Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

3.1. Особенности образовательно-воспитательной практики и педагогической мысли в эпоху Средневековья


Эпоха европейского средневековья охватывает временной период V-нач. XVI ст. От времен Римской империи она унаследовала христианскую религию в ее западном разнообразии известном как католицизм (с 1054 г.). Христианская церковь стала главной идеологической силой, которая определяла весь развитие культуры и образования в эту эпоху.

В основу религиозной идеологии было положено разработанную церковью аскетическую доктрину, которая учила безразлично относиться к мирских благ и проявлять покорность земным властям. Человек рассматривался как существо греховное, которая обязана молитвами и праведной жизнью искупить первородный грех.

Церковь категорически отрицала почти все наследие античной культуры, кроме латинского языка. Латинский язык стал языком тогдашней европейской образованности. Этой языке велось богослужения в католической церкви, она же была и языком науки. Ею были написаны основные произведения церковной литературы, в частности богослужебные книги. Латинский язык, мертва и непонятная для учеников, стала на долгое время языком обучения в средневековой школе.

В эпоху, что рассматривается, в Западной Европе сложились следующие основные типы воспитания и образования: церковное, рыцарское, бюргерське и практическое. Отдельным было воспитание женщин.

Церковное воспитание - основной тип средневекового воспитания. Оно осуществлялось в христианских семьях и главным образом в церковных школах, которые тогда были самыми распространенными.

В церковных школах проповедовал . аскетический образ жизни и практиковались суровые наказания, поскольку они, как утверждалось, способствуют спасению души, выгоняют дьявольское начало с человека, облегчая этим путь к искуплению грехов.

Церковные школы, которые предназначались только для мальчиков, делились на несколько разновидностей: монастырские, соборные (или кафедральные) и приходские.

Монастырские школы, которые открывались при монастырях, были внутренними и внешними: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монахи и которые жили в монастырях; внешние школы посещали мальчики мирян.

При епископских резиденциях открывались соборные или кафедральные школы (при кафедре епископа). Они также делились на внутренние и внешние.

Наиболее распространенными были приходские школы. Эти школы возникали при приходских церквях, содержались священнослужителями и предназначались для обучения детей прихожан.

Во всех церковных школах учителями были духовные лица. Образование имело строго теологический характер. Всю истину искали в священном писании и изучали “на зубок“ только канонические (разрешены церковью) учебники и другие священные книги. Обучение строилось преимущественно на запоминании текстов из священного писания и комментариев к ним. В связи с этим в школах царил катехізичний способ овладения знаниями, когда учебный материал подается в виде вопросов и готовых ответов к ним.

В приходских школах, где группа учеников составляла, как правило, 3-10 мальчиков в возрасте 7-15 г., учили читать, писать, считать, а также церковного пения.

Читать учились буквоскладальним методом. Он основывался на механическом запоминании, поскольку материалом для чтения служили религиозные книги, написанные на латинском языке и смысл их был недоступен детям. После овладения чтением изучали писание, техника которого была такой же сложной.

Детей обучали также простейшем счета в пределах сложения, вычитания и умножения. Делением занимались очень редко через сложность действия. Самым важным было заучивание молитв и религиозных мелодий. Определенных сроков и расписания занятий в приходских школах не было.

В средневековой школе в целом типичной была индивидуально-групповая форма обучения. Сначала учитель читал материал для восприятия (на латинском языке, конечно), а ученики все вместе повторяли его вслух с целью изучить услышанное наизусть. Там, где ученики владели письмом, они еще и записывали урок на навощеній дощечке. Затем каждый ученик вызывался к доске и должен был повторять изученное без каких-либо задержек.

Во внешних монастырских и внешних соборных школах обучение было подобным образования, которую давали приходские школы.

Содержание образования во внутренних школах был несколько шире. Здесь изучались дополнительно еще “семь свободных искусств“ - полное возведение средневековых наук. В VI в. это сведение было разделено на два цикла: “тривиум“ - грамматика, риторика и диалектика; “квадривіум“ - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Чаще всего ограничивались лишь “тривіумом“, а в более крупных школах изучали i “квадривіум“. Вершиной обучения считалось богословия. Этим и исчерпывался весь смысл средневековой образования.

Рыцарское воспитание получали дети светских феодалов. Его целью было выработать у будущих рыцарей (“господ земли и крестьян“) крепостническую мораль, научить вести себя в “высшем обществе“ и дать военно-физическую подготовку через частые вооруженные столкновения между феодалами.

Средневековое рыцарство ставился с презрением ко всем видам труда, включая и умственную. Даже элементарная грамотность вплоть до XII в. не считалась обязательной. Поэтому многие представителей рыцарского состояния (графов, герцогов) в период раннего средневековья были неграмотными.

Сыновья феодалов воспитывались в духе “семи рыцарских добродетелей“, куда входили: умение ездить верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охоты, игры в шахматы и умение сочинять стихи и играть на музыкальных инструментах.

До 7 лет дети воспитывались в семье. А все упомянутые выше добродетели старший сын феодала добывал при дворе сюзерена (вышестоящего феодала), куда его отдавали в 7-летнем возрасте. Что касается младших сыновей феодала, то они оставались дома и здесь упражнялись в рыцарских добродетелях.

Система практического воспитания охватывала основную массу бедного населения, которое, как уже известно, не получало любой организованной образования в школах. Сюда входили прежде всего крестьяне, а также - мелкие ремесленники. Их дети воспитывались родителями в повседневной работы на огороде, в поле, в мастерской. Обучение труда, что было непосредственной целью такого воспитания, и сама работа осуществлялись одновременно. Об элементарной умственную образование детей в данном случае говорить не приходится.

Городское (или бюргерське) воспитание появилось в связи с ростом городов и развитием торговли в X-XI вв. и появлением нового социального положения - горожан (бюргеров).

Для удовлетворения потребностей в образовании городского населения возник новый тип учебных заведений - городские школы. Эти школы были двух видов. Ремесленники открывали свои цеховые школы, а купцы свои гильдий школы. Постепенно они были превращены в начальные магистратские школы, которые содержались за счет городского самоуправления - магистрата.

В этих школах впервые начали обучать детей на родном языке и обращать внимание на сообщение полезных знаний. В системе городского воспитания обще образовательная подготовка сочеталась с профессионально-прикладной.

Воспитание и образование женщин в эпоху средневековья также имели сословный характер. Девушки знатного происхождения воспитывались в семьях под присмотром матери и специальных воспитательниц, а также в пансионах при женских монастырях. Девушек учили читать, писать, а в пансионах они изучали еще и русский язык, знакомились с библией, приучались к благородных манер.

Воспитание девушек, которые принадлежали к непривилегированных сословий, ограничивалось приобретением навыков вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным канонам.

Педагогическая мысль в эпоху средневековья была также пронизанной духом религиозной идеологии. ЕЕ в определенной мере представляли мысли о религиозно-нравственное воспитание, что находили свое выражение в богословской и философской литературе.

В XII-XIII вв. начали появляться отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати. Одним из наиболее известных таких произведений является произведение Винцента из Бове (XIII ст.) “Наставления о сыновьям правителей и благородных людей“. Это произведение составляли преимущественно большие отрывки о воспитании из разных источников.

Типичным примером произведения, написанного в схоластическом духе, может служить “Дидаскаліон“ Гуго Сен-Вікторського (XII в.) .



Назад