Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

2.4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древнем Риме. Педагогические идеи М.Ф.Квінтіліана


История Древнего Рима делится на два отличных друг от друга периоды: республиканский период (VI-I вв. до н. э.); период Римской империи (30 г. до н. э.-476 г. н. э.).

Римское воспитание на всех этапах преследует, прежде всего, практические цели. Дети из простых семей получали практическую трудовую подготовку, а детей привилегированных граждан готовили к активной государственной деятельности. Первым делом было выработки у представителей всех слоев населения такого качества, как преданность родине, государству.

В отличие от греческого воспитание в образовательно-воспитательной системе Рима находится место и для бедного, но свободного населения. Для детей плебеев были доступны начальные школы.

В Риме школы приобретают широкое распространение во второй половине республиканской эпохи (II-I вв. до н. э.). Все они были сначала частными и платными и только в эпоху империи постепенно превратились в государственные.

Элементарные (начальные) школы существовали еще в III в. до н. э. Они обслуживали вільнонароджене со средним достатком населения (плебеев). Здесь учили читать, писать и счета. Методика обучения была такой же как и в афинских мусичних школах. В эти школы допускались и девочки.

Богатые римляне предпочитали домашнем начальном обучению своих детей.

В середине II в. до н.э. возникают грамматические школы для детей наиболее состоятельного населения. Сюда поступали мальчики 12-летнего возраста, которые получили предварительную домашнюю подготовку, и учились здесь до 16 лет. Это были школы повышенного типа, их прототипом стали афинские гімнасії. В них изучали греческий и латинский языки, теорию словесности, греческую литературу и историю.

Во времена империи вид грамматических школ сохраняется. Важное достижение в этом отношении связано с развитием женского образования: в I-II вв. наряду с мужскими грамматическими школами возникают и женские, что для истории педагогики было новым.

Во второй половине республиканской эпохи (II-I вв. до н. э.) возникают риторические школы, которые были высшей степенью школьной римской образования. Они готовили юношей из наиболее богатых семей к будущей государственной деятельности. Здесь за достаточно высокую плату овладевали ораторским искусством, изучали в большом объеме философию, риторику, правоведение, давались некоторые сведения из математики, астрономии, музыке.

Итак, в римских школах всех типов из обязательного перечня полностью исключено физическое воспитание и почти отсутствует музыка.

В последние годы императорского периода упадок римская культура и это находит отражение в образовании и воспитании подрастающего поколения. В школах царит формализм, риторика вырождается во внешнее красноречие, падает нравственность и т.д.

В конце Римской империи, когда христианство становится господствующей религией, на должности учителей все больше попадают представители христианского духовенства. Учебно-воспитательная работа приобретает постепенно религиозного характера. Поскольку христианская церковь не поддерживала образовательно-воспитательных идеалов античности, то к концу эпохи древнего мира (IV-V вв.) значительно снизился уровень образованности, который был достигнут в древних Греции и Риме.

Древньоримська теоретическая педагогика представлена прежде всего Квінтіліаном. Марк Фабій Квинтилиан (42-118 гг.) - выдающийся римский педагог. В течение 20 лет удерживал открытую им риторическую школу, которая стала первой государственной риторической школой в Риме.

Квинтилиан - основоположник педагогической литературы. Он написал первый в истории трактат по педагогике, который называется “О воспитании оратора“. Здесь впервые дается законченная система педагогических (в основном дидактических) указаний. Наставления Квінтіліана имеют загальнопедагогічний характер, хотя он и говорит о подготовке будущего оратора.

Конечную цель воспитания Квинтилиан видит в подготовке высокообразованного оратора: каждая свободная человек должен вести активную общественную жизнь, а это возможно только при условии овладения ораторским искусством.

По его учению будь-яка полноправная человек от природы наделенная определенными дарованиями. Тупых детей нет, речь может идти лишь об лучшие или худшие дарения. Поэтому при условии счастливого сочетания природных дарований и воспитания почти каждый может стать оратором. При этом определяющую роль педагог предоставляет воспитанию.

Квинтилиан был сторонником общественного школьного воспитания детей. Квинтилиан делает ряд ценных указаний и относительно семейного воспитания. Особо подчеркивал, чтобы родители и все лица, которые окружают ребенка, были высоконравственными и разговаривали с ней чистой классической без местных диалектов языке, ведь будущем оратору необходимо хорошо разговаривать.

Он выдвигает ряд важных дидактических требований. В первую очередь это такие как одновременное изучение нескольких учебных предметов при определенном их дежурстве между собой, сочетание заучивания и осмысления материала, учет индивидуальных возможностей учащихся, необходимость радостного обучения и т.д.

Относительно изучение грамоты Квинтилиан делает попытку усовершенствовать буквоскладальний метод, предлагая осуществлять одновременное освоение внешнего вида и названий букв, подчеркивая при этом значение наглядных приемов.

Квинтилиан впервые в истории педагогики формулирует ряд требований к учителю. Важнейшие из них следующие: учитель должен любить детей, быть для них хорошим примером во всем, разговаривать чистой и грамотным языком, быть образованным. Для работы в школе повышенного типа учитель обязательно должен предварительно работать определенное время в элементарной школе.



Назад