Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 52. Загадки


Загадки - это короткие произведения, в основе которых лежит остроумное метафорическое вопрос, что предполагает ответ на него. Чтобы найти ответ - отгадку, нужно уметь сопоставлять жизненные явления на основе их родства или подобия за определенными признаками, свойствами, характеристиками. Отсюда и название «загадка» от «мысль» - мысль, «думать» - думать, мыслить.

Специфика загадок заключается в том, что у них в завуалированной аллегорической форме зашифровано некий предмет или явление и надо отыскать его первоначальное значение. Поэтому некоторые ученые, анализируя художественную форму загадок, утверждают, что «каждая загадка композиционно - одночленний параллелизм, вторым членом которого является истолкование».

Происхождение загадок очень достигшим их истоки уходят в мифологическую сутки, когда в основе верований лежали анімістичні представление и тотемічні взгляды. Тогда образовалась определенная система запретов - табу, среди которых были и словесные табу, связанные с верой в магическое значение высказываний. Так, например, при определенных условиях нельзя было называть имена божеств или духовных существ (чтобы они не появились, услышав свое имя), и на их определения употреблялись описательные формулы: «То, что пускает стрелы» (Перун), «Тот, что живет в лесу» (Дух леса) и т. п. Сегодня подобный прием используется в народе, например: «Тот, кого не вспоминают в полночь» (черт).

Первоначально иносказания мало утилитарное значение - повлиять на окружающую среду, мир, чтобы предотвратить стихийным явлениям природы, задобрить духов или обмануть их. Например, охотники, отправляясь на охоту, не называли зверей настоящими именами, а употребляли вымышленные названия, чтобы таким образом скрыть свои намерения, «ввести в заблуждение» духов «притупить бдительность» зверей. Метафорический язык использовался при обручении (куница, охотник, следы и т. п.), что должно было обеспечить хороший ход и разрешения дела сватовства. Этот прием встречается и в заговорах, где словесно-образные формулы являются символами определенных конкретных реалий.

Табу трансформировались, как уже не раз подчеркивалось, в ряд более поздних жанров. На основе первоначальной магии, заговоров, возникли поверье, а магические формулы стали основой загадок, в основе которых, по мнению А. Потебни, также была первоначальная народная поэтическая символика. Именно поэтому этот жанр (в частности те произведения, отражающие древние представления, черты праславянского мировоззрения) очень устойчив по форме. Он почти не меняется, поскольку трудно трансформировать заложенный в нем пласт давньоміфологічної сознания (что теперь переместился в подсознание и проявляется в архетипності национального мышления).

 

Классификация загадок

Одной из первых логически непротиворечивых и научно мотивированных классификаций, что не потеряла своего значения и в наше время, была предложена И. Франком в труде «Останки первобытного мировоззрения в русских и польских загадках народных». Анализируя первоначальный славянский мировоззрение, построенный на идеализации и персонификации сил и явлений природы, и древние религиозные верования (анимизм, зооморфізм и антропоморфизм), Франко кладет их в основу классификации загадок как одного из древнейших жанров.

Первой по происхождению исследователь считает группу загадок, которые называет анімістичними. К ним причисляет произведения, в которых неодушевленные предметы, силы и явления природы представлены как живые существа, то есть персонифицированные ли одухотворенные. Древнейшими считает те из них, что тождественные или совпадающие со старинными праслов'янськими мифами о мироздании, происхождение мира, божеств, связанных с природными явлениями. Например, представление, что небо - отец, земля - мать, нашло отражение в загадках, типа «Папа высокий, мама широкая, сын кудрявый, невестка слепая» (Небо, земля, вода, ночь). Реминисценцией мифов загадки вроде «Сидит петух на иве, пустил косы до земли» (Небо, солнце, дождь), где небо изображено как мировое дерево (элемент всех евразийских мифологических систем), а солнце - птица на нем. Подобной трансформацией мифа является изображение солнца как золотого коня (что перекликается с мифом о золотой небесную колесницу). Поклонение одухотворенным силам природы и некоторые табу на их имена синтезировались в загадках о солнце как девушку с золотыми волосами, спадающими на землю (лучей); и раннюю зарю или вечернюю в виде девушки, богини, что плакала или потеряла ключи: «Заря-денницы, красная девица, в церковь ходила, ключи потеряла, месяц увидел, солнце скрало». Здесь, как и во многих текстах календарной обрядности, ключами заре названа роса; то, что солнце скрадывает ключи означает, что оно берет власть над светом и днем.

