Электронная онлайн библиотека

 
 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

15.3. Специфика страхования грузов при экспортно-импортных операциях


Сегодня при выполнении международных перевозок применяются два вида страхования: обязательное и добровольное. Целью страхования внешнеторговых грузов является покрытие убытков, которые могут возникнуть вследствие частичной утраты, повреждения или полной потери товаров при доставке их от грузоотправителя до грузополучателя. Услугами страхования пользуются также и перевозчики - для возмещения потерь через аварии на транспорте. По договору транспортного страхования груза страховая организация обязуется за определенную плату (страховую премию) при наступлении указанных в договоре опасностей или случаев, которые несет груз, возместить страхователю (владельцу груза), в пользу которого заключен договор, нанесенный ущерб.
Объектом транспортного страхования может быть как сам груз, так и имущественные интересы, юридически связанные с перевозкой груза (например, ожидаемая прибыль и комиссия, фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой). Страхователем может быть владелец груза, залогодержатель, перевозчик. Страховые компании осуществляют страхование грузов, перевозимых автомобильным, железнодорожным, речным, морским, авиационным транспортом, а также находящихся в промежуточном складском хранении. На страхование принимаются грузы любой группы: промышленные; продовольственные; произведения искусства и антиквариат; изделия из драгоценных металлов и камней; денежные знаки и ценные бумаги и т.д.
Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. В заявлении должны быть указаны: информация о грузе (вид, вес, число мест, вид упаковки), вид транспорта, способ перевозки (поштучно, в пакетах, в контейнерах), время отправления груза, перевозочные документы, страховая сумма груза, условия страхования. При заключении договора страхования в нем указываются "события" и "опасности", при наступлении которых убытки возмещаются страхователю. Договор страхования груза считается заключенным с момента, когда страховая организация выдала за своей подписью документ - страховой полис, а страхователь оплатил страховую премию. Страховой полис может быть выписан на условиях, которые точно соответствуют условиям страхования, указанным в аккредитиве.
Правилами транспортного страхования грузов при международных перевозках предусматривается три вида условий страхования:
1. "С ответственностью за все риски". Это условие страхования является наиболее полной. Возмещению подлежат:
- все убытки от повреждения или полной потери всего или части застрахованного груза;
- все необходимые и целесообразные расходы по спасанию и сохранению груза и предотвращения дальнейших его повреждений.
Не возмещаются убытки вследствие:
- каких-либо военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждение или уничтожение минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны; пиратских действий, а также вследствие забастовок, конфискации, реквизиции, ареста;
- прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляющихся материалов;
- умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
- влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку;
- упаковка грузов с нарушением стандартов и отправления грузов в поврежденном состоянии;
- пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя или его представителя, но без ведома страховщика самовоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и предметов;
- недостачи груза при целостности наружной упаковки;
- повреждения груза червями, грызунами, насекомыми.
Страхование от этих рисков осуществляется отдельно путем
уплаты дополнительного взноса.
Полис "С ответственностью за все риски" обеспечивает покрытие "убытков по общей аварии". Под аварией обычно принято понимать любое событие, которое может произойти с судном в море: столкновения судов, пожар или взрыв на судне, посадка судна на мель, выброса на берег. Морское право придает слову "авария" другое значение, то есть рассматривает не сам случай аварии, а убытки и расходы, причиненные этим случаем в ходе осуществления морского предприятия. "Авария" в страховом деле - частичная утрата или повреждение, а "общая авария" - частичная утрата или повреждение основного груза судна, что вызвано действиями капитана (в угрожающей ситуации) для спасения всего судна.
Морское право разделяет убытки, возникшие во время морской перевозки, убытки общей аварии и отдельной (частичной) аварии - все, что не относится к общей аварии. Авария называется "общей" потому, что убытки, которые возникли, распределяются между всеми участниками морского предприятия: судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости.
Убытки по общей аварии - убытки, понесенные в результате совершенных умышленных, целесообразных и чрезвычайных расходов с целью спасения судна, фрахта и грузов, перевозимых на судне, от общей для них опасности. Предполагаемые затраты - это затраты не случайные, а обоснованные сознательными действиями капитана или других ответственных лиц. Под разумными затратами понимают предполагаемые расходы, оправданы сложившимися обстоятельствами. Чрезвычайными расходами считаются расходы, не связанные с эксплуатационными расходами перевозчика по договору перевозки. Преднамеренные, целесообразные и чрезвычайные убытки должны вытекать из интересов спасения всего морского предприятия (судно, груз, фрахт и) от опасности, которая ему угрожает.
К общей аварии относятся:
- убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза или оборудования судна, а также убытки от повреждения судна или груза во время принятия мер общего спасения, в частности вследствие проникновения воды в трюмы через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;
- убытки, причиненные судну или грузу во время тушения пожара на судне, включая убытки от совершенного с этой целью затопления судна, что загорелось;
- убытки, причиненные намеренной посадкой судна на мель и снятием такого судна с мели;
- убытки от повреждения двигателей, других машин или котлов судна, находящегося на мели, причиненные попыткой снять судно с мели;
- чрезвычайные расходы, связанные с перегрузкой груза, топлива или предметов снабжения с судна в лихтеры, с наймом лихтеров и с обратной погрузкой на судно, осуществленные в случае посадки судна на мель;
