Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

1.1. Значение, предмет, задачи и структура учебного курса «История педагогики»


Развитие общества и изменения в отношениях между людьми всегда находили свое отражение в практике образования, обучения и воспитания подрастающих поколений, в цели и задачах школы, в педагогических теориях и системах. Образование, обучение и воспитание - социальные процессы, исторически обусловленные, в которых всегда отражаются цели и интересы господствующих классов общества, а также их политических партий. Чтобы правильно понять закономерности этих процессов, необходимо знать историю развития образования, воспитания, школы и педагогических теорий от древнейших времен до наших дней.

Известный немецкий историк педагогики К.Шмідт говорил, что только тот в состоянии понять истинную науку современной педагогики, кто сам вжился в историю педагогики. Она учит быть объективным, правильно оценивать мнения, циркулирующих в литературе. Она помогает осознавать, что многое из того, что принимается тем или иным исследователем за свое новое, оригинальное творение, давно уже существовало раньше и делалось время или намечалось еще вернее и лучше, чем сегодня, или, наоборот, признано неправильным, давно осуждено многолетним опытом. Педагогика без ее истории то же самое, что здание без фундамента. Отсутствием твердых знаний по истории педагогики можно объяснить немало ошибок в деятельности педагогов-практиков и ученых-педагогов.

История педагогики - одновременно и педагогическая, и историческая наука. Историческая точка зрения заключается в описании, в открытии того, что было и как было. Историк стремится ответить на вопросы: что? какое? как? когда? Педагог же стремится познать особенности развития и общественные функции образовательных явлений и педагогических взглядов, а также проанализировать их, оценить их прав, установить, были ли они выражением прогресса, актуальны ли сегодня. При этом педагог стремится к познанию не через саму историческую любопытство, но, и это главное, чтобы углубить свою педагогическую эрудицию, лучше понять направления развития школы и педагогической мысли, ориентироваться в современных образовательных тенденциях, школьных системах и педагогических теориях. Поэтому педагога не все одинаково интересует в образовательной древности. Если историк может утверждать, что все важно, и может дойти до мелочного хронологического изучение прошлого, то педагог, как правило, занимает выборочную позицию, ценную, «утилитарную» с педагогической точки зрения.

Как отдельная отрасль знаний история педагогики зародилась во второй половине XVII ст., однако ее развитие приходится на вторую половину XIX в. и следующее века. Среди первопроходцев-историков педагогики в первую очередь следует назвать француза К.Фльорі («О выборе и метод учебных занятий», 1686), немцев К.Мангельсдорфа («Попытка изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания», 1779), Ф.Рухкопфа («История школьного и воспитательной дела в Германии», 1794), К.Шмідта («История воспитания от его возникновения до нашего времени», 1902). На протяжении более века история педагогики развивалась не как история науки о воспитании, поскольку ее в современном понимании еще не существовало, а как история практики воспитания и образования, с одной стороны, и как изложение взглядов на воспитание тех или иных мыслителей - с другой.

В Украине история педагогики начала разрабатываться с середины XIX в. Внимание отечественных исследователей привлекали как история зарубежной, так и история школы и образования в Украине. В это время выходит много переводных работ по истории педагогической мысли зарубежных авторов. Отечественная история педагогики конца XIX - начала XX в. представлена незначительным количеством работ исследовательского характера, другие же страдали описательностью, отсутствием аналитичности.

Как отдельный предмет преподавания история педагогики входит в программу педагогических заведений со второй половины XIX в.

Предметом истории педагогики является изучение исторических закономерностей развития воспитания, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды с древнейших времен до наших дней. Здесь следует обратить внимание на три принципиально важные особенности. Во-первых, на последовательность слов: воспитание, школа и педагогическая мысль, которая совсем не случайна. Как будет показано далее, в такой последовательности и происходил сложный процесс их становления и развития. Во-вторых, на то, что воспитание, школа и педагогическая теория рассматриваются в процессе их взаимосвязи и развития. В-третьих, история педагогики изучает исторические закономерности этого развития, то есть пытается установить все, что является общим для воспитания, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды.

Основные задачи истории педагогики

Основные задачи истории педагогики как науки:

• получение достоверных научных знаний о закономерностях развития различных педагогических явлений и трансформацию различных педагогических теорий, обусловленных этими явлениями;

• анализ борьбы прогрессивных и консервативных тенденций в развитии педагогики;

• раскрытие с научных позиций причин качественных изменений в развитии педагогики;

• установление путей, которыми шел процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки (генезис прогрессивных начал педагогической теории).

Задача истории педагогики как предмета педагогического образования (учебной дисциплины):

История педагогики играет важную роль в профессиональной подготовке будущих учителей, решая следующие задачи:

• выявить и ознакомить студентов с основными путями и закономерностями развития воспитания, школы и педагогической мысли в различные исторические периоды;

• сформировать у студентов систему знаний о мировой историко-педагогический процесс и о месте украинской педагогики в нем; ознакомить с современными формами воспитания и педагогическими течениями через их исторический родовид;

• раскрыть лучшие достижения педагогической мудрости украинского и других народов и выработать умение применять их в своей будущей профессиональной деятельности;

• воспитание любви к педагогической профессии, формирование идеала учителя на основе ярких примеров жизни известных педагогов (Коменский, Песталоцци, Ушинский, Макаренко и др.) и формирование основ педагогического мастерства;

• сформировать самостоятельное историко-педагогическое мышление (научить видеть и понимать закономерности развития педагогических категорий); формировать критическое отношение к педагогического наследия прошлого, что будет удерживать будущего педагога от консерватизма и рутины, а также от псевдоноваторства в учительской работе;

• овладеть методами ретроспективного анализа историко-педагогических явлений и фактов;

• расширить профессиональный кругозор, обогатить духовную культуру будущих педагогов.

В контексте поставленных задач история педагогики дает возможность понять связь педагогических явлений с общественно-культурными отношениями эпохи и страны, производит историческую перспективу, позволяет глубже, критичнее и более всесторонне оценить состояние образовательных и педагогических систем и стремлений современности, пробуждает живой интерес педагогическими проблемами, прививает культ педагогических традиций, может служить средством формирования чувства патриотизма и интернационализма.

Структура курса «История педагогики»

Курс состоит из двух разделов:

1. История зарубежной классической школы и педагогики;

2. История украинской школы и педагогики.



Назад