Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

14.4. Международная логистика


Логистика (от гр. logistike) означает "искусство вычислять, рассуждать". История возникновения и развития практической логистики достигает далекого прошлого. Известно, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул "логисты" или "логистики"; они занимались распределением продуктов питания. Со временем логистика переросла в науку благодаря военному делу и стала включать в себя не только движения, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.
На практике логистика стала активно применяться в период Второй мировой войны. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволяла своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставкой вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в нужных количествах. Со временем во многих западных странах логистику поставили на службу управления материальными потоками в экономике, она постепенно стала переходить из военной сферы в хозяйственную практику. Сначала она оформилась как новый вид теории управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
Идеология логистики предполагает интеграцию в единый комплекс производственной технологии предприятия, механизма финансирования, коммуникаций, миграцию и формирование персонала, а также другие ключевые функции. Современная логистика - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника. Законы и технология логистики набирают силы на "стыке" различных процессов - конвейерного производства и отгрузки готовой продукции, поставки и хранения комплектующих, формирование товарно-материальных запасов.
Для торгового предприятия логистика решает задачу координации оптовых закупок, разделения оптовых партий, транспортировки, хранения и реализации товара. Логистика обеспечивает также учет и оптимизации товарно-финансовых потоков, возникающих в процессе функционирования такого предприятия. В связи с этим оказывается один из основных принципов логистики - в ее основе лежит так называемый "потоковый" подход. Логи-стична деятельность базируется на трех составляющих:
- техника как совокупность всех технических средств и оборудования, которые сопровождают материальные потоки;
- информация как совокупность всей статической и динамической информации о движении материальных и нематериальных потоков в системах;
- экономика предприятия и инфраструктуры.
Основной задачей логистики является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, что обеспечивает высокое качество поставки продукции. С выполнением этой задачи наиболее тесно сочетается решения таких проблем:
- соответствие материальных и информационных потоков;
- контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр;
- определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
- разработка способов управления операциями движения товаров;
- установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
- определение объема производства, транспортировки и складирования;
- преодоление разногласий между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
Согласно современных задач логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативные функции, связанные с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. К функциям в сфере поставок относят управления движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретение в производственных предприятий, складов. В фазе производства функцией логистики становится управления запасами, которая включает контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
К функциям логистической координации относят: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.
Сегодня теоретики и практики выделяют несколько видов (подсистем) логистики: логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика), производственная логистика, продажи (маркетинговая или распределительная логистика и транспортная логистика, которая, по сути, является составной частью каждого из трех видов логистики.
Транспортная логистика в условиях глобализации международной экономики приобретает первостепенное значение. Интеграционные процессы в экономике развитых стран кардинально меняют место и роль транспорта. Этот вид коммуникаций становится структурно-технологической частью экономики государств и международного сообщества в целом, а высококачественное и эффективное удовлетворение потребностей в перевозках выступает на первый план. В рамках межнациональных логистических систем различные виды транспорта используются на основе принципов оптимизации контактных графиков, когда при наличии многолетних стабильных перевозок все виды транспорта, участвующие в них, управляются из одного центра.
Транспортная логистика решает сегодня такие задачи:
- выбор вида транспортных средств;
- выбор типа транспортных средств;
- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- определение рациональных маршрутов доставки.
При реализации готовой продукции предприятию приходится решать комплекс вопросов, связанных с доставкой, и, в первую очередь, выбирать вид транспорта, методы организации перевозок и тип транспортных средств. При выборе рациональных транспортных средств руководствуются соответствием их типа свойствам перевозимых грузов и другим критериям, о которых говорилось выше. Целям логистики соответствуют такие прогрессивные способы перевозок, как пакетные, контейнерные, комбинированные.
