Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

2.1. Воспитание и учебная практика в странах Древнего Востока


Древний Восток - условное название стран, которые существовали в IV-I тыс. до н. э. на территории Южной Азии и частично в Северной Африке. На западном краю этой территории находится Египетского, на восточном - Китай.

В древньосхідних странах воспитания подрастающего поколения уже четко выделяется как самостоятельная социальная функция общества.

Главной его признаку в этот период была появление специальных учебно-воспитательных заведений - школ, где происходило систематическое обучение детей. Появление школ способствовало созданию различных систем письма (шумерское, египетский, китайский и т. д.) и накопления научных знаний, которые развивались благодаря запросам производства (построение сложных сооружений, ирригационных систем), военным, медицинским, религиозным и др. потребностям.

Первые школы возникли в III-II тыс. до н. э. в таких государствах как Шумер, Египетского, Индия, Китай. Обучение с этого времени становится основной, но не единственной стороной воспитания.

Школы в Шумере возникли в середине III тыс. до н. э. Шумер - ранняя рабовладельческое государство, существовавшее с V до конца II тыс. до н. э. на территории Двуречья (между реками Тигр и Євфрат).

Шумеры превратили пиктографическое письмо в клинопись, который представлял собой передачу информации с помощью комбинации различных вертикальных и горизонтальных клиновидных рисков. Эта система письма была сложной и трудной для изучения. Она насчитывала около 600 знаков.

Школы у шумеров возникали с целью подготовки писцов - людей, которые умели пользоваться клинописью. Собственного названия они не имели и назывались “дома глиняных табличек“, учитель - “отец дома глиняных табличек“, ученик - “сын дома глиняных табличек“. Это потому, что писали шумеры на глиняных табличках (по мокрой глине).

Тексты на найденных учеными глиняных табличках свидетельствуют, что в шумерских школах изучали сведения по ботанике, зоологии, географии, математике, астрономии.

Школы в Єгипті также возникают в III тыс. до н. э. Примерно в это время здесь появляется и письменность.

Египтяне использовали для письма папирус. Именно письмо было иероглифическим, то есть - “священным“ (иероглиф - священный знак). Оно было чрезвычайно сложным (насчитывало около 700 различных иероглифов).

В Єгипті существовали дворцовых школы, школы для жрецов, школы писцов, школы для различных служащих.

Первыми здесь появились, как и в Шумере, школы для писцов. Ученик сначала упражнялся в писании на глиняных табличках или навощених дощечках и только тогда, когда приобретал достаточных навыков, ему давали папирус. Писцы использовали упрощенный вариант письма - ієратичне.

Только в школах для жрецов изучали иероглифическое письмо, которое считалось священным. В этих школах все огорталося мистикой и таинственностью, здесь передавали умение отправлять религиозные культы, а также сообщали научные сведения по математике, астрономии, географии и медицины, которые держались в тайне от других людей.

Во II тыс. до н.э. возникают первые учебные заведения в Китае. О них узнаем из древнейших китайских записей, сделанных на костях и панцирях черепах. На рубеже II и i тыс. до н. э. появляются летописи на бамбуковых и деревянных дощечках. Важные документы с VIII в. до н. э. записывали на дорогом шелка. В I в. китайцы научились изготовлять бумагу.

В Древнем Китае писали иероглифическим письмом, которое насчитывало несколько десятков тысяч иероглифов. Обучение грамоты продолжалось много лет, оно было доступно только детям чиновников и богачей.

Первыми китайскими школами были общинные школы, которые впоследствии делились на центральные и местные. Для подготовки различных чиновников открывались специальные учебные заведения: юридические, математические, медицинские, художественные. С развитием науки в Китае возникают высшие аристократические школы, где учили, прежде всего, ораторскому искусству, философии, религиозной морали, астрономии, медицины и т.д.

Кроме государственных существовали также частные школы. Первую частную школу открыл Конфуций.

Основу обучения составляли "шесть искусств": стрельба из лука, управление лошадью, музыка, письмо, арифметика, этикет. Изучению письму и счету не придавали такого особого значения как всем другим дисциплинам.

На рубеже I и II в. н. э. в Китае впервые была введена система государственных экзаменов на занятие государственных должностей: кто хотел в будущем стать ученым или чиновником, должен был составлять ряд экзаменов на протяжении нескольких лет. Поэтому вся умственная образование, как правило, была направлена на подготовку к сдаче этих экзаменов.

Во II тыс. до н. э. возникли школы в Индии. Об их существовании свидетельствуют Веды - древнейший памятник индийской религиозной литературы. Веды были составлены санскрита - древней индийской языке.

В Индии была развитая устная традиция, которая до последнего времени оставалась ее характерной чертой. Уже в III в. до н. э. здесь существовали два алфавита - кхароштхи и брахме. Последний является источником всех позднейших индийских алфавитов.

Материалом для письма в Индии служило пальмовые листья. На севере страны для письма использовали внутреннюю сторону бересты.

В Ведах сохранились сведения об школы для двух высших состояний ("варны"): школы брахманов и школы кшатриев.

На время обучения учащиеся жили в доме учителя. Обучение в школе продолжалось 10-12 г. Для ученика день делился на две части. Часть дня выделялась для выполнения различных хозяйственных обязанностей в доме учителя, оговоренных при поступлении ребенка в школу. Другая часть дня предназначалась для школьных занятий. Занятия заключались, прежде всего, в заучивании наизусть стихотворений, гимнов и других религиозных текстов. Письмо в школах прививалося, как и в обществе в целом, очень медленно.

В разные периоды в древньоіндійських школах изучались: грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка, философия, красноречие.



Назад