- убытки от повреждения или гибели груза, топлива или предметов снабжения, причиненные перемещением их на судне, выгрузка с судна, обратной загрузкой и заключением, а также во время хранения в тех случаях, когда сами затраты на выполнение этих операций признаются общей аварией;
- затраты, произведенные с целью получения помощи по договору об избавлении, так и без него, в той мере, в какой спасательные операции осуществлялись с целью предотвращения опасности для судна, фрахта и груза;
- ущерб от загрязнения окружающей природной среды, которое возникло вследствие общей аварии;
- потеря фрахта, вызванная потерей груза, в тех случаях, когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии, при этом из фрахта исключаются расходы, которые были бы осуществлены перевозчиком груза для его получения, но в результате пожертвования сделаны не были.
2. "С ответственностью за частную аварию". По этой условия страховщик возмещает убытки, возникшие с определенных причин, в частности: убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури или другого стихийного бедствия, аварий транспортных средств, провала мостов, взрыва и т.п.; убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива.
Все убытки, которые не подпадают под общую аварию, признаются отдельной (незагальною) аварией. Они не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. их несет тот, кто их потерпел, или тот, на кого возлагается ответственность за их причинение. По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:
- убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, причиненный пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствиями, гибелью или столкновением поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрыва, повреждения судна льдом, підмоченням забортной водой, аварией принавантаженні, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
- убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;
- убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, выгрузке и приеме судном топлива;
- убытки, расходы и взносы, связанные с общей аварией;
- все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасение груза.
Не признаются общей аварией:
- стоимость выброшенного за борт груза, что самозайнявся, и груз, перевозимый на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;
- убытки, причиненные (будь-каким образом) во время тушения пожара на борту судна, в результате воздействия дыма или нагревания;
- убытки, причиненные обрубкой обломков или частей судна, снесенных или потерянных в результате несчастного случая до проведения работ с целью избавления от общей опасности;
- расходы, связанные с перемещением или выгрузкой груза, топлива или предметов снабжения в порту отправления или мероприятия или в месте хранилища, когда повреждения судна обнаружено в порту отправления или мероприятия при условии, что в течение рейса не случилось никакого несчастного случая или другого чрезвычайного происшествия, связанного с таким повреждением, а также когда такие расходы были осуществлены исключительно с целью перезаключения груза через смещение в процессе рейса, если только такое перезаключения не является необходимым ради общей безопасности;
- расходы на заработную плату и содержание экипажа судна, на топливо и предметы снабжения, осуществленные за период ремонта повреждения судна, даже если ремонт является необходимым для безопасного продолжения рейса в случаях, когда повреждение судна обнаружено в порту отправления или мероприятия, при условии, что в течение рейса не случилось никакого несчастного случая, связанного с таким повреждением;
- любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и т.д.).
3. "Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения*". Этим условием предусматривается возмещение убытков от полной гибели всего или части груза в случае аварии транспортных средств.
Основное различие между условиями "с ответственностью за частную аварию" и "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" заключается в том, что за первым условием возмещаются убытки от повреждения или полной потери всего или части груза, а по второй - лишь убытки от полной потери всего или части груза. Страховая компания возмещает:
- убытки от полной потери всего или части груза, причиненный пожаром, молнией, бурей, вихрем или другими стихийными бедствиями, гибелью или столкновением поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрыва, повреждения судна льдом, підмоченням забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
- убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;
- все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.
Предъявляя требование страхового возмещения страхователь обязан документально доказать свой интерес в застрахованном грузе (имуществе), наличие страхового случая, размер своих претензий в соответствии с убытков. Заявляя претензию, страхователь должен представить в страховую компанию (агентство) комплект претензионных документов:
- оригинал страхового полиса;
- оригинал коносамента, чартера или накладной;
- инвойс (счет-фактуру);
- документы, подтверждающие наличие страхового случая: аварийный сертификат, акт сообщение, акт экспертизы, морской протест, выписку из судового журнала с обязательным указанием причины страхового случая;
- расчет ущерба, документально обоснованный актами экспертизы.
Страхователю необходимо четко придерживаться срока предъявления претензии и документов, которые прилагаются к нему. При потере груза страховой полис должен быть подан перевозчику не позднее трех дней со дня выгрузки груза из транспортного средства. Обзор груза аварийным комиссаром должен быть проведен в течение десяти дней с момента выгрузки груза. При проведении внешнеторговых операций срок предъявления претензий составляет: 1 год - при экспортных поставках, 6 месяцев - при импортных поставках с момента установления страхового случая.
Страховая сумма определяется по взаимной договоренности сторон в пределах действительной стоимости груза на момент заключения договора страхования или с ее превышением в соответствии с условиями поставки груза.
Страховой тариф зависит от вида груза и транспортного средства, что его перевозит, маршрута перевозки, избранных рисков и находится в пределах 0,2-1% страховой суммы (табл. 15.1).