Развитие транспортной логистики должна основываться на сочетании экономических интересов отправителя, транспортного предприятия и получателя на базе создания комплексных транспортно-технологических систем, при которых подвижной состав производителей, потребителей и транспортников используется кооперовано.
На фазе транспортной логистики (магистрального транспорта) ее функции заключаются в управлении материальными потоками от производителя до потребителя по графику. Для того чтобы реализовать фундаментальный принцип логистики доставки грузов "точно в срок", добиться высокой эффективности системы, должен быть разработан и осуществлен единый технологический процесс всей производственно-транспортной системы на основе интеграции производства, транспорта и потребления. Однако это не тот единый технологический процесс, который заканчивается на подъездных путях и станциях, или в транспортных узлах, а это комплексная технология, в рамках которой, руководствуясь системным подходом, осуществляется четкое взаимодействие всех элементов логистической системы.
Идеи логистики используются при организации перевозки массовых грузов технологическими маршрутами, в единых технологических процессах транспортных узлов, железнодорожных станций и подъездных путей предприятий при транспортно-экспедиционному обслуживанию, организации контейнерных и пакетных перевозок. Наиболее эффективно и сравнительно просто проблемы логистики решаются во время перевозки массовых грузов: каменного угля, железной руды, нефтепродуктов и др. в условиях, когда сформировались стабильные и мощные грузопотоки между отправителями и получателями. Так, в Канаде и США для движения тяжеловесных поездов массой 10-25 тыс. т, что поставляют сырье и топливо потребителям, иногда выделяются специализированные пути промышленного назначения. На таких линиях не строят дорогие станции, не применяют сложные средства автоматической сигнализации и блокировки. Загрузка и разгрузка таких поездов полностью автоматизируется.
Концентрация мощных и стабильных материальных потоков - это прогрессивный запад в технологии перевозок. В то же время в отдельных случаях, при сравнительно небольших потоках, концентрация противоречит принципам логистики, что отдает несомненные приоритеты потребителю. Накопление грузов, что сопровождает концентрацию, увеличивает время доставки, уровень запасов и уменьшает эффективность от сокращения времени продвижения грузов по железной дороге или морским транспортом. Концентрация в этом случае снижает доступность транспорта для его пользователя. Поэтому при определении эффективности концентрации материальных потоков необходимо рассматривать всю логистическую цепь в целом от источника материального потока, предприятия, производящего продукцию или добывает сырье, до потребителя продукции.
Значительно сложнее структура и функции логистической системы, когда распределяются товары широкой номенклатуры, предназначенные для удовлетворения потребностей десятков, а то и сотен потребителей. При доставке такой многономенклатурной продукции появляются дополнительные операции: упаковывания, пакетизація, контейнеризация, разделение на группы партий грузов, выбор вида транспорта и типа транспортных средств, сортировка грузов на пути следования и т.д. В отдельных случаях на направлениях грузопотоков приходится создавать крупные распределительные складские базы и решать вопрос выбора рациональных зон обслуживания потребителей складскими распределительными центрами.
Ориентирована на потребителя система логистики - это динамическая система оперативного планирования транспорта и производства. Оперативный цикл планирования обычно принимается равным одному или двум неделям. В течение цикла проверяется несколько задач по удовлетворению спроса. К основным показателям относят задачи:
- географию перевозки груза;
- вид транспорта (общего пользования или экспедиторской организации);
- срок перевозки с точностью до нескольких часов;
- ранние и поздние сроки передачи груза на транспорт;
- возможные приоритеты;
- условия погрузки и тип транспортных средств.
При разработке и реализации оперативного плана пытаются добиться равномерной загрузки технических средств, минимизации транспортных расходов, обеспечение сроков доставки груза с точностью до нескольких часов. Технологический процесс выполнения заказа включает следующие операции:
- оформление заказа, поступившего на предприятие и уточнения его спецификации;
- разработка и утверждение плана выполнения заказа;
- детальное логистическое планирование выдачи продукции предприятием;
- складское хранение;
- учет;
- комплектация и погрузки грузов на транспортные средства;
- транспортировка;
- поступления продукции потребителю;
- разгрузки грузов и расчеты с поставщиком;
- обратную информационную связь заказчика с отправителем.
Динамическая модель планирования учитывает непрерывный процесс приема новых заказов, изменение мощности задействованных технических средств, контроль конфликтных ситуаций, которые возникают. Этим процедурам уделяется первостепенное внимание, потому что речь идет об управлении недостаточно структурированной, склонной к случайных воздействий транспортной системой.



Назад