Подобными являются загадки об месяц в образе князя или пастуха: «Стадо большое, толока неизмерим, пастух ненайманий». Звезды, которые спрятались за облака, уявлялись украденными или потерянными овцами.

Во многих загадках элементы астрального культа сочетании с элементами других культов, в частности с культами огня, домашнего очага, печи, хлеба. Так, в загадке «Полная печь караваев, посередине кныш» подразумеваются звезды и луна; небо и солнце нередко сравниваются с печью и хлебом: «За лесом за редколесьем золотая бочка киснет» или «За лесом красная кадка сходит».

Такие загадки, где силы природы изображены в виде зверей, составляют вторую, несколько более позднюю группу, которую Франко называл зооморфічною. В зооморфічних загадках зафиксированы тотемічні верования славян и элементы поклонения животным-тотемам. Самые выразительные из них те, в основе которых лежит поклонение корове, нований, быку: «Черная корова всех людей поборола, а белый вич всех людей на ноги подвел» (день и ночь). Подобные образы встречаются в греческих мифах (белые волы Гипериона - солнца) и в индийских верованиях, что говорит о совместном індоєвропейське фон. Это касается и образов облаков в виде овец: «Седые бараны все поле залегли»; ветра в облике коня: «Что бежит без повода?» а также других явлений - огня, воды, грома, месяца, снега, дождя, радуги и др.

Значительная группа загадок, связанная с культом птиц: красного петуха, что ассоциируется с огнем - «Сидит петух на осине, поднял вверх косицы» (Огонь и дым); золотой наседки с цыплятами - «За горами, за лесами золота наседка золотые курятка водит» (Луна и звезды); черного птицы - ночи; белой птицы - снега; седых птицы - дыма и др. Франко отмечает таком интересном и недругорядному факте, что символами явлений природы служат почти исключительно домашние животные и птица (за исключением нескольких загадок, где звери нечетко прописанные), потому что «звери, с которыми человек ближайшее живет, которых нрав лучше знает, и которые заодно, как нас поучає контрастирующая история первобытных религий, занимали самое большое место в первоначальном культе зверей (зоолатрії), совместном в большем или меньшем размере всем народам на определенной ступени духовного развития».

К третьей группе относятся антропоморфічні загадки, то есть такие, где явления природы и реалы действительности сравниваются с людьми и человеческими взаимоотношениями. Например, солнце - господин, месяц - пастух-най-пошлин; ветер - вор; месяц - чумак, заре - волы; замок - сторож и др. Они тоже унаследовали анімістичні черты, но, указывая на определенные общественные отношения и явления, является произведением более современным и удаленным от первоначальной мифологии.

Подробно останавливаясь на анализе этих трех групп, Франко отмечал, что все другие загадки есть «штучнішими», потому что выдворены народным воображением и фантазией, а потому являются интересными с точки зрения фразеологии и языка, а не мировоззрения или содержания, заложенного в них. их можно условно объединить в еще одну группу загадок, в которых явления или предметы сравниваются с другими явлениями или предметами. Например, снег - скатерть, ночь - покрывало, радуга - городов, заре - гвозди, молния - коса и др.

Другие классификации загадок в подавляющем большинстве построены на основе тематического, а не исторического принципа. Так, И.П. Березовский выделял следующие тематические группы: Природа (Небо. Земля. Явления природы. Растительный мир. Животный мир); Человек (Физическая природа человека: строение тела, жизнь и смерть. Материальное жизни человека: пища, одежда, обувь, вещи домашнего обихода); Трудовая деятельность человека (Образование. Музыка. Обычаи и обряды. Абстрактные, общие, условные и собраны понятия. Головоломки, шарады и разнообразные вопросы); Разные. Включена группа «Разные» указывает, что можно выделить и другие тематические группы и подгруппы.

