Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

1.2. Особенности воспитания на различных этапах развития первобытного общества


В истории воспитания отправной точкой стала педагогическая практика первобытных людей. Полностью реконструировать этот феномен сегодня довольно трудно. Единственные доступные нам источники - вещественные находки археологов. Но они недостаточны для получения исчерпывающей информации. Исследователи также воспроизводят воспитательную практику первобытных людей путем аналогий, используя этнографические данные о наиболее отсталые в своем развитии племена, которые иногда еще встречаются на Земле.

Существование первобытного строя измеряется сотнями тысяч лет. В своем развитии он прошел несколько периодов: первобытное стадо, родовая община, расписание первобытного строя. Воспитание подрастающего поколения на каждом его этапе имело свои особенности.

За первобытного стада, когда только завершается процесс биологического становления человека, никаких организованных форм воспитания еще нет. Не существует дифференциации воспитательных воздействий нравственного, трудового, тем более интеллектуального направления. Воспитание происходит стихийно и ограничивается прямым воспроизведением небогатого общественного опыта.

Эпоха родового строя характеризуется значительным расширением общественного опыта и преобразованием человеческих стад в стали коллективы родственников - роды, племена. У людей появляются религиозные представления.

Первоначальная родовая семья сначала делилась на три возрастные группы: первая - дети и подростки; вторая - взрослые, полноправные участники жизни и труда; третья - пожилые люди, старики. Количество таких возрастных групп со временем увеличивалась. Для многих первобытных племен переход в группу взрослых сопровождался специальными актами, которые получили название “инициация“.

Возрастная инициация - первая в истории педагогики институализирована форма воспитания детей. Она представляет собой систему испытаний и церемонию посвящения подростков в полноправные члены коллектива, почему предшествует достаточно длительная специальная подготовка.

Цель воспитания в этот период заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, установленных способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев, обрядов.

Единственной воспитательной институцией выступает целая община. Воспитание является общественным, совместным и одинаковым для всех. Функция воспитателя постепенно закрепляется за группой стариков, которые были носителями и хранителями коллективного опыта. Часто выполняли роль воспитателей и старшие дети.

Существовали лишь возрастные и половые различия в воспитании детей. Воспитание осуществлялось путем прямого включения детей в конкретные виды трудовой деятельности взрослых и мало практический характер. Оно было естественным и свободным. Дети воспринимали его как неотъемлемую часть их действительного сегодняшней жизни, а не как подготовку к жизни будущего.

На последних этапах матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подрастающих людей - дома молодежи. Они были отдельными для мальчиков и девочек. Здесь дети под руководством старейшин рода готовились к жизни и труда.

Вершиной первіснообщинної культуры выступила появление письменности в виде пиктографического письма. Пиктографическое письмо - это способ передачи информации с помощью специальных рисунков.

В первых в истории человечества организационных форм воспитания относятся: детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, ритуализованные обряды, устное творчество первобытных людей. Особое значение уделялось соблюдению установленных запретов - табу.

Эпоха разложения первобытнообщинного строя характеризуется возникновением соседских общин, постепенным установлением патриархальных общественных отношений и моногамной семьи, становым и имущественным расслоением общества.

Воспитание в это время начинает складываться как особая общественная функция i набирает некоторых организованных форм. Вместе с первоначальным коллективом еще одним воспитательным институтом постепенно становится семья. На смену единому, коллективном и ровно для всех постепенно приходит станово-семейное воспитание, которое различается для каждого состояния согласно его идеалов. Постепенно теряются непосредственные связи между ребенком и обществом. Воспитание все больше теряет свой природосоответствующий и ненасильственный характер.

Расширяются религиозные представления людей, растут сведения по астрономии, истории, медицины, осложняется опыт выполнения сельскохозяйственных работ. Рост объема человеческих знаний вместе с сословным расслоением общества породили отделение умственного воспитания от физического труда и необходимость организации специального обучения. Причем умственное воспитание становится монополией господствующей группы людей, поскольку именно в их руках сосредоточивались такие знания. Все это также привело к появлению людей, для которых воспитание становится сферой их профессиональной деятельности.



Назад