Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

2.3. Зарождение педагогической теории в философских учениях древнегреческих мыслителей


В Древней Греции зародились первые в истории педагогики педагогические теории. Они еще не выделяются отдельно, а находят свое место в философских учениях древних мыслителей.

Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Представитель материалистического направления в древнегреческом философии. Написал около 70 произведений, но до сих пор сохранились лишь их обрывки.

Демокрит предоставлял воспитанию чрезвычайно большое значение. Он считал, что внешние воздействия (воспитания) играют ведущую роль в развитии человека. До главных воздействий такого рода относил: обучение, положительный пример взрослых и упражнения.

Он одним из первых указал на важную роль труда в воспитании и обучении. Именно обучение мыслитель рассматривает как серьезную трудовую деятельность (“Обучение производит прекрасные вещи только на основе труда“).

Демокріту одном из первых в мире принадлежит мысль о необходимости воспитания в соответствии с природой ребенка (в дальнейшем эта идея развивается как “принцип природосообразности в воспитании“). Он указывает, что “природа и воспитание подобные“. А именно воспитание, идя по пути природы, “перестраивает человека, создавая ей вторую природу“.

Важными условиями достижения положительного результата в обучении Демокрит называет знание внутреннего мира ребенка и наличие у учащихся внутренних психологических предпосылок - скромности и желание учиться (“Кто желает учить человека, который высокого мнения о свой ум, то зря тратит время“).

Сопоставляя важность сообщения детям разнообразных знаний с развитием у них мышление, философ отдает предпочтение второму, поскольку, как указывает он, “значительная часть багатознайок не имеют разума“.

Сократ (469-399 гг. до н. э.). Родился в семье скульптора вблизи Афин. Большую часть жизни посвятил философской творчества и педагогической деятельности. Стоял на философских позициях о невозможности для человеческого разума познания мира и вещей. По его мнению, человек может познать только саму себя (“Познай самого себя“).

Считал себя специалистом, прежде всего, в вопросах этики. Из этических соображений выводил цель воспитания, которая заключается в личном нравственном самосовершенствовании, освобождении интеллекта от всех негативных внешних воздействий.

Ничего неизвестно о его произведения. Сократ пользовался исключительно устным методом изложения своего учения. Он собирал большую аудиторию на афинских улицах и площадях и проводил беседы с желающими его слушать.

Учительскую миссию мыслитель считал важнее обязанности родителей. Главная задача учителя - вызвать к существованию лучшие сокровенные душевные силы питомца. Вызов этих сил Сократ считал “вторым рождением“, а учительскую деятельность называл “повивальним искусством“.

Главные педагогические принципы Сократа: отказ от принуждения и насилия, признание наиболее действенным воспитательным средством убеждения.

Он предложил свою схему учительской деятельности - сократичний метод (эвристическую беседу). Для сократової беседы характерны две специфические черты:

- ”сократова индукция“ - система наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник постепенно сам убеждается в неправильности ранее высказанных суждений (“Я знаю, что я ничего не знаю“);

- ”сократова ирония“ - шутливо искажена позиция учителя, которая подчеркивает его притворное незнание обсуждаемого вопроса в противовес хваленой самоуверенности ученика.

Платон (427-347 гг. до н. э.). Ученик Сократа. Занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при гімнасії Академия основал философскую школу. Свое философское учение и педагогические взгляды изложил в произведениях “Государство“ и “Законы“.

Выдвинул и обосновал учение о мире идей. По его мнению, идеи - это более совершенные формы бытия, где находится человеческая душа до рождения. Мир же вещей является лишь тенью мира идей. Познание - это припоминание душой того, что она знала в время своего существования вне тела человека. Поэтому цель жизни мудрого человека должна заключаться, по мнению Платона, в развитии способности к воскресению в ее душе врожденных идей (способности непосредственно созерцать идеи).

В своих произведениях обрисовал проект идеального государства. Все свободные граждане в его государстве поделены на три группы: философы - правители; воины - защитники государства; группа ремесленников и земледельцев, трудом которых содержались две предыдущие группы. Для представителей двух высших каст Платон отрицал семью, поскольку она отвлекает их от государственных дел.