Поэтика жанра загадок в основном характеризуется обычно-фольклорными чертами. Как уже говорилось, чаще всего они построены на основе метафоры, метонимии чя развернутого параллелизма; основные механизмы - персонификация, аллегория и иносказания. В языке загадок применяются традиционные стали эпитеты («Густой лес, чистое поле», Волосы, лоб). Средством изображения неметафоричних загадок часто является сравнение («Белый, как перо, холодный, как льдина», Снег). Используются гиперболы («Ревнул вич на сто гор, на тысячу огородов», Гром), тавтологічні высказывания («Мур каменный склеп, склепований», «Бегунье бегут, ревунці ревут»). Для обозначения определенных предметов выбираются собственные названия, чаще всего человеческие имена (конь - Федько, петух - Гришко). Часто они употребляются с целью рифмы или ритмізації («Сидит Пахом на лошади верхом», Очки; «Сидит Марушка в семи полушубках, кто его раздевает, тот слезы проливает», Лук). Ритмика загадок нередко подчеркивается алітерацією («За лесом, за редколесьем, за розсохачем бил бук бука буковым бичом», Довбня, клин, бревно) или звукоподражанием («Соломон, согодан, согодіца, собродіца, а зуб кланц», Замок и ключ). В этом примере встречается еще один распространенный в загадках прием - неологизмы, образованные на основе звуковых (тарахкотинський ли іржинський - о замок) или образных ассоциаций («Четыре чотирнички, пятый Макарчик», Пальцы). Много загадок построена на отрицании или заперечному паралелізмі'. «Не бросил палку, поймал не галку, скубу не перья, им не мясо, Рыба.

В стихотворных загадках используются приемы, присущие народной лирике: рифмовки, метричність, созвучность, паронимия и др.:

Прилетели гости, ехала госпожа

Сели на помосте, В серебряном жупане,

Без топора, без лопаты Как скрылась в сад,

Построили себе дома. Не возвратилась назад.

(Птицы) (Рыба, сетка)

Распространены также народнопоетичні символы:

В венке зеленолистім, В красном ожерелье Всматривается в воду На свою хорошую красоту. (Калина)

 

Связь загадок с другими жанрами фольклора и с письменным литературой

Загадки очень тесно связаны с другими жанрами устной словесности. Прежде всего, как уже отмечалось, ґенетично они связаны с мифологией - содержат элементы древних верований (анимизма, тотемизма), - а также с магией: родственные с заговорами, в которых по определенным причинам не указывается прямая название предметов или явлений, а их описательная метафорическая форма. В древнейших загадках сохранились остатки веры в магическую силу слова, поэтому иногда в древних колядках и віншуваннях встречаются пожелания в форме загадок.

Загадки обнаруживают тесную связь с народной лирикой. В календарно-обрядовой цикле они чаще всего встречаются урусаль-них песнях, где відгадуванню загадок предоставляется магическая сила. Содержание этих песен в подавляющем большинстве одинаковый. Русалка, поймав парня или девушку, обещает отпустить, если тот отгадает загадку. Варианты загадок русалок - очень разные, но однотипные. Как правило, они остаются неразгаданными, а русалка забирает «жертву» с собой.

Наблюдается связь жанра и с родственной обрядностью, в частности свадебной драмой. Во многих регионах существует обычай, что жених должен отгадать ряд загадок перед тем, как к нему выведут невесту. Это - упрощенный и видоизмененный обряд, корни которого в очень древнем обычаи испытания жениха перед свадьбой. Если он не выполнил предложенных задач ли не отгадал загадок, то он считался недостойным невесты, и она не становилась его женой. Это зафиксировано в ряде загадок: «Солнышко-околечко, посередине живица, кто не одгадає, не будет женится» (Колесо и зеркало).

Продолжение использования загадок для выявления способностей парня или девушки в добрачный период встречаем в лирических песнях о любви. Так, обращаясь к любимой, парень говорит:

... Загадаю загадочку Отгадаешь - моя будешь. Не угадаешь - чужая будешь.

Такое отгадывания загадок могло также играть роль не испытания, а гадание.

Отголоски этого и других обычаев прослеживается и в эпосе. Из всех эпических жанров ближайшими к загадок является сказки - в них используются те же приемы способа моделирования действительности (персонификация, метафорика, аллегория, фантастический компонент и др.), поэтому в сказках всегда создается атмосфера загадочности. И. Березовский, сравнивая эти два жанра, отмечал: «Розповідне начало в сказке является основным признаком эпического отношение художника к действительности, а в загадке оно фактически виражане будто в скрытой форме. Действительно, немало загадок по характеру образа является кратким, предельно сконденсованим изложением признаков определенного явления, которое могло бы быть предметом воспроизведения - в таком же плане - значительного по размеру художественного полотна. Именно поэтому иногда один и тот же образ фигурирует и в сказке, и в загадке, находя различную степень детализации, по-разному разворачивая заложенное в нем розповідне начало в соответствии с возможностями каждого жанра».

