Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

2.2. Воспитание и школьное образование в государствах Древней Греции. Образование эпохи эллинизма


Экономический и культурный расцвет государств Древней Греции датируется VI-IV вв. до н. э. Хорошо известны две воспитательные системы тогдашней Греции: спартанская (Спарта - главный город Лаконии) и афинская (Афины - главный город Аттики).

Общие черты афинской и спартанской воспитательных систем:

- предназначались только для состоятельного полноправного населения;

- пренебрежительное отношение к физическому труду и к людям труда (неповноправного населения и рабов).

Особенности спартанской воспитательной системы. Воспитание в Спарте имело ярко выраженный военно-физический характер. Его главной задачей выступала подготовка мужественного, физически развитого, здорового, закаленного и выносливого воина - защитника земельной аристократии.

Воспитание было государственным и строго контролируемым ею. Контроль государства над воспитание начиналось с первых дней жизни ребенка: новорожденных осматривали в специальном месте, которое называлось лесха. Только здоровые дети возвращались родителям.

До 7 лет осуществлялось семейное воспитание. С 7 и до 18 лет мальчики находились в специальных заведениях интернатного типа - агелах, а в промежуток времени от 18 до 20 лет переходили в группу ефебів (“ефебія“ - молодой человек, молодость) и несли гарнизонную военную службу. После военной службы юноши становились полноправными гражданами Спарты. Гражданское совершеннолетие наступало в 30 лет.

В зависимости от года обучения детей в агелах делили на отдельные отряды. Руководитель агелу - пейдоном - специальное должностное лицо от государства. К воспитательной деятельности привлекались наиболее ловкие и умные юноши в возрасте 15-17 лет. Их называли іренами.

Уклад жизни в агелах был полностью построен по военному образцу. Все воспитание было направлено на выработку беспрекословного послушания, развитие выносливости и усвоения науки побеждать. На первом месте стояли физическое воспитание и военные упражнения. Много внимания уделялось таким военно-гимнастическим упражнениям как бег, борьба, метание диска и копья, приемы кулачного боя. К этому присоединялись музыка, пение и религиозно-обрядовые танцы. Искусство читать и писать официально не входило к содержанию обучения. Об особенностях спартанского воспитания достаточно ярко свидетельствует древний историк Плутарх в своих “Сравнительных життєописах”.

Одним из наиболее важных направлений умственного воспитания в агелах считалось умение юношей коротко и точно отвечать на поставленные вопросы ("лаконичный язык").

С 15-летнего возраста юноши получали право носить оружие и участвовать в так называемых криптіях - ночных облавах на илотов.

После каждого года обучения проводились публичные испытания - агоны.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей.

Особенности афинской воспитательной системы. Здесь воспитания мало выражен индивидуалистический характер. Афиняне стремились к сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического развития. Конечной целью воспитания выступала гармонично развитая личность. Эта цель определялась греческим понятием "калокагатія" (внутренняя и внешняя совершенство). Идеальный человек - тот, кто прекрасный телом и душой.

Семейное воспитание для мальчиков продолжалось до 7 лет, а для девочек - до замужества. Воспитание девочек было ограниченным и замкнутым. Они находились в отдельных частях жилых помещений - гінекеях. Мальчики после 7 лет начинали посещать школу. С целью избежания нежелательных уличных знакомств, мальчика в школу и из школы сопровождал специально приставленный раб - педагог (с гр.: “пайс“ - ребенок, “аго“ - веду за руку)

Школа (“схоле“) с греческого означает покой, досуга. В дальнейшем этим словом называли беседы философов с учениками, а еще дальше - i школьные занятия вообще.

Школы были частными и платными. Отдельно существовали мусические и гимнастические (палестры) школы. Первые давали всесторонний интеллектуальное развитие, а вторые - такую же культуру тела.

Посещение мусичної школы приходилось на возраст с 7-16 г.; в 12-16 г. мальчики занимались параллельно еще и в гимнастической школе. В дальнейшем (16-18 г.) наиболее обеспеченная часть молодежи поступала в государственных гімнасіїв - учебных заведений повышенного типа. Весь образовательный путь заканчивался 2-летней ефебією (18-20 г.) - военной службой.

Мусична школа (с гр.: “мусична“ - искусство муз) имела два отдела - граматиста i кіфариста. Здесь занятия проводили учителя - дидаскали (“дидаско“ - я учу).

В школе граматиста учили читать, писать и считать. В процессе обучения грамоте применялся "буквоскладальний метод". Для письма использовали навощені деревянные дощечки, по которым писали заостренными палочками - стилем. Изучали все четыре арифметические действия. Считать учились с помощью пальцев, камешков и рахувальної доски (абаки). Цифры обозначались с помощью букв алфавита.

В школе кіфариста давалась литературное и музыкальное образование. Изучали произведения Гомера, Гесиода, а с конца V в. до н. э. штудировали Эсхила, Софокла, Еврипида. Литературные произведения часто декламировали в музыкальном сопровождении. Чаще всего в школе учили игры на лире и кефали. Тесно с музыкой стояло обучение пению.

В гимнастической школе - палестре (палестра - площадка для занятий гимнастикой) мальчики занимались системой физических упражнений, которые получили название пятиборье. Сюда входили: бег, борьба, прыжки, метание диска и метание копья. Кроме этого, в систему физических упражнений школы входило и плавание. Во главе этой школы стоял учитель - педотриб - специалист из всех видов гимнастики.

Гимнасий - государственное учебное заведение повышенного типа в Афинах. В V-IV вв. до н. э. здесь насчитывалось три гимнасия, содержавшихся за государственный счет: Ликей, Академия i Кіносарг. Здесь молодежь тщательно изучала философию, политику, ораторское искусство, литературу, а также продолжала заниматься гимнастикой.

Образование эпохи эллинизма. Период с IV в. до н. э. (со времени походов О.Македонського) к I в. н. э. в греческой истории называют эпохой эллинизма. В настоящее время греческая культура широко распространилась на огромной территории, завоеванной Македонским. Афинская философия, литература и искусство сочетались с математикой, астрономией и пусками естествознания, что издревле развивались в Древнем Востоке.

Центром этой культуры стало город Александрия. Здесь была создана богатейшая библиотека древнего мира, которая имела до 700 тыс. рукописных книг. В городе существовали музей, обсерватория, ботанический сад, зверинец.

Система школ в эпоху эллинизма напоминала афинскую. Но школьная дело усуспільнюється: школы из частных постепенно превращаются в государственные. Нарушается гармония умственного образования и физического воспитания. Физическое воспитание понесло упадка.

В образовании постепенно выделяется круг учебных дисциплин, которые становятся основой ее содержания: грамматика, диалектика, риторика, а также арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Они позже будут оформлены в “семь свободных искусств“, которые станут основой содержания повышенной (среднего) образования для всего европейского средневековья.



Назад