Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

1.2. Принципы истории педагогики


Основными принципами построения истории педагогики являются:

1. Историзм, что предусматривает изучение любого явления в процессе его возникновения, становления и развития, рассмотрение педагогических явлений применительно к конкретной исторической эпохи, социально-экономических особенностей этой эпохи, детерминирующих содержание, методы и организацию учебно-воспитательного процесса.

Много исследователей, стремясь «актуализировать» свою работу, пытаются установить непосредственные связи между явлениями, фактами, взглядами отдаленных от нас эпох и современностью, проводят неправомерные исторические параллели, затрачивают время и усилия на поиски у педагогов прошлого высказываний, обосновывающих современные идеи, ссылаются на понятия и факты из прошлого, лишь внешне схожие с современными. Совершенно игнорируется тот факт, что много терминов и понятий, встречающихся в литературе прошлых веков, при всей их похожести на современные имели совершенно иную трактовку и в ходе исторического развития существенно изменили свой смысл.

Исторический подход к педагогических явлений требует учета ряда моментов, а именно: социально-экономические особенности эпохи, что детерминирует содержание, методы и организацию учебно-воспитательного процесса, а также направление поисков путей их изменения, а отсюда - возникновение тех или иных педагогических теорий и концепций; влияние в каждую эпоху успехов общенаучного прогресса на концепции воспитания и педагогической теории; эволюцию и трансформацию идей, концепций, теорий, понятий и терминов; выделение тенденций развития.

2. Системности, которая предусматривает рассмотрение фактов и явлений воспитания и обучения в рамках всей школьной системы и школьных традиций соответствующей эпохи; анализ идей, высказываний, теорий педагогов прошлого в рамках их целостных концепций воспитания; изучение педагогических систем прошлого в системе конкретных социальных отношений, политического строя, общественных и идеологических взглядов с учетом борьбы между отдельными их направлениям.

3. Научности. В период развития демократии, когда дан импульс творческому мышлению, необходимо осмыслить прошлое с позиции глубокого, более справедливого и честного подхода к тем событиям, которые мы переживаем. Научность, что предполагает объективность исследователя, требует от него беспристрастного отношения ко всем этапам развития воспитания, школы и педагогической мысли.

4. Партийности. Особое внимание следует уделять выявлению в педагогических идеях и концепциях прошлого отражение классовых, политических интересов отдельных социальных групп, всегда ставя вопрос «Кому это выгодно?».



Назад