Однако и сами загадки часто используются как парадигма сюжетобудування сказок. Особенно в героїко-фантастическом цикле они вводятся в канву текста как один из путей испытание героя - проверка его смекалки и изобретательности, способности мыслить, анализировать различные явления действительности. Иногда в сказках загадыванием загадок ведется поединок между героем и антигероем. То есть вместо того, чтобы меряться силой, они меряются умом. Побеждает тот, кто отгадал все загадки противника. Такое решение развития сюжета сказки не является случайным. Известно, что в древности были случаи, когда два враги или даже враждебные армии, чтобы не проливать крови, «соревновались», задавая друг другу загадки. От умения угадывать их зависела дальнейшая судьба (как это отражено и в сказках). Часто тот, кто не старался угадать загадки, платил за это своей жизнью. Ведь перипетии сюжета предусматривают разгадывания тайны.

Такое серьезное отношение к этому жанру в древности привело к тому, что загадки распространены не только как элемент сказочной прозы, но и как составная часть героического исторического эпоса. Так, в думах и исторических песнях воспеваются случаи, когда турки или татары загадывают загадки пленному казаку, и, если он их отгадывает, - отпускают на волю. В исторических документах зафиксировано подобный обычай времен средневековья: перед казнью осужденной на смерть человека ей публично задавали загадки, и, если она их отгадывала, - освобождали от наказания.

Как видим, загадки занимали важное место в мировоззрении и жизни людей, им предоставлялось важного магическое значение. Подобное понимание жанра находим в творчестве всех народов. Особенно важная роль отводилась загадкам в странах Азии и Ближнего Востока. В Библии упоминаются случаи поединка загадками (Самсон загадывает загадку филистимлянам). Не менее важной загадка в греческой культуре. Известный греческий миф о Сфинкс, которая убивала каждого, кто не давал ответа на загадку. Никто не выдержал этого испытания, кроме Эдипа, который победил Сфинкс мудростью, правильно ответив на загадку.

Уже в древние времена загадка была выработана как отдельный жанр с определенными специфическими чертами, и даже у Аристотеля находим довольно детальный анализ рис этого жанра. В древние времена загадки развивались в тесной связи с письменным литературой. Ф. Колесса подметил, что особенно важное влияние на развитие и распространение загадок в Украине произвели апокрифы и «Пчели», что пришли к нам из Византии. Именно поэтому, по мнению исследователя, в этом жанре так много «странствующего материала». Обратная связь загадок с письменным литературой прослеживается и в последующие эпохи. Этот жанр использовали в своем творчестве писатели древней литературы. Да, И. Галятовский воспользовался формой загадки для развертывания проповеди «Ключ разумєнія»; в основе произведения - вопрос типа формулировок с «Притчей Соломоновых»: «Что есть в мире проще, чем путь орла в воздухе, змеи на камне и корабля на море?». А. Байбаков вводил стихотворные загадки в свой учебник поэтики; М. Костомаров обработал сказку-загадку «Семилетка» в пьесе «Загадка». Поэтическими обработками загадок есть некоторые байки Л. Боровиковского, Л. Глебова (цикл «Загадки и разгадке»), произведения О. Федьковича и др. Расширенная интерпретация народной загадки сказка М. Коцюбинского «Десять рабочих». Элементы и приемы этого жанра вводят П. Тычина в «Пастели», А. Шиян в детскую пьесу «Котигорошко» (здесь герой отгадывает загадки Водяного), В. Сосюра в стихотворении «В плаще»: «Мышата синие на заборе - то лучей (одгадай, чье?..)». Среди современных писателей популярными являются поэтические загадки М. Сингаевского.

На сегодня загадки почти полностью перешли в детский фольклор. Содержа в себе элемент игры, что возбуждает воображение того, кто должен отгадать загадки захватывают детей и выполняют познавательную и развивающую функции. У многих народов этот жанр был и остается средством формирования и развития умственных способностей молодых людей, выработка способности к анализу, сопоставление явлений. Это широко используется в украинской народной педагогике.