Вид транспортировки
Размер ставки (% к страховой суммы)
Морским путем и внутренними водными путями:
 
- в трюме
0,5
- на палубе
1,0
Железнодорожным, автомобильным транспортом при смешанных перевозках
0,4
Воздушным транспортом и в почтовых посылках
0,25

Исходя из степени риска в каждом конкретном случае при установлении ставки страхового платежа возможно применение понижающего (от 0,2 до 1,0) или повышающего (от 1,0 до 10,0) коэффициентов. При заключении договора страхования размер тарифной ставки определяется умножением основной ставки, установленной в зависимости от вида транспортировки, на соответствующий коэффициент поправки.
Ответственность страхователя по договору страхования начинается с момента, когда груз принят для перевозки со склада или места складирования в пункте отправления, если страховой платеж внесен вовремя. Продолжается ответственность во время всей перевозки установленному маршруту, включая перегрузки и перевалки, продолжает действовать, если страховщик меняет пункт назначения при условии п* дження об этом страховщика и согласования дополнительной премии и условий страхования.
Прекращается ответственность, когда груз доставлен на склад или конечное место складирования в пункте назначения, или когда срок транзитного хранения преувеличил 30 дней. Ответственность остается в силе при задержке груза из обстоятельств, которые не зависят от страхователя, или отклонение от маршрута, принудительного разгрузки, перевідправки или перегрузки, а также во время любой изменения в связи с использованием владельцами транспорта своих прав, вытекающих из договора перевозки. При этом страхователь обязан немедленно сообщить страховщику для продления договора страхования и установки дополнительной премии.
При наступлении страхового случая, оговоренного настоящим страхованием, обе стороны имеют право аннулировать договор. Расторжение договора должно быть оформлено письменно и направлено другой стороне не позднее одного месяца после завершения переговоров об урегулировании убытков. Если распоряжение предоставляется страхователем, то оно может иметь оговорки о том, что аннулирование договора вступает в силу сразу или позже, но не позднее фактической даты прекращения действия договора страхования.
Страхование заканчивается при передачи права на груз, продан в счет покрытия убытков, которые возникли в результате страхового случая. Если страхование перевозки любого конкретного груза был заключен до момента расторжения договора страхования в целом, такое страхование остается в силе до окончания срока действия страхового полиса. Во всех других случаях договор страхования может быть расторгнут сразу по желанию одной из сторон. Если страхователь разрывает договор после перечисления страхового платежа на расчетный счет страховщика до момента начала срока действия полиса, то страховщик должен вернуть страховой платеж на расчетный счет страхователя, за исключением комиссионных.
Страхователь имеет право по своему желанию расторгнуть договор в любой момент и потребовать возврата страхового платежа за период, оставшийся до окончания действия договора страхования, за исключением расходов, которые понес страховщик. Если требование страхователя обусловлено нарушением страховщиком условий договора страхования, последний возвращает страхователю оплаченный им страховой платеж полностью. При досрочном расторжении договора страхования по требованию страховщика страхователю полностью возвращаются уплаченные им страховые платежи.