Платон первым в мире обосновал систему образования и воспитания подрастающего поколения. Использовал при этом лучшие, на его взгляд, моменты афинского и спартанского воспитания: с первого взял идею гармоничного развития и систему школ, а с другой - опыт физического воспитания. Цель воспитания по Платону - формирование “i тела и души самыми прекрасными“.

Отстаивает государственное, общественное воспитание детей. В связи с этим Платон первым в истории пришел к мысли о необходимости введения государством детских дошкольных учреждений.

С 7 до 18 лет - государственное мусичне и гимнастическое воспитание. Дети в возрасте 7-12 лет посещают государственные школы, где их обучают чтению, письму, счету, музыке и пению. Для подростков 12-16 лет существуют школы-палестры, а для юношей 16-18 лет - гимназии. Молодежь 18-20 лет проходит военную подготовку в условиях ефебії. Ефебія - переходное звено к высшего образования.

Для наиболее способных юношей, которым уготовано быть философами и правителями, существует высшее образование. Она имеет два цикла: первый десятилетний (21-30 лет), второй пятилетний (31-35 лет). Возраст 35-60 лет для философов Платоном определяется как подготовка к вступлению в мир идей и участие (до 50 лет) в управлении государством.

Для представителей третьей касты (ремесленники и земледельцы) воспитание осуществляется в процессе практической жизни.

Платон крайне негативно относился к физическому труду. Обучение, по его мнению, не должно носить трудового характера. Особенно важную роль в воспитании отводит игре детей. “Ни одну науку свободный человек не должна изучать как раб, потому насильно не выкладывай детям науки, а через игру“.

Аристотель (384-322 г. до н. э.). Философ-диалектик, ученик Платона. Аристотель много лет занимался педагогической деятельностью в основанной им философской школе “Ликей“ при одноименном гімнасії. Он воспитывал малолетнего будущего завоевателя Александра Македонского.

Педагогические идеи мыслителя изложенные в его философских произведениях: "Политика", "Нікомахова этика", "Метафизика", "О душе" и др. Произведения Аристотеля охватывают все отрасли знаний того времени.

Он допускает одновременное и нераздельное существования материальных вещей и нематериальных идей в едином мире. Они взаємовідносяться между собой соответственно как вещество i форма, которые в единстве характеризуют определенную вещь.

Аристотель развил учение о человеческой душе, согласно которому душа, тесно и неразрывно связана с телом, имеет три стороны: растительное (ее функция - размножения и питания), животную (или волевую, которая проявляется в чувствах и желаниях) и умственную (оказывается в мышлении и познании). Последняя - бесплотная, вечна и бессмертна. Но это бессмертие не индивидуальное, как у Платона, а это слияние после смерти со вселенским разумом.

На основе учения о душе Аристотель впервые в истории делает попытку обосновать цель воспитания. Трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, моральное (прежде всего волевое) и умственное. Все стороны важны, но цель воспитания должна заключаться в развитии прежде всего высших сторон души: умственной и волевой, и прежде всего - волевой.

Аристотель считал, что у человека от природы является лишь зачатки способностей, которые надо развивать путем воспитания. Исходя из идеи развития он впервые в истории педагогики делает попытку возрастной периодизации, которую необходимо учитывать в процессе воспитания: от рождения до 7 лет; от 7 лет до наступления половой зрелости - 14 лет; от 15 до 21 года, то есть до возмужания.

В отличие от Платона, Аристотель обосновывает большое значение деятельности в воспитании и обучении. “Когда учатся, то не играют“, поскольку “молодежь нужно воспитывать не для забавы“. Всю жизнь человека должно носить деятельный характер. Но мыслитель имеет в виду не физическую работу, а деятельность души по совершенствованию определенных добродетелей.

Аристотель отделяет физический труд от занятий вільнонароджених людей, поскольку это их унижает и отнимает время для развития интеллектуальных сил. Он исключает любую профессионализацию всех учебных дисциплин, поскольку это делает из человека ремесленника.



Назад