Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Глава 12. Детский фольклор


Исследователи и собиратели фольклора давно наблюдали, что все фольклорные жанры делятся на две большие группы: 1) произведения, которые выполняются и бытуют в среде взрослых; 2) произведения, которые бытуют среди детей. Между этими группами есть существенная разница: устная словесность взрослых не всегда доступна детям, они начинают ее понимать и воспринимать только в подростковом возрасте. В свою очередь, детское творчество не всегда интересна для взрослых, которые стараются во всем руководствоваться разумом, и им трудно постичь тексты, выдворены детской фантазией, воображением, однако дети их подхватывают, и они распространяются в детской среде.

Термин «детский фольклор» появился в фольклору в 20-х годах 20 в. Собрано много текстов этого специфического вида творчества. Однако к этому времени теория детского фольклора не сформирована. Первым сложным вопросом оказалось, которые именно жанры стоит считать собственно «детскими». Так, Г.С. Виноградов, как один из знатоков народной педагогики, что первым начал широко употреблять термин «детский фольклор», отмечал, что им целесообразно обозначать произведения, сочиненные самими детьми, а также поэзию пения (небольшие лирические произведения, которые приговаривают взрослые, лаская детей). Несколько позже к этому виду словесности приобщили колыбельные песни (хотя некоторые из ученых до сих пор считает их разрядом семейно-бытовой лирики). Также было замеченный, что некоторые жанры народной словесности, которые бытовали в среде взрослых, потеряв свое первоначальное утилитарное назначение и сакральное значение, в несколько видоизмененном, упрощенном виде перешли в сферу детского фольклора. Все исследователи единодушны, что к детского фольклора относятся и произведения детей, и произведения для детей, составленные взрослыми. Основным критерием отбора является функциональный аспект: произведения, которые выполняются только в детской среде, а также те, которые не предусматривают других слушателей и выполняются взрослыми только для ребенка. Детский фольклор имеет свою специфику: соответствует возрастным особенностям детей в выборе тем, образов, идей; характеризуется сочетанием словесного материала с элементами игры, сопроводительными движениями; во многих произведениях проявляется выраженное воспитательное направление.

Вопросы классификации детского фольклора далеко не изучено, потому что круг произведений, охватываемых этим понятием, широкое и многомерное не только по тематике и образной системой, но и по назначению, способу и время выполнения. Каждый жанр имеет свой источник происхождения - все они возникли в разные исторические периоды и проникли в детскую словесность разными путями. В соответствии с выше упомянутых факторов все жанры детского фольклора условно можно разделить на три группы:

1) тексты, созданные взрослыми для детей;

2) произведения, перешедшие в детский фольклор из общего фольклорного наследия;

3) произведения самих детей.

В отдельных случаях четкая грань между ними стирается, то есть жанры, которые нельзя однозначно отнести в ту или иную группу. Каждая из этих групп, выделенная на основе происхождения жанров, имеет свои особенности, делится на меньшие подгруппы и циклы согласно другим рис (например, время ли цель исполнение произведения, его структура, поэтика и т. п.). Общая черта всех их - детская тематика, они выполняются только для ребенка, преимущественно младенца, или в возрасте до 4-5 лет.

Произведения для взрослых детей делятся на две части: 1) песенная лирика для детей (колыбельные песни); 2) поэзия пения (пестушки, утішки, потешки).



Назад