 

Собирание и исследование загадок

История собирания и исследования загадок сравнительно короткая. Специальное внимание на этот жанр собиратели фольклора обратили в 40-х годах 19 века. Лишь единичные примеры зафиксированы в сборнике М. Лучкая «Grammatica Slavo - ruthena» (Будапешт, 1830), «Ученых записках Московского университета» (1834), газете «Молва» (1835). Впервые отдельно 60 загадок подал Г. Ількевич в сборнике «Галицкие приповід ки и загадки» (Вена, 1841), 175 украинских и 150 сербских загадок И опубликовал. Головацкий в книге «Венок русинам на жатву» (Вена, 1847). Первый отдельный сборник «Малороссийские и галицкие загадки» заключил и издал в 1851 г. в Киеве В. Сементовский. Сюда вошло 380 произведений, а в дополненном издании «Малороссийские загадки» (СПб., 1872) их насчитывалось 475. Немало текстов печаталось в сборниках М. Закревского «Старосветский бандуриста» (Москва, 1861, Кн. 2), М. Номиса (Г. Симонова) «Украинские поговорки, пословицы и т.д . » (СПб., 1864), П. Чубинского «Труда этнографически-статистической экспедиции в Западно-Русский край» (Т. 1, СПб., 1877), И. Манжуры «Сказки, пословицы и т. п., записанные в Екатеринославской и Харьковской губерниях» (Киев, 1890), М. Костомарова «Новая сборник народных малороссийских поговорок, пословиц, помовок, загадок и заговоров» (Одесса, 1890). Некоторые тексты представлены в сборниках Бы. Грінчен-ка, Ф. Колессы, В. Гнатюка и др. В начале 20 века вышли отдельные сборники паремий, заключенные М. Зіронькою «Украинские поговорки и загадки (Киев, 1908), А. Онищуком «350 загадок молодым и старым на забаву» (Коломыя, 1911) и др. Первое научное издание загадок советского периода - «Загадки» (1962), совершенное И.П. Березовским. К научного исследования загадок в Украине в 19 в. впервые обратились В. Потебня и О. Сементовский, которые связывали этот жанр с мифотворчеством и называли «малым мифом», который требует ответа. После них к изучению жанра обратились сторонники миграционной школы в Украине (в частности Г. Сумцов), которые искали истоков загадок в церковной и художественной литературе. Заметное место занимает работа И. Франко «Останки первобытного мировоззрения в русских и польских загадках народных». В советской фольклору заметные исследования М. Рыбниковой, И. Колесницької, В. Аникина, В. Митрофановой. Первая весомая работа - П. Попова - статья к двухтомника «Украинское народное поэтическое творчество» (Киев, 1952). На современном этапе исследования жанра наиболее заметными являются труда М.М. Пазяка, И. Березовского и др.

 

 Литература

 

Загадки / Вступление, ст. И.П. Березовского. - К.: Днепр, 1987. - 158 с

Закуковала кукушечка: Антология украинского народного творчества. - К., 1989. - С 427-552.

Колесса Ф. Устная народная словесность. - Эдмонтон, 1983. - С 145-148.

Кононенко В. Путями народных присказок. - К.: РИЦ «Проза», 1994. - 208 с.

Народ скажет - как завяжет: Украинские народные пословицы, поговорки, загадки / Вступление, ст. Н. Шумади. - К., 1971. - 230 с

Пазяк М.М. Украинские пословицы и поговорки. Проблемы пареміо-логии и пареміографії. - К.: Наук, мысль, 1984. - 204 с.

Присказки или украинская народная философия. - Эдмонтон, 1998. - 355 с.

Пословицы и поговорки. Природа. Хозяйственная деятельность человека / Вступление, ст. М.М. Пазяка. - К.: Наук, мысль, 1989. - 480 с

Пословицы и поговорки. Человек. Семейная жизнь. Черты характера / Вступление, ст. М.М. Пазяка. - К.: Наук, мысль, 1990. - 528 с

Пословицы и поговорки. Взаимоотношения между людьми / Вступление, ст. М.М. Пазяка. - К.: Наук, мысль, 1991. - 440 с

Украинские поговорки, пословицы и все такое: Сборники А.В. Марковича и других заключил Г. Номис / Вступление, ст. М.М. Пазяка. - К.: Лыбидь, 1993. - 768 с

Франко И. Галицко-русские народные поговорки. Предисловие к т. 1. (Львов, 1905), т. 2 (Львов, 1908), т. С (Львов, 1910) / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 38. - С 294-328.

Франко И. Останки первобытного мировоззрения в русских и польских загадках народных / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 26. - С 332-346.



Назад