Если требования страховщику обусловленные нарушением страхователем условий договора страхования, страховщик возвращает страхователю страховые платежи за время действия договора с учетом расходов, которые он понес. Возвращенные средства выплачиваются страховщиком в течение 72 часов со дня досрочного прекращения договора страхования.
При наступлении страхового случая страховщиком или уполномоченным им лицом состоит страховой акт. В случае необходимости страховщик может сделать запрос относительно сведений, связанных со страховым случаем, в правоохранительные органы, банки, медицинские учреждения и другие предприятия, учреждения, организации, которые владеют информацией об обстоятельствах страхового случая, а также самостоятельно выяснить причины и обстоятельства страхового случая, в соответствии с условиями заключенного договора назначить аудиторскую проверку или экспертизу финансового состояния страхователя.
В случае пропажи груза вместе с транспортным средством страховое покрытие осуществляется как при полной гибели, если нет оснований считать, что ущерб произошел в результате страхового случая, не определяемого действующим страхованием. Транспортное средство считается пропавшим без вести, если со времени ожидаемого прибытия прошло 30 дней и до момента заявления о претензии о нем не поступило никаких сообщений.
Страхователь обязан принять все возможные меры с спасение и сохранение поврежденного груза, а также обеспечить права на регресс к виновной стороне, и в течение суток сообщить страховщику. При этом страховщику предоставляются такие документы:
- акт осмотра груза;
- оригинал договора страхования или страхового полиса;
- коносамент, накладная или другие перевозочные документы;
- счет за убытками, спецификацию по убыткам;
- документы, необходимые для осуществления права на регресс. Страховое возмещение выплачивается в пределах страховой
суммы, исходя из размера прямых материальных убытков, причиненных владельцу груза вследствие утраты или повреждения груза, с учетом франшизы и других условий договора страхования.
Если страхователь получил покрытия от третьих лиц, страховщик покрывает разницу между суммой, подлежащей оплате по правилам страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.
Страхователь обязан при получении страхового покрытия передать страховщику все имеющиеся документы для осуществления права регресса. К страховщику, выплатившему страховое покрытие, переходит в пределах этой суммы право регресса, которое страхователь имеет к лицу, которое несет ответственность за убытки. Если страхователь отказывается от этих прав или осуществления регресса по его виной не возможно, то страховщик освобождается от обязанности выплатить страховое покрытие, а в случае осуществления выплаты страхователь обязан возвратить страховщику полученное покрытие.
Если от третьих лиц, которые отвечают за перевозку груза, нельзя требовать покрытия или в случае наличия у них отказа от прав регресса, то в таких случаях страховщик освобождается от обязанности выплатить компенсацию.
Страховщик имеет право отказать в выплате страхового покрытия, если страхователь:
- сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;
- не сообщил страховщику о существенных изменениях в риске;
- не принял мер для спасения и сохранения груза и не сообщил страховщику в установленные сроки о страховой случай;
- не предоставил документы, подтверждающие факт страхового случая и необходимые для установления размеров убытков.
Право страховщика на предъявление претензий страховщику ограничено сроком исковой давности, которая установлена законодательством Украины. Споры, вытекающие из договора страхования между страховщиком и страхователем решаются Хозяйственным судом или Морской арбитражной комиссией.



Назад