстрыми темпами доля авиации в мировых перевозках росла в 80-е годы XX вв.: с 1% в 1985 г. до 10% в 1992 г.
Хотя тарифы грузовых авиаперевозок намного выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировки воздухом является идеальным в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди грузов, что чаще всего доставляются воздухом, - скоропортящиеся продукты (свежая рыба, живые цветы, фрукты), и небольшие изделия высокой стоимости (приборы, ювелирные изделия). Использование авиационного транспорта позволяет предприятиям снизить необходимый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить расходы на упаковку.
Перевозки грузов воздушным транспортом оформляются авіавантажною накладной. Она выполняет следующие функции:
1. Договора о воздушная перевозка.
2. Товаросопроводительного документа.
3. Расписки авиакомпании о приеме груза.
4. Таможенной декларации.
Авианакладная заполняется отправителем во время сдачи груза и вручается получателю. Она состоит из трех оригиналов и девяти копий. Первый экземпляр оригинала с пометкой "для перевозки" подписывается отправителем и вручается перевозчику. Второй экземпляр с пометкой "для получателя" подписывается отправителем и перевозчиком и вручается получателю. Третий оригинал с пометкой "для отправителя" подписывается перевозчиком и возвращается отправителю. Копии вручаются отправителю, получателю, перевозчику, в аэропорты отправления и назначения и на таможню.
Для авиаперевозок авианакладная - такой же документ, как и коносамент для морских перевозок. Однако существуют существенные различия. Накладная не является оборотным документом, ее нельзя индоссировать (передать другому лицу посредством передаточной подписи), она не может быть документом, удостоверяющим право собственности на груз как таковой. В авианакладной нет оригинала, что передается грузополучателю для предоставления ему права владения товаром. Груз предоставляется в распоряжение указанного грузополучателя после предъявления им документов, удостоверяющих его личность, подписанного квитанции и уплаты необходимых сборов.
Когда воздушным путем отправляются грузы разных отправителей, то главный грузоотправитель выписывает своему агенту в конечном пункте прибытия не обычную накладную, а сводную - с указанием на каждую отдельную партию товара. После прибытия груза агент передает его отдельными партиями в распоряжение грузополучателей, указанных в сводной авиа-накладной. Как и в коносаменте, в авианакладной должна быть подробная информация о грузополучателя и о товаре, который транспортируется.
Плата за авиафрахт обычно начисляется за массу в килограммах, которая округляется на полкилограмма в большую сторону. Когда соотношение массы и объема груза превышает 6 (для Великобритании - 5), тогда плата взимается учитывая объем груза.
Кроме авианакладной, товар сопровождают необходимые това-ророзпорядчі документы.
К числу международных соглашений по воздушному транспорту относится Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 г. и дополнена такими протоколами: Гаагским 1955, p. Гватемальським 1971 г. и Монреальским 1975 г. В ней принимают участие большинство стран мира. Варшавская конвенция применяется в регулярных воздушных сообщениях. Правовой основой договора о воздушном перевозки в нерегулярных (чартерных) перевозках является положение Гвадалахарської конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1961 г.
С целью решения проблем коммерческой и технической эксплуатации воздушного транспорта, обеспечения безопасности полетов в 1944 г. в Чикаго 52 государства подписали Конвенцию о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). Для решения коммерческих вопросов, уменьшение конкуренции и расширения взаимодействия авиакомпаний на международных воздушных линиях в 1945 г. была создана специализированная неправительственная организация - Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Эта организация координирует деятельность авиакомпаний, регулирует коммерческие соглашения между ними, совершенствует систему установления тарифов на мировом рынке воздушных перевозок.
В дополнение к ИАТА в 1947 г. была создана организация гражданской авиации (ИКАО) является специализированным учреждением ООН. ИКАО призвана содействовать международному сотрудничеству в гражданской авиации с целью обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности международных воздушных сообщений.
Важное значение имеет порядок определения ответственности авиации за утрату, недостачу или повреждение груза в процессе перевозки. Ответственность определяется основными положениями Варшавской конвенции 1929 г. с изменениями, внесенными в Гааге в 1955 г. (Гаагский протокол). В наше время в практике международных воздушных перевозок Варшавский-Гаагская система ответственности авиаперевозчика признана большинством стран мира.
Автомобильный транспорт
Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в международных перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибкий относительно маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар "от дверей до дверей", лишая отправителя лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта, когда речь идет о перевозке на небольшие расстояния дорогих товаров. Во многих случаях автотранспортные конкурентные тарифы по сравнению с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность предоставляемых услуг.
Для перевозки грузов между странами используются в основном большегрузные автомобили с кузовом фургонного типа. Некоторые виды автомобилей имеют фургоны, оборудованные холодильными установками, что позволяет им перевозить на международных автотрассах скоропортящиеся грузы.
Автотранспортом могут осуществляться сборные перевозки от различных товаровідправників различных товаров или различных партий грузов. Если груз должен быть погружен на несколько транспортных средств или нужно перевезти различные грузы или партии грузов, то складывается столько накладных, сколько транспортных средств используется или сколько партий грузов перевозится.
Автомобильные тарифы устанавливаются в расчете за перевозку одной тонны груза в зависимости от расстояния и могут предусматривать определенные надбавки, скидки и штрафы с установленной суммы.
Договор перевозки оформляется автодорожньою накладной. Полное ее название "Международная товаротранспортная накладная", однако в оперативной работе она известна под названием "накладная ЦМР (СМК)". ее функции следующие:
1) договор перевозки;
2) товаросопроводительный документ;
3) расписка перевозчика.
Автодорожная накладная оформляется в трех экземплярах. В ней указываются: дата отгрузки; название груза, подлежащего перевозке; имя и адрес перевозчика; название получателя; срок доставки и размер штрафа за задержку при доставке; стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Кроме автодорожной накладной с грузом двигаются: товаросопроводительные документы (упаковочный лист, отгрузочные спецификации, сертификат качества и т.п.), товарораспорядительные документы (упаковочные листы, отгрузочные спецификации, сертификаты качества) и другие документы, необходимые для ввоза товара в страну покупателя и пересечения границ транзитных стран.
Автомобильные перевозки регулируются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов (ДОПОГ), вступившие в силу в соответствии в 1961 и 1968 гг. Участниками этих соглашений является большинство стран.
С целью упрощения таможенных процедур в международных автомобильных сочетаниях европейских стран в 1959 г. была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки МДП (Конвенция МДП). В 1975 г. была принята ее новая редакция.
Трубопроводный транспорт
Трубопровод является транспортным средством, что сочетается с путем, по которому перемещается груз. В международных перевозках в основном используются трубопроводы, по которым транспортируется газ, нефть и продукты ее переработки. В настоящее время функционируют как континентальные, так и несколько трансконтинентальных трубопроводов.
Транспортировка нефтепродуктов по трубопроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем водой. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.
Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременного использования двух или более видов транспорта. Контейнеризация - это загрузка товара в ящики или трейлеры, что легко перегружается с одного вида транспорта на другой.
Рельсовый контрейлер - это перевозки с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер - это перевозки с использованием водного и автомобильного транспорта. "Рельсы-судно" - это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, "воздух-шоссе" - это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый кон-трейлер обходится дешевле, чем автомобильные перевозки и в то же время обеспечивает гибкость и удобство.
В 70-х годах XX в. в рамках нескольких международных организаций проводилась разработка проекта соглашения о договор прямого смешанной перевозки. В результате этого в 1980 г. была принята Конвенция ООН об международные смешанные перевозки грузов